Если цвета имеют одинаковую насыщенность.
Два последних фактора играют существенную роль в гармонизации цветов, но не являются основными, а лишь усиливают взаимовлияние цветов, обеспечивая более тесную гармоничную связь между ними. И наоборот, чем больше различные цвета отличаются один от другого по светлоте, насыщенности и цветовому тону, тем труднее они гармонируются. Исключение составляют дополнительные цвета. Гармоничность дополнительных цветов подтверждается многочисленными примерами в живописи и декоративно-прикладном искусстве.
52. Выделите основные правила создания цветовой гармонии.
1 вариант ответа
· выделить наиболее красивые изолированные цвета и определить условия, при которых они наиболее выигрышно смотрятся;
· выбрать последовательность тёплой и холодной гаммы цветов;
· сопоставить цвета по контрасту, создать условия, в которых каждый цвет кажется красивее сам по себе.
2 вариант ответа
· Принцип одинаковости цветов (однотоновые гармонии);
· Принцип соподчиненности цветов (родственные гармонии);
· Принцип дополнительности (полярные гармонии дополнительных цветов);
· Принцип противопоставления (полярные гармонии контрастных цветов);
· Принцип конструктивного построения (цвета располагаются на концах вписанных в круг геометрических фигур: треугольников, пятиугольников и т.д.). (Многие художники, дизайнеры придерживаются «старого доброго» правила – не сочетать в композиции более 2-3 цветов. Тогда получаются очень гармоничные сочетания. Самое сильное гармоничное созвучие создается на основе равносторонних треугольников. Если три цвета будут взяты на концах, вписанных в цветовой круг равнобедренных треугольников, то они также будут составлять гармоничное единство )
53. Какой фактор определяет качество цветовой гармонии.
Существенным фактором, определяющим качество цветовой гармонии, является соотношение цветовых пятен по занимаемой ими площади. Существует определенное пропорциональное соотношение площадей пятен, необходимое для достижения целостности и единства цветового впечатления при одинаковой насыщенности и светлоте. В случае же контраста по светлоте закон пропорциональности величины пятен приобретает еще большую силу. Так, например, для уравновешивания большого сильно высветленного цветового пятна будет достаточно в несколько раз меньшего по площади, но контрастного к нему по цветовому тону насыщенного пятна. Пропорциональность цветовых пятен определяет, кроме того, общий цветовой тон и будет при этом зависеть от типа гармонии.
54. Назовите основные гармонии сочета ния трех цветов.
Аналогичные -Эти цвета расположены рядом друг с другом на цветовом круге. Они хорошо сочетаются.
Классическая триада - цветовая гармония триады представляет собой три цвета, равномерно распределенные по цветовому кругу в виде равностороннего треугольника. Как и в комплементарной схеме, при смешивании всех цветов триады получается ахрома тический цвет, поэтому триадная схема воспринимается достаточно сбалансированной. При смешивании любых двух цветов триадной схемы получается тон, дополнительный к третьему.
Контрастная триада - Сочетание противоположных друг другу в круге, комплиментарных цветов.
Здесь берётся не просто противоположный цвет, а 2 цвета располо женных к нему по соседству.
Если, например, у нас были выбраны комплиментарные цвета: зеленый — красный. То в данном случае вместо зеленого будут сине-зелёный и жёлто-зелёный. Такой вариант является умеренно- контрастным, более мягким по сравнению с первым.
55. Назовите основные группы двухцветных сочетаний и их подгруппы.
Делятся на 2 группы:
Родственные
§ одноцветные (один цвет, разная насыщенность). Если разница в насыщении очень велика, то говорят о тоновом контрасте.
§ аналогичные (родственные цвета, расположенные в одной четверти цветового круга или соединяются с одним из главных).
§ преобладающие (цвет один, но оттенок разный).
Контрастные
§ родственно-контрастные (находятся в разных четвертях и соединяются хордой). Они более яркие, динамичные, эмоциональные.
§ контрастные – на разных концах диаметра цветового круга.
§ соединение хроматического с ахроматическим.
§ соединение ахроматического с ахроматическим.
56. Что такое цветовая гамма? Ее основные типы.
Цветовая гамма - это ряд гармонически взаимосвязанных оттенков цвета, используемых при создании художественных произведений. Выделяют теплую, холодную и смешанную гаммы.
57. Дайте определение термину цветовая композиция.
Цветовая композиция - это совокупность цветовых пятен (на плоскости, объемной форме или в пространстве) организованных по какой-либо закономерности и рассчитанных на эстетическое впечатление. В зависимости от количества цветов и оттенков входящих в цветовую композицию, выделяют следующие виды композиции.
58. Назовите основные виды цветовой композиции и дайте им характеристику.
Монохромия
В этой композиции доминирует один цветовой тон (+ несколько соседних цветов, воспринимаемых как оттенки основного). Варианты монохромия: цвет + сдвиг по тону (на чуть-чуть); цвет + ахромотический цвет (Белый, Черный, Серый); цвет + зачернение или забеление.
Что выражает монохромная композиция:
§ классическая простота и ясность художественного языка (пример: древнегреческая живопись, краснофигурные и чернофигурные вазы);
§ сильно направленное к определенной степени воздействие (пример: икона Владимирской Божьей Матери, Спас);
§ сосредоточие на внутреннем мире (живопись Китая и Японии).
§ старость, угасание жизненных сил, трагизм (поздний Тициан)
§ простота, доходчивость и броскость (примеры: геральдика, реклама);
Полярная композиция
Доминантой служит пара контрастирующих цветов противоположных (полярных в цветовом круге): взаимодополнительных из 10-ступенчатого круга или пара контрастных цветов из 6-, 12-ступенчатого. Полярную композицию составляют только 2 цвета.
Что выражает полярная композиция:
§ эффект декоративности, который основан на физиологической потребности глаза уравновешивания впечатлений.
§ выявляет противопоставления (фигура-фон, большое-малое, добро-зло, женщина-мужчина...)
§ если полярные цвета насыщены и не приведены к гармонии, т.е. диссанируют друг с другом, то такая композиция используется для достижения конфликтности, напряженности, трагизма (живопись экспрессионистов)
Трехцветная композиция
Основу трехцветной композиции могут составлять:
§ триада основных цветов при их слагательном смешении. Это Красный, Зеленый, Синий.
§ триада основных цветов при их вычитательном смешении. Красный, Желтый, Синий.
§ любые три цвета при вершинах равностороннего треугольника вписанного в 12-ступенчатый круг. (пример: Красно-Оранжевый, Желто-Зеленый, Сине-Фиолетовый).
Трехцветная композиция считается самым сложным типом цветовой композиции, т.к. ее труднее всего гармонизировать. Для восприятия она не менее сложна, но тем не менее это самый оптимальный тип цветовой композиции.).
Многоцветие
В данной цветовой композиции доминирует 4 и более хроматических цвета. Обычно: Красный, Желтый, Зеленый, Синий. Или две основные пары из 12-ступенчатого круга взятые крест-накрест.
Используется:
§ в природе, в храмах, в одежде (особенно царственных особ, хотя и здесь есть исключения)
§ там где изображено большое количество фигур и предметов; где стремятся передать "космичность" произведения, т.е. где произведение служит моделью мира (храм, фрески, большие многофигурные иконы с изображением Бога, неба, земли, подземелья.., жилье).
§ там где мир рассыпается на расколки, царит хаос или веселая неразбериха (пьяный дебош): ярмарочный дизайн, карнавальное искусство и т.д.