Организация логоритмических занятий для дошкольников с общим недоразвитием речи (третий уровень речевого развития)
У детей с третьим уровнем речевого развития недостаточно сформирована связная речь, отмечаются трудности согласования частей речи, неточное звуковое оформление слов и низкий уровень развития фонематических процессов. Основная задача логопеда — развитие всех компонентов речевой системы с акцентом на развитие связной речи. Развитие связной речи проводится по периодам обучения от простого к сложному, от умений воспроизводить рассказы логопеда до самостоятельных рассказов по сюжетной картинке, по серии сюжетных картин и рассказов с элементами творчества.
На занятиях максимально включаются все речевые средства логоритмики: упражнения для развития дикции и артикуляции, упражнения для развития голоса, упражнения на координацию моторики и речи, упражнения с предметами и речевым сопровождением, упражнения с элементами мелодекламации, игры-драматизации.
Схема логоритмического занятия
для дошкольников с общим недоразвитием речи
(третий уровень речевого развития)
Тема:
Цели:
Вводная часть
1.Упражнения на различные виды ходьбы и бега.
2.Упражнение для развития дыхания с речевым сопровождением.
Основная часть
1.Упражнение для развития дикции и артикуляции.
2.Упражнение для развития мелкой моторики.
3.Упражнение на развитие координации движений и речи.
4.Упражнение с предметами и речевым сопровождением.
5.Упражнение с элементами танца.
6.Игра-драматизация.
Заключительная часть
1.Упражнение для развития мышечного тонуса.
Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы с ОНР 3 уровня.
Борова Е. В. http://logopeddoma.ru/publ/konspekty_zanjatij/konspekt_integrirovannogo_zanjatija_dlja_detej_podgotovitelnoj_gruppy_s_onr_3_urovnja_tema_neskuchnoe_puteshestvie/4-1-0-142
Тема: "Нескучное путешествие"
Цель: развивать речевую активность, диалогическую речь посредством ответов на вопросы.
Задачи:
Образовательные:
-расширять представление о графическом изображении букв;
- совершенствовать навыки построения сложного предложения.
Коррекционные задачи:
-закреплять навыки звукового, звуко-слогового анализа и синтеза;
-развивать общую, артикуляционную, мелкую моторику, мимическую мускулатуру, речевое дыхание;
-развивать фонематический слух.
-развивать внимание, мышление, память.
Воспитательные:
- воспитывать самоконтроль за речью;
-формировать познавательный интерес, желание учиться;
- воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование: магнитная доска, мягкие подушки, сюжетные картинки, картинки со слогами, музыка для динамической паузы, игровое панно «Древняя пирамида», листы бумаги с контурным изображением букв и геометрических фигур, цветные восковые мелки, прописи для каждого ребенка.
Ход занятия
Вступительная часть. Цель: эмоциональный настрой детей.
Дети под музыку заходят в зал, рассаживаются на стульчики.
Логопед:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в интересную страну Смешарию - букварию, где наши любимые герои мультфильма Смешарики приготовили для вас множество заданий о звуках и буквах и давно уже ждут нас.
Основная часть.
Задание № 1. Артикуляционная гимнастика.Цель: развитие мышц артикуляционного аппарата
Логопед:
- Угадайте, кто нас встречает первым?
-Хоть он и ушастик,
Собою хорош!
Узнали кто это?
Конечно же… Дети хором: - Крош!
Логопед:
- Расскажите, ребята, какой он - Крош?
Дети: -ловкий, смелый, быстрый, любознательный, умелый и т.д.
Логопед:
-Правильно! А еще Крош очень любит делать зарядку для язычка.
Вот так!
(Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики).
Логопед:
Молодцы! Угадайте, кто же нас встречает следующий?
(Дети подходят к магнитной доске с изображением домика.)
Задание № 2. Дидактическая игра «Направление букв». Цель: расширять представление о графическом изображении букв, закреплять зрительную память.
Логопед:
- Артист, пианист,
Балагур, тары-барыч!
Узнали кто это?
Конечно… Дети: - Кар-Карыч)
Логопед:
- Но мне кажется, у него проблемы. Карыч запутался и не знает, какие буквы смотрят в левую сторону, а какие в правую. Давайте поможем ему!
(Дети распределяют буквы на левую или правую сторону домика в соответствии с графическим изображением.)
Задание № 3. Дидактическая игра «Исправь словечко» Цель: развивать фонематический слуха детей.
Логопед:
- Ну вот, Кар - Карыч остался совершенно доволен, а мы с вами продолжаем свой путь угадайте к кому?
(Дети рассаживаются на мягкие подушки.)
Логопед:
Капризный поэт,
Любит горный пейзаж.
Узнали кто это?
Конечно… Дети: - Бараш!
Логопед:
- Ребята, послушайте, какие стихи придумал Бараш, но внимательно проверяйте, все ли слова наш поэт подобрал правильно, если нет, то исправьте его.
-Нам темно. Попросим папу
Нам включить поярче ЛАПУ. (лампу)
-Здесь хорошее местечко -
Протекает рядом ПЕЧКА. (речка)
-Чтобы выросли листочки,
На ветвях набухли БОЧКИ. (почки)
- Сшил себе котенок тапки,
Чтоб зимой не мерзли ШАПКИ. (лапки)
-Таня - пухленькие щечки
И веснушки, словно КОЧКИ.(точки)
- Любопытные мартышки
Собирают с елок ФИШКИ. (шишки)
- Волны ходят на просторе
День и ночь в открытом ГОРЕ. (море)
- Свет дневной уходит прочь,
На поля спустилась ДОЧЬ. (ночь)
-Пчелка мед цветочный пьёт,
Из него готовит ЛЁД. (мед)
Задание № 4. Динамическая пауза. Цель: снять мышечное напряжение, развивать основные физические движения детей.
Логопед:
- Молодцы! А кто же из смешариков всегда следит за здоровьем?
-На лыжах бегунья,
На кухне певунья.
Узнали кто это?
Конечно… Дети: - Совунья
(Дети выполняют общие физические упражнения под музыку).
Задание № 5. Дидактическая игра «Древняя пирамида» Цель: Закрепить навыки звукового, звуко-слогового анализа и синтеза. Развивать мышление.
(Дети подходят к доске с изображением древней пирамиды.)
Логопед:
-Рогатый ученый,
Забавный типаж.
Узнали кто это?
Конечно….. Дети: - Лосяш!
Логопед:
- Сейчас он как раз занят изучением истории древнего народа, который прекрасно умел строить пирамиды. Одну из них Лосяш сумел откапать, но она настолько старая и потертая, что я предлагаю вам ее украсить. Для этого нам нужно разделить слова с картинок на слоги и поставить ее на соответствующий этаж.
(дети расставляют картинки на этажи пирамиды, в соответствии слогов в слове и количеством «камней» на каждом этаже)
Задание № 6. Дидактическая игра «Волшебный цветок» Цель: Закрепить навыки звукового, звуко-слогового анализа и синтеза. Развивать мышление, внимание.
(Дети подходят к столику с приготовленным заданием.)
Логопед:
- Итак, следуем дальше. Нас встречает любительница прекрасного, а кто же это, угадайте сами!
-Красотка, звезда,
И совсем не свинюша!
Узнали кто это?
Конечно же… Дети: - НЮША! В своем прекрасном саду.
- В саду распустился красивый цветок,
Он разный по цвету имел лепесток,
На каждом из них написан был слог,
Чтоб слово составить ты сразу бы смог.
Логопед:
- Ребята, давайте с вами вместе прочитаем слоги на лепестках цветка и попробуем составить из них слова.
(Дети читают слоги на лепестках цветка и составляют из них слова.)
Варианты слов: (замок, ваза, вата, роза, рота).
Задание № 7. Дидактическая игра «Укрась свою букву» Цель: Закрепить знание графического изображения букв, знание геометрических фигур. Развивать творческие способности.
(Дети рассаживаются за столы.)
Логопед:
- Ну вот мы и добрались до последнего жителя страны Смешария-буквария.
-Колючки, очки,
Пара ручек и ножек.
Узнали кто это?
Конечно же… Дети: - ЕЖИК!
Логопед:
- Помогите ежику украсить буквы той геометрической фигуркой, которая прикреплена к вашей букве.
(Дети под музыку раскрашивают свою букву геометрическими фигурками, демонстрируют результат друг другу.)
Подведение итогов совместной деятельности.
Логопед:
- Ребята, какие же вы молодцы! Вы справились со всеми заданиями смешариков, показали какие вы умелые, дружные, любознательные и внимательные.
И в конце нашего путешествия Смешарики - букварики решили подарить вам памятные призы, книжки - прописи, которые помогут вам научиться красиво писать буквы.
До новых встреч!
(Детям раздаются памятные сувениры - книжки с прописями.)