Уравнения прогноза результатов в стрельбе

Упр. R 2 Уравнение прогноза
МП-6 0,594 551,06+35,46 F1 +38,52 F2 +3,53 F3 -9,14 F5
МП-8 0,602 586,0+17,51 F1 -22,54 F2 -1,39 F3
ПП-2 0,643 378,72+22,38 F1 -4,02 F2 -2,76 F3 +1,78 F4

Как видно из таблицы, качество прогноза высокое: все три уравнения статистически значимы и могут быть использованы при отборе стрелков к конкретным соревнованиям.

Необходимо сравнить прогнозируемый результат спортсмена с прогнозируемым результатом финалистов.

Прогноз интегральной готовности к максимальному спортивному результатуна заключительном этапе подготовки (ЗЭП).

Модель построена на следующих закономерностях полученных в исследовании проведённом В.Ф. Соповым (2005):

1. Стабильная динамика психофизиологических параметров на психологическом, вегетативном и психомоторном уровнях состояния в течение 3-5 недель этапа заключительной подготовки в следующих актуальных оптимальных зонах реагирования(ЗОР):

мотивация - 22-24 балла мотивационной шкалы Сопова; тревога -8-10 баллов шкалы тревоги Спилбергера;

вегетативное реагирование - 15-20 ма шкалы бипотенциометра в тренировках, 30-40 ма - перед соревнованиями;

психомоторный тонус - 8-10 б 10-ти балльной шкалы, от 0,550 ед. дозированной ДММ.

2. Доминирование оптимальных значений мотивации и психомоторного контроля за 1-3 недели до соревнований (см. рис.3.)

3. Высокие значения индивидуального эндогенного биоритма на этапе ЗЭП (7-10 баллов).

4. Быстрое восстановление показателей БП тела или КСП после нагрузки до оптимального уровня

 
  Уравнения прогноза результатов в стрельбе - student2.ru

Рис.8. Модель интегрального показателя готовности к максимальному

спортивному результату на заключительном этапе подготовки.

Контрольные вопросы и задания:

1) Сформулируйте понятие о профессиональном отборе?

2) Что такое специальные способности и критерии профессиональной пригодности в спорте?

3) Психологический отбор и основные методологические принципы.

4) Понятие о системе психологического отбора в спорте и её составляющих.

5) Что такое психоспортограмма спортивной деятельности и каково её содержание?

6) Как происходит построение моделей психологического отбора в спорте и каковы основные статистические методы их описания?

7) Охарактеризуйте практику психологического отбора в спорте.

Рекомендуемая литература:

1. Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. Надежность в спорте. М.: Физкультура и спорт,1985.

2. Родионов А.В. / Ред. Психология спорта высших достижений. М.: Физкультура и спорт,1979.

3. Родионов А.В., Практическая психология физической культуры и спорта. - Махачкала: Изд. Юпитер. 2002.

4. Сопов В.Ф. Методы измерения психических состояний в спортивной деятельности: Методические рекомендации. – М.:РГУФК, 2004.

5. Сопов В.Ф. Психологическая подготовка к максимальному спортивному результату. – Самара, СамГПУ, 1999.

6. Сопов В.Ф. Психические состояния в напряженной прфессиональной деятельности. – М.: Академический проект. 2005.

7. Ушаков И.Б. Комбинированные воздействия в экологии человека и экстремальной медицине. - М.: ИПЦ «Издатцентр»,2003.

ГЛАВА 13.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СПОРТСМЕНА-ЮНОШИ

Рост спортивных достижений все больше зависит от рационального построения эффективной системы подготовки юных спортсменов, которую можно определить как рационально организованный процесс обучения, воспитания и тренировки на основе учета закономерностей формирования двигательных и психических возможностей детей и подростков и особенностей их адаптации к физическим и психическим нагрузкам. Тренировка юных спортсменов представляет собой многолетний процесс, результатом которого становится совершенствование системы эффективного отбора и управления подготовкой спортивного резерва и сборных команд. По существу система подготовки юных спортсменов является основой «пирамиды» системы спортивного совершенствования.

Многолетняя тренировка юных спортсменов должна способствовать созданию разносторонней подготовленности, обеспечивающей в дальнейшем уровень результатов международного класса. Для правильного построения многолетнего тренировочного процесса важное значение имеет определение возраста, оптимального для начала специализации в избранном виде и для решения тех или иных промежуточных спортивных задач. В этой связи успешность управления подготовкойспор­тивных резервов во многом лимитируется знанием возрастных закономерностей становления спортивного мастерства в различных видах спортивной деятельности

«Длина пути» спортсмена от начинающего до мастера спорта междуна­родного класса определяется целым рядом факторов биологического, психологического и социального порядка. Существенное влияние на уровень и динамику спортивного результата оказывают темп и ритм биологического созревания организма спортсмена. Например, в видах спорта типа игр и единоборств период роста спортив­ных результатов чаще совпадает с фазой постпубертатного развития и, по существу, наибольший темп прироста наблюдается после завершения биоло­гического созревания организма.

Существенное влияние на процесс становления спортивного мастерства оказывает динамика психического развития, проявляющаяся как в развитии тех или иных психических качеств, так и в формировании специфических свойств личности юного спортсмена.

Наши рекомендации