Основные теории личности в зарубежной психологии
Взгляды зарубежных психологов на личность характеризуются большой пестротой. Л. Хьелл и Д. Зиглер в своей известной монографии выделяют по меньшей мере девять направлений в теории личности: 1. Психодинамическое (З. Фрейд) и пересмотренный А. Адлером и К. Юнгом вариант этого направления; 2. Диспозиционное (Г. Олпорт, Р. Кеттел); 3. бихевиористическое (Б. Скиннер); 4. социально-когнитивное (А. Бандура); 5. когнитивное (Дж. Келли); 6. гуманистическое (А. Маслоу); 7. феноменологическое (К. Роджерс) и 8. эго-психология, представленная именами Э. Эриксона, Э. Фромма и К. Хорни.
Психоанализ.Направление в психологии, разработанное З. Фрейдом.
Согласно его убеждениям, развитие и структура личности определяются иррациональными - бессознательными влечениями. Фрейд считал, что психическая жизнь личности определяется тремя структурами, или, как еще называют, психическими инстанциями.
«ид» («оно») — источник человеческих желаний, исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, целиком неосознаваемо и функционирует в бессознательном, тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями, руководствуется принципом наслаждения и стремлением к немедленному удовлетворению желания;
«эго» («Я») — действует на уровне сознания, отвечает за принятие решении, помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма, подчиняется принципу реальности и ищет возможность удовлетворить желания «ид» с учетом внешних факторов — условий среды.«Эго» дает возможность индивидууму постепенно давать выход грубой энергии «ид», тормозить ее, направлять по разным каналам;
«суперэго» («сверх-Я») —действует на уровне сознания, включает моральные принципы человека, которые определяют для него допустимость или недопустимость того или иного поведения с моральной точки зрения: с позиций добра или зла, правильного или неправильного, хорошего или плохого. «Суперэго» формируется на примере морали родителей. Семейные моральные сценарии наследуются и передаются из поколения в поколение. По Фрейду, «суперэго» можно считать полностью сформированным, когда контроль родителей заменяется самоконтролем.
Согласно теории развития личности, разработанной Фрейдом, личность взрослого сформирована опытом раннего детства, т.е. структура его характера, сформированная в раннем возрасте, остается неизменной и в зрелые годы. Поэтому, узнавая что-либо о своем детстве, о своем прошлом опыте, люди могут научиться наиболее адекватно понимать истоки своих проблем в настоящем и справляться с ними.
Когда появляется внешняя угроза психическому состоянию человека, вызывающая у него тревогу или беспокойство, «эго» («Я») старается смягчить опасность этой угрозы, используя два способа: а) с помощью реального, сознательного решения проблемы; б) с помощью неосознаваемого искажения ситуацию, реальных событий для того, чтобы защитить свое сознание и себя как личность.
Способы искажения называются механизмами психической защитыФрейд описал несколько механизмов психической защиты, среди которых наиболее известными являются вытеснение, перенос, рационализация, замещение, сублимация. Когда человек начинает испытывать запретные чувства, например, страх, гнев, отвращение, стыд, эти чувства часто противоречат его же представлениям о добре и зле и порождают в свою очередь неприятные ощущения, мешающие нормальной жизни. Поэтому запретные чувства могут:
• вытеснятьсяиз сознания в область бессознательного и «прорываться» в форме оговорок или сновидений;
• переноситься на других людей. Так, человек, испытывающий гнев по отношению к близкому человеку, может перенести его на кого-либо другого
• рационализироваться в этом случае истинные причины, которые порождают ту или иную мысль или поступок, бывают столь неприятными для осознания, что человек неявно, сам не отдавая себе в этом отчета, заменяет их на более приемлемые.
• замещаться,т. е. истинный объект враждебных чувств замещается гораздо менее угрожающим для человека.
• сублимироваться,т.е. трансформация человеком своих влечений в более приемлемые для других или в такие формы, которые их можно было выразить посредством социально разрешенных или приемлемых мыслей или действий
Теория психоанализа 3. Фрейда получила дальнейшее развитие в работах А. Адлера, К. Юнга, Э. Фромма и других ученых.
Основное положение теории индивидуальной психологии А.Адлера - понять и объяснить поведение человека можно только через понимание общественных отношений, поскольку оно ограничено рамками общественной жизни. Другое важное положение теории Адлера заключается в том, что люди живут в мире, какой они сами себе создали. Их главными мотивами, стимулами, движущими силами являются те цели, которые они перед собой ставят, выбирают, создают. Ученый называл их фиктивными.Фиктивные цели — это личные мнения людей о событиях настоящего и будущего. Они регулируют, подчиняют себе жизнь людей. Примерами подобных целей могут служить такие девизы (или кредо), как «каждый за себя», «моя хата с краю», «честность — лучшая политика», «все люди равны» и т.д. Он утверждал, что люди склонны вести себя в соответствии со своими личными убеждениями независимо от того, являются ли они объективно (т.е. независимо от воли людей) реальными или нет. Хотя фиктивные цели не имеют аналогов в реальности, они помогают людям разрешать их жизненные проблемы.
К. Юнг переработал теорию психоанализа З.Фрейда и предложил новые подходы к пониманию человека.
Согласно теории Юнга, в человеке одновременно существуют две ориентации или жизненные установки: экстраверсия и интроверсия, одна из которых становится преобладающей. Экстраверт ориентирован на внешний мир, его интересуют предметы, другие люди, он быстро устанавливает связи, разговорчив, мобилен, легко привязывается. Интроверт склонен к уходу от внешнего мира, от предметов, объектов, он стремится к уединению, сосредоточен на себе самом, своих мыслях, чувствах, опыте. Он сдержан в общении, его главный интерес — это он сам.
Душа человека состоит из трех взаимодействующих структур - эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного. Эго —это центр нашего сознания, благодаря эго, мы воспринимаем себя чувствующими, мыслящими, обладающими памятью и способностью к самоанализу людьми. Личное бессознательное содержит в себе мысли, чувства, воспоминания, конфликты, которые когда-то осознавались, но затем были вытеснены из памяти, подавлены, забыты — все то, что Юнг называет комплексами.Источниками комплексов является личный прошлый опыт человека, а также родовой, наследственный опыт. Коллективное бессознательное— хранилище мыслей и чувств, являющихся общими и одинаковыми для всего человечества. В коллективном бессознательном «содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума» Согласно Юнгу, оно состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов, которые являются врожденными идеями или воспоминаниями, побуждающими людей определенным образом реагировать на события, воспринимать и переживать их. Это не конкретные образы, идеи или воспоминания, а скорее врожденный тип реагирования на неожиданные, имеющие большое значение в жизни человека события, например, столкновение с родителями или любимым человеком, с какой-либо опасностью или несправедливостью. Юнг полагал, что архетипические образыи идеи находят отражение в сновидениях, в виде символов используются в литературе, живописи, религии, причем символы, характерные для разных культур, нередко имеют большое сходство между собой.
Э.Фроммутверждал, что на поведение человека решающее влияние оказывает та культура, в рамках которой он живет в настоящее время, - ее нормы, предписания, процессы, а также врожденные потребности человека. По мнению Фромма, одиночество, изоляция и отчужденность - черты, которые отличают жизнь человека современного общества. С одной стороны, люди нуждаются в том, чтобы обладать властью над жизнью, иметь право выбора, быть свободными от политических, экономических, социальных и религиозных ограничений, с другой стороны, им необходимо чувствовать себя связанными с другими людьми, не чувствовать отчуждения от общества и природы. Фромм описал несколько стратегий, которые люди используют, чтобы «убежать от свободы»
1) авторитаризм— люди присоединяются к чему-то внешнему, например они, вступая в отношения с другими людьми, проявляют чрезмерную беспомощность, зависимость, подчиненность либо, наоборот, эксплуатируют и контролируют других людей, доминируют над ними,
2) деструктивность— человек преодолевает ощущение собственной незначимости, уничтожая или покоряя других,
3) подчинение — человек избавляется от одиночества и отчужденности путем абсолютного подчинения социальным нормам, регулирующим поведение, и вследствие этого теряет свою индивидуальность, становясь таким, как все, и приобретая, по выражению Фромма, «конформность автомата».
Фромм, объясняя поведение людей, выделял пять уникальных жизненных, экзистенциальных (от лат. exsistentia - существование) потребностей человека
1) потребность в установлении связей,чтобы преодолеть ощущение изоляции и отчужденности, всем людям необходимо о ком-то заботиться, нести за кого-то ответственность, принимать в ком-то участие;
2) потребность в преодолении:имеется в виду потребность в преодолении людьми своей пассивной природы для того, чтобы стать созидателями своей жизни;
3) потребность в корнях:потребность в стабильности, прочности, что сходно с ощущением безопасности, которое в детстве давали связи с родителями, с матерью; потребность в ощущении себя частью мира;
4) потребность в идентичности:потребность тождества человека с самим собой: «я — это я»; люди, обладающие ясным и отчетливым осознанием своей индивидуальности, непохожести на других, воспринимают себя как хозяев собственной жизни;
5) потребность в системе взглядов и преданности:людям нужна система взглядов и убеждений для того, чтобы объяснять сложность мира и понимать его, также им нужен объект преданности, то, в чем бы для них заключался смысл жизни, — они нуждаются в том, чтобы посвятить себя кому-то или чему-то (высшей цели, Богу).
Бихевиоризм (теория научения).Бихевиоризм (от англ, behaviour — поведение) - очень влиятельное направление в психологии, наиболее видными представителями которого являются русский физиолог И. П. Павлов и американские психологи Дж.Б.Уотсон, Б. Ф. Скиннер.
Центральная идея учения И.П.Павлова — мысль о том, что психическая деятельность имеет биологическую основу, а именно физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга. Организм, взаимодействуя со средой, рефлекторно осуществляет саморегуляцию при помощи безусловных (прирожденных) и условных (приобретенных) рефлексов. В классической схеме И.П.Павлова реакция R возникает только в ответ на воздействие (стимул S) безусловного или условного раздражителя, поэтому ее можно представить следующим образом: S-R.
Дж.Уотсон положил начало направлению бихевиоризма. Бихевиоризм, по существу, снял проблему личности в психологической науке, поскольку человек был низведен до уровня животного, из которого можно сделать все что угодно, применяя методологию обусловливания по схеме "стимул-реакция" (S-R) и соответствующее подкрепление. Поэтому личность для бихевиористов стала представлять лишь «репертуар реакций или поведений».
В опытах Б.Ф.Скиннера, которые, как и опыты Павлова, проводились на животных, использовалась иная схема образования условного рефлекса: сперва животное производило реакцию (R), например нажим на рычаг, а затем эта реакция подкреплялась экспериментатором, в частности стимулировалась (S) пищей. Поэтому схема Скиннера выглядит следующим образом: R-S. Исходя из идеи идентичности механизмов поведения животных и человека разработал концепцию «оперантного» (от «операции») научения, согласно которой организм приобретает новые реакции посредством их самоподкрепления и только этого внешний стимул может вызвать реакцию. Например, игра на гитаре — это образец оперантной реакции. Для игры на гитаре не существует внутренней причины, которая ее вызвала, — это оперантное действие, и оно контролируется только теми результатами, которые за ним следуют. Таким образом, было сформулировано общая закономерность: если последствия оперантного поведения благоприятны для организма, то вероятность повторения этого поведения в будущем будет усиливаться, а если не благоприятны, то уменьшаться.
В обществе постоянно имеют место ситуации оперантного научения.Личность в целом — это «набор» определенных форм поведения, которые приобретаются посредством оперантного научения. Типичный пример - плач, с помощью которого ребенок управляет поведением своих родителей. Плач будет продолжаться до тех пор, пока родители его подкрепят - возьмут ребенка на руки, останутся в комнате, пока он не заснет, дают бутылочку с молоком. Плач постепенно прекратится, если родители перестанут его подкреплять: брать ребенка на руки и т. п.
Поведение человека в основном контролируется следующими стимулами: а) неприятными - наказание, негативное подкрепление, отсутствие подкрепления; б) позитивными - поощрение желательного поведения. В обычной жизни люди, как правило, ведут себя так, чтобы усилить позитивное подкрепление и уменьшить негативное.
Гуманистическая психология.Одним из основателей и наиболее ярким представителем этой школы является известный американский психолог К. Роджерс. Гуманистическая психология оформилась в 50-х гг XX в и противопоставив себя как психоанализу, так и бихевиоризму, ориентирована на исследования человеческого потенциала и личностного роста.
Основной мотив поведения человека, в соответствии с теорией Роджерса, это стремление к актуализации. Актуализация понимается как присущее организму стремление реализовать свои способности с целью сохранить жизнь и сделать человека сильным, способным приумножить свои способности и удовлетворить потребности. Стремление к актуализации является врожденным: например организм стремится сохранить себя, требуя еду и питье; физически развиваясь, организм усиливает себя, становится более независимым. Другие мотивы человека — это разновидности мотива актуализации. Она свойственна не только человеку, но и животным и растениям, т.е. всему живому.
Фундаментальным компонентом структуры личности Роджерс считал Я-концепцию, формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей (прежде всего социальной) средой и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его поведения. Рассогласование между Я-концепцией и представлением об идеальном «Я», а также нарушение соответствия между непосредственным, реальным опытом и Я-концепцией (в частности, фрустрация свойственной личности потребности в позитивном отношении к себе и самоуважении) вызывают попытки ограждения Я-концепции от угрозы дезорганизации путем ввода в действие механизмов психологической защиты, проявляющейся в виде либо перцептивного искажения (или селективности восприятия) опыта, либо его игнорирования, что, однако, не обеспечивает полной гармонизации личности, а в ряде случаев приводит к ее серьезной психологической дезадаптации.