Слушание музыки используется в решении коррекционной задачи как развитие внимания и памяти.
Наиболее результативным видом музыкальной деятельности в решении коррекционных задач является пение. Например, при невнятном произношении, «проглатывании» окончаний слов (особенно согласных), использую прием пропевания мелодии на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру», которые способствуют автоматизации звука и закреплению правильного произношения.
Наиболее действенным приемом, направленным на развитие звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха, являются музыкально-дидактические игры. С их помощью развивается у воспитанников внимание, память, мыслительные процессы, т.е. оказывается комплексное корригирующее воздействие на детей.
Для развития фонематического слуха проводятся музыкально-дидактические игры, которые способствуют поддержанию интереса детей и стимулируют их активность. Такие как: «Птенчики» Е. Тиличеевой, «Три медведя» И Арсеева, «Угадай по голосу» Е. Тиличеевой и др.
Для развития слухового внимания, слуховой памяти, дифференциации неречевых звуков используются такие музыкально-дидактические игры как: «На каком инструменте играю?», «Музыкальные молоточки», «Отгадай и сыграй, как я!» и др.
В ходе работы над текстом разучиваемой песни, проводится работа по коррекции устной речи. В этом помогает артикуляционная гимнастика. В нее включаю упражнения для языка, щек, губ, а также мимические упражнения, направленные на развитие подвижности речевых органов. Такие упражнения вызывают положительные эмоции у детей, а также развивают мимику.
Также, для успешного развития артикуляции и чистоты интонирования используется так называемые фонопедические упражнения, которые являются наиболее эффективными для развития певческих навыков (с музыкальным сопровождением и без него). Так как известно, что в пении органы дыхания играют ведущую роль, необходимо закаливание органов дыхания, укрепление мышц носоглотки.
Для этого рекомендуются специально подобранные упражнения по системе В.Емельянова.
Для профилактики простудных заболеваний, для оздоровления и повышения защитных свойств организма, для поддержки у детей бодрого настроения и побуждения их к активности, я используется игровой самомассаж биологически активных точек.
Используя вышеперечисленные приемы в пении исчезает излишняя напряженность дыхательного и речевого аппарата, скованность голосовых связок, появляется выразительность в пении. А систематическое развитие навыков выразительного пения помогает решить многие коррекционные задачи для преодоления речевых нарушений.
В целом, все вышеперечисленные приемы способствуют:
- развитию психических процессов (внимание, память, мышление, воображение и т.д.);
- нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного);
- развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны речи (звукопроизношения и ритмико-мелодической стороны: темпа, ритма, тембра, динамики).
Для развития коммуникативных качеств у детей и выработки умения согласовывать свои действия с движениями других используются коммуникативные танцы и игры, а также ритмические игры. Они помогают дошкольникам преодолеть робость, застенчивость, а также естественно и непринужденно выполнять самые различные танцевально-игровые действия с товарищами.
Наиболее результативной формой музыкально-ритмического воспитания является утренняя музыкально-ритмическая разминка под музыку, целью которой является внесение дисциплинированности и организованности в выполнении движения. Благодаря присутствующему в ней ритму вялые и расплывчатые движения детей становятся четкими и целесообразными, преодолевается хаотичность, суетливость движения, нормализуется двигательное беспокойство и движения выполняются в темпе музыки.
Материал, изучаемый на логоритмических занятиях закрепляется в самостоятельной деятельности детей (в группе в свободное время).
Самостоятельная музыкальная деятельность помогает ребенку «раскрыться»: по-своему выразить то, с чем он познакомился на музыкальном занятии, проявить свою инициативу, самостоятельность, развить волевые черты характера, творческие способности, воображение.
Для этого в каждой группе организована соответствующая развивающая среда. Данная работа проводится или совместно с воспитателем, или детьми самостоятельно.
Таким образом, все перечисленные выше логопедические технологии способствуют развитию у детей слухо-зрительно-двигательной координации, внимания и памяти, ритмического слуха, нормализации координации движений с речью, пространственной организации движений, выразительности и грации движений, общей и мелкой моторики.
Элементы логоритмики.
Г.А. Волкова, развивая идеи В.А. Гринер и Н.С. Самойленко [1941], рекомендует использовать в логопедической работе по коррекции неречевых и речевых функций.
Элементы логоритмики включает в себя следующее:
- логопедическую гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;
- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики пальцев рук;
- упражнения на развитие общей моторики;
- вокально–артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания;
- песни, стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
- мело- и ритмодекламация для координации слуха, речи, движения;
- упражнения для мимических мышц, развития эмоциональной сферы, воображения и образного мышления;
- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
развития ребёнка и специфики образовательного учреждения, осуществлять личностно – ориентированный подход к обучению и воспитанию.
Логоритмика это совместная работа трех специалистов: логопед, музыкальный руководитель и воспитатель, работающий с данной группой детей.
Логопед координирует деятельность музыкального руководителя и воспитателя, включает в занятие упражнения для развития общих речевых навыков и речевые игры, позволяющие решать коррекционные задачи, исходя из речевой патологии детей.
Музыкальный руководитель подбирает музыкально – двигательные, художественно – изобразительные и музыкально – дидактические игры и упражнения в соответствии с возрастом детей, аккомпанирует.
Воспитатель проводит логоритмику, корректирует действия детей, создаёт благоприятную атмосферу, помогая детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, осуществляет контроль над детьми во время выполнения двигательных и танцевальных упражнений: следит за осанкой детей, качеством движений, соблюдением правил игры.
Вне логоритмических занятий воспитатель продолжает отрабатывать с детьми те виды упражнений, которые вызвали у них затруднения, разучивает тексты песен или словесный материал к пальчиковым играм.
Таким образом, логоритмика обеспечивается преемственность в работе всех специалистов, занимающихся коррекционной работой. Использование наглядного материала, иллюстраций, музыкально-дидактических игр, музыкальных инструментов, атрибутики, элементы костюмов делает логоритмику более привлекательным, интересным и продуктивным для детей. В качестве музыкального сопровождения используется как классическая, авторская музыка, так и музыка современных композиторов в аудиозаписи. Занятия по логоритмике проводятся один раз в неделю в музыкальном зале.
Длительность занятий для детей 5-6 лет составляет 25 мин., 6-7 лет –30 минут.