Если цвета имеют одинаковую насыщенность.

Два последних фактора играют существенную роль в гармонизации цветов, но не являются основными, а лишь усиливают взаимовлияние цветов, обеспечивая более тесную гармоничную связь между ними. И наоборот, чем больше различные цвета отличаются один от другого по светлоте, насыщенности и цветовому тону, тем труднее они гармонируются. Исключение составляют дополнительные цвета. Гармоничность дополнительных цветов подтверждается многочисленными примерами в живописи и декоративно-прикладном искусстве.

52. Выделите основные правила создания цветовой гармонии.
1 вариант ответа

· выделить наиболее красивые изолированные цвета и определить условия, при которых они наиболее выигрышно смотрятся;

· выбрать последовательность тёплой и холодной гаммы цветов;

· сопоставить цвета по контрасту, создать условия, в которых каждый цвет кажется красивее сам по себе.

2 вариант ответа

· Принцип одинаковости цветов (однотоновые гармонии);

· Принцип соподчиненности цветов (родственные гармонии);

· Принцип дополнительности (полярные гармонии дополнительных цветов);

· Принцип противопоставления (полярные гармонии контрастных цветов);

· Принцип конструктивного построения (цвета располагаются на концах вписанных в круг геометрических фигур: треугольников, пятиугольников и т.д.). (Многие художники, дизайнеры придерживаются «старого доброго» правила – не сочетать в композиции более 2-3 цветов. Тогда получаются очень гармоничные сочетания. Самое сильное гармоничное созвучие создается на основе равносторонних треугольников. Если три цвета будут взяты на концах, вписанных в цветовой круг равнобедренных треугольников, то они также будут составлять гармоничное единство )

53. Какой фактор определяет качество цветовой гармонии.

Существенным фактором, определяющим качество цветовой гармонии, является соотношение цветовых пятен по занимаемой ими площади. Существует определенное пропорциональное соотношение площадей пятен, необходимое для достижения целостности и единства цветового впечатления при одинаковой насыщенности и светлоте. В случае же контраста по светлоте закон пропорциональности величины пятен приобретает еще большую силу. Так, например, для уравновешивания большого сильно высветленного цветового пятна будет достаточно в несколько раз меньшего по площади, но контрастного к нему по цветовому тону насыщенного пятна. Пропорциональность цветовых пятен определяет, кроме того, общий цветовой тон и будет при этом зависеть от типа гармонии.

54. Назовите основные гармонии сочета Если цвета имеют одинаковую насыщенность. - student2.ru ния трех цветов.

Аналогичные -Эти цвета расположены рядом друг с другом на цветовом круге. Они хорошо сочетаются.

Классическая триада - цветовая гармония триады представляет собой три цвета, равномерно распределенные по цветовому кругу в виде равностороннего треугольника. Как и в комплементарной схеме, при смешивании всех цветов триады получается ахрома Если цвета имеют одинаковую насыщенность. - student2.ru тический цвет, поэтому триадная схема воспринимается достаточно сбалансированной. При смешивании любых двух цветов триадной схемы получается тон, дополнительный к третьему.

Контрастная триада - Сочетание противоположных друг другу в круге, комплиментарных цветов.

Здесь берётся не просто противоположный цвет, а 2 цвета располо Если цвета имеют одинаковую насыщенность. - student2.ru женных к нему по соседству.

Если, например, у нас были выбраны комплиментарные цвета: зеленый — красный. То в данном случае вместо зеленого будут сине-зелёный и жёлто-зелёный. Такой вариант является умеренно- контрастным, более мягким по сравнению с первым.

55. Назовите основные группы двухцветных сочетаний и их подгруппы.

Делятся на 2 группы:

Родственные

§ одноцветные (один цвет, разная насыщенность). Если разница в насыщении очень велика, то говорят о тоновом контрасте.

Если цвета имеют одинаковую насыщенность. - student2.ru Если цвета имеют одинаковую насыщенность. - student2.ru

§ аналогичные (родственные цвета, расположенные в одной четверти цветового круга или соединяются с одним из главных).

Если цвета имеют одинаковую насыщенность. - student2.ru Если цвета имеют одинаковую насыщенность. - student2.ru

§ преобладающие (цвет один, но оттенок разный).

Если цвета имеют одинаковую насыщенность. - student2.ru Если цвета имеют одинаковую насыщенность. - student2.ru

Контрастные

§ родственно-контрастные (находятся в разных четвертях и соединяются хордой). Они более яркие, динамичные, эмоциональные.

Если цвета имеют одинаковую насыщенность. - student2.ru Если цвета имеют одинаковую насыщенность. - student2.ru

§ контрастные – на разных концах диаметра цветового круга.

Если цвета имеют одинаковую насыщенность. - student2.ru Если цвета имеют одинаковую насыщенность. - student2.ru

§ соединение хроматического с ахроматическим.

Если цвета имеют одинаковую насыщенность. - student2.ru Если цвета имеют одинаковую насыщенность. - student2.ru

§ соединение ахроматического с ахроматическим.

56. Что такое цветовая гамма? Ее основные типы.

Цветовая гамма - это ряд гармонически взаимосвязанных оттенков цвета, используемых при создании художественных произведений. Выделяют теплую, холодную и смешанную гаммы.

57. Дайте определение термину цветовая композиция.

Цветовая композиция - это совокупность цветовых пятен (на плоскости, объемной форме или в пространстве) организованных по какой-либо закономерности и рассчитанных на эстетическое впечатление. В зависимости от количества цветов и оттенков входящих в цветовую композицию, выделяют следующие виды композиции.

58. Назовите основные виды цветовой композиции и дайте им характеристику.

Монохромия

Если цвета имеют одинаковую насыщенность. - student2.ru Если цвета имеют одинаковую насыщенность. - student2.ru

В этой композиции доминирует один цветовой тон (+ несколько соседних цветов, воспринимаемых как оттенки основного). Варианты монохромия: цвет + сдвиг по тону (на чуть-чуть); цвет + ахромотический цвет (Белый, Черный, Серый); цвет + зачернение или забеление.

Что выражает монохромная композиция:

§ классическая простота и ясность художественного языка (пример: древнегреческая живопись, краснофигурные и чернофигурные вазы);

§ сильно направленное к определенной степени воздействие (пример: икона Владимирской Божьей Матери, Спас);

§ сосредоточие на внутреннем мире (живопись Китая и Японии).

§ старость, угасание жизненных сил, трагизм (поздний Тициан)

§ простота, доходчивость и броскость (примеры: геральдика, реклама);

Полярная композиция

Если цвета имеют одинаковую насыщенность. - student2.ru Доминантой служит пара контрастирующих цветов противоположных (полярных в цветовом круге): взаимодополнительных из 10-ступенчатого круга или пара контрастных цветов из 6-, 12-ступенчатого. Полярную композицию составляют только 2 цвета.

Что выражает полярная композиция:

§ эффект декоративности, который основан на физиологической потребности глаза уравновешивания впечатлений.

§ выявляет противопоставления (фигура-фон, большое-малое, добро-зло, женщина-мужчина...)

§ если полярные цвета насыщены и не приведены к гармонии, т.е. диссанируют друг с другом, то такая композиция используется для достижения конфликтности, напряженности, трагизма (живопись экспрессионистов)

Трехцветная композиция

Если цвета имеют одинаковую насыщенность. - student2.ru Основу трехцветной композиции могут составлять:

§ триада основных цветов при их слагательном смешении. Это Красный, Зеленый, Синий.

§ триада основных цветов при их вычитательном смешении. Красный, Желтый, Синий.

§ любые три цвета при вершинах равностороннего треугольника вписанного в 12-ступенчатый круг. (пример: Красно-Оранжевый, Желто-Зеленый, Сине-Фиолетовый).

Трехцветная композиция считается самым сложным типом цветовой композиции, т.к. ее труднее всего гармонизировать. Для восприятия она не менее сложна, но тем не менее это самый оптимальный тип цветовой композиции.).

Многоцветие

Если цвета имеют одинаковую насыщенность. - student2.ru Если цвета имеют одинаковую насыщенность. - student2.ru

В данной цветовой композиции доминирует 4 и более хроматических цвета. Обычно: Красный, Желтый, Зеленый, Синий. Или две основные пары из 12-ступенчатого круга взятые крест-накрест.

Используется:

§ в природе, в храмах, в одежде (особенно царственных особ, хотя и здесь есть исключения)

§ там где изображено большое количество фигур и предметов; где стремятся передать "космичность" произведения, т.е. где произведение служит моделью мира (храм, фрески, большие многофигурные иконы с изображением Бога, неба, земли, подземелья.., жилье).

§ там где мир рассыпается на расколки, царит хаос или веселая неразбериха (пьяный дебош): ярмарочный дизайн, карнавальное искусство и т.д.

Наши рекомендации