Умение ладить с действительным положением дел, различая физическую и отвлеченную реальности

Очень мощным препятствием, мешающим нам разглядеть действительное положение, остается путаница между физической реальностью и вымышленными абстракциями — творениями нашего ума и речи. В нашем языке обитают разнообразные "создания", которые не существуют ни в пространстве, ни во времени, но кажутся нам вполне реальными, как и все то, чем мы владеем, — например, "справедливость", "эстетика", "ничто". Эти понятия позволяют нам заниматься теми видами деятельности, которые иначе никак не доступны. Абстракции служат инструментами при вычислениях, обучении, создании норм поведения. Эти категории служат транспортным средством, соединяющим нас с прошлым и будущим. Важно, однако, помнить о том, что эти "создания" имеют лишь косвенное отношение к реальному миру. То, на что они указывают, не имеет материальной основы. Такие абстракции — просто языковые конструкции.

Природа абстракций такова, что они обладают достаточной живучестью, не зависящей от обстоятельств места и времени. Незамужние женщины, которым за 30, часто жалуются, что, якобы, "приличных мужчин уже всех разобрали". Но это тонкое замечание совершенно не относится к вечернему Бостону. Такая абстракция, как судьба, придуманная в момент сопротивления неблагоприятным условиям окружающей действительности, способна свести нашу жизнь к ряду печальных закономерностей. Так, например, два дождливых отпуска, проведенных во Флориде, можно без труда превратить в сплошное облако плохой кармы, а тогда владелец этой кармы, независимо от того, какие райские наслаждении ни сулило бы побережье, будет приписывать уныние и тоску самому солнечному дню. Поэтому данная часть упражнения, посвященного умению ладить с реальностью, состоит в том, чтобы отделять наши выводы о событиях от описания самих событий, хотя бы до тех пор, пока не дадут о себе знать новые возможности.

Стена

Роз. Одна семья обратилась ко мне за помощью по просьбе своего 16-летнего сына. Напряженность в их отношениях достигла такого накала, что юноша, прежде сдержанный и спокойный, всерьез заговорил о необходимости лечении для себя и своих родителей. К тому же главу семейства направил ко мне его лечащий врач. Во время первой встречи явно выбитый из колеи отец очень убедительно жаловался мне:

— Сын не общается с нами; он воздвиг неприступную стену, которая ограждает его жизнь от нашего вмешательства.

Принимая во внимание, что именно юноша был инициатором встречи, я подумала тогда, до чего непринужденно его отец манипулировал столь надуманными терминами. Оба родителя повернулись в сторону сына, ожидая, что тот как-то отреагирует на слова отца. Но парень так ничего и не сказал.

— Вы убедились? — спросил меня отец юноши и продолжил развивать отрицательный образ своего сына. Оказывается, парень закрывался у себя в комнате, не желая идти навстречу отцу, который стремился к более тесному общению.

В общем, описываемая ситуация была столь банальна, что трудно было заметить надуманность проблем. Отец парня говорил о барьере в общении, созданном сыном. Но, разумеется, стена возникла лишь после того, как отец юноши спровоцировал ее появление. Как бы там ни было, под воздействием языковой алхимии четверо людей, сидящих в комнате, превратились в четверых людей и стену. Чем подробнее отец юноши описывал эту стену, тем все неприступнее она становилась, а мальчика, взрослевшего за этой стеной, уже практически не было видно. Усматривая п молчании юноши доказательство существования барьера, отец, но всей видимости, не осознавал, что не выполнил ни единой просьбы сына и ни разу не обратился к нему сам. Этот человек с его благими намерениями, настаивающий на существовании стены между ним и сыном, не понимал, что он соорудил даже нечто более огромное и незыблемое, нежели настоящий крепостной вал, требующий для своей постройки камней, известкового раствора и труда бесчисленных рабов. Каждый миг общения был связан со стеной; молчание свидетельствовало о ее постоянном присутствии.

Но даже малейший положительный сдвиг способен оказать решающее и животворное воздействие на ход беседы. Представьте себе такой разговор:

— Нравится ли тебе делать вид, что между нами стоит стена? — спрашивает отец, и, если юноша отвечает отрицательно, они разбирают эту стену.

Возможно, молодой человек использует другую метафору для обозначения своих отношений с отцом. Например, он считает, что родители его "не видят". Испугавшись этого, родители начинают усиленно фокусировать внимание на мальчике, который живет с ними под одной крышей и стремится к подлинным семейным отношениям. Представьте, что отец начинает разговор со следующих слов:

— Сынок, ты — самое лучшее, что произошло в моей жизни... или:

— Сынок, что тебя больше всего огорчает в сложившейся ситуации?

или:

— Сынок, я хочу сказать тебе нечто такое, чего не говорил прежде.

Парень неотрывно смотрит на отца. Они делают первые шаги навстречу друг другу, знаменующие начало их путешествия в Страну возможности.

Абстракции, которые мы непроизвольно трактуем как физическую реальность, препятствуют нашему видению и восприятию реального положения дел, и следовательно, ослабляют наши силы, необходимые для движения по избранному нами пути.

Наши рекомендации