Игровые приемы, используемые в учебкой работе с восьмиклассниками

Ритмический аккомпанемент. Класс делится на две группы. Одна из них исполняет песню, а другая негромко отхлопывает опреде­ленную ритмическую фигуру. Такой «аккомпанемент» улучшает выполнение поющими ритмического рисунка песни, а общее ее исполнение обогащается новой «краской». Особенно хорошо уда­ется исполнять песни маршевого и плясового характера.

Ритмическое эхо- Учитель отхлопывает различные ритмические фигуры. Учащиеся, прослушав их, повторяют эти фигуры всем классом. В музыкально продвинутых классах задание можно ус­ложнить следующим образом. Не делая пауз, учитель отхлопывает ритмические фигуры, а учащиеся повторяют их, отставая иа один такт, каноном. Трудность, как мы видим, заключается в том, что­бы, отхлопывая услышанную фигуру, одновременно восприни­мать звучащую дальше, для того чтобы в нужное время прохло­пать и ее. Неожиданный эффект этого задания заключается в том, что оно значительно облегчает последующую работу нал канона­ми и хоровым многоголосием.

Уши — назад! На одном из семинаров в хоровой студии «Пионе­рия» (руководитель студии — народный артист России Г. А. Струве) слушатели были очарованы игровым приемом, значительно улуч­шающим певческое интонирование. Его предложил известный педагог-вокалист В.В.Емельянов. Суть этого игрового приема за­ключается в том, что в процессе хорового пения руководитель хора командует: «Уши — назад!» По этой команде участники хора прикладывают к ушам спереди плотно сжатые ладошки. В резуль­тате этого они начинают лучше слышать правильное пение това­рищей, сидящих сзади. И удивительное дело — общее звучание и интонация хорового коллектива при этом значительно улучшают­ся. Попробуйте — и убедитесь в этом.

Игровые приемы, используемые в учебкой работе с восьмиклассниками - student2.ru OK g й § к к о а> g « §s s о 1) ; S§ssO« g 20«S0U Я

i

Рис. 20. О диапазонах человеческих голосов вы можете судить по предла-? гаемой схеме. По ней же вы можете, хотя и с известной долей приблизи-,^ тел ь ноет и, определить, какой голос у ваших товарищей, заканчиваю-?

щих школу

О диапазонах человеческих голосов. Восьмиклассникам бывает^ интересно сравнить диапазоны певческих голосов со звучанием фортепиано. Предлагаемая схема может быть увеличена и поме-! щена в классе для желающих продиагностировать свой голос и ' голоса певцов-профессионалов (рис. 20).


деревянные духовые
Медные духовые

Игровые приемы, используемые в учебкой работе с восьмиклассниками - student2.ru

Сопрано Щ _ Меццо-сопрано В
Контральто
Смычковые
Рис. 21. Интересно сравнить диапазон звучания голосов с диапазоном звучания наиболее известных инструментов симфонического оркестра
.О"
х ою 5О £
х о.
2 4

Как вариант предлагаемого приема можно сравнивать диапазо­ны певческих голосов с диапазонами инструментов симфоническо­го оркестра (рис. 21). Это весьма полезное занятие: сравнивать между собой тембр и диапазон инструмента и человеческого голоса.

О музыкальных жанрах н формах. Трудно встретить два одина­ковых музыкальных произведения. Однако почти всегда в музыке определенных жанров и форм присутствуют общие черты. Так, например, характерные особенности присущи всем фугам, сона­там, рондо.

Перед вами музыкальные термины — сюита, гавот, концерт, рондо, скерцо, соната, симфония. Отнесите каждый из них к данным ниже определениям видов и жанров музыкальных произведений:

• музыкальная форма инструментального многочастного произ­ведения, воплощающая значительный и сложный цельный худо­жественный замысел;

• циклическая музыкальная форма из нескольких частей, кон­трастирующих по жанру, темпу, тональностям;

• виртуозное произведение для солирующего инструмента с сопровождением оркестра;

• танец французского происхождения, широко распространив­шийся в странах Европы в XVII —XVIII вв. Исполнялся в умерен­ном темпе, изящно. Форма этого танца иногда используется ком­позиторами XX в.;

• форма острохарактерной пьесы: юмористической, гротеск­ной, фантастической; классический тип этой формы установлен Л. Бетховеном, который ввел ее в сонатный цикл вместо менуэта;

• крупное произведение для оркестра, написанное в форме со­натного цикла;

• музыкальная форма, состоящая из многократного (не менее трех раз) повторения основного раздела-рефрена. (Это — соната, сюита, концерт, гавот, скерцо, симфония, роидо.)

Опера и ее элементы. Учащимся предлагается вспомнить, что опера — это единство вокальной и симфонической музыки, бале­та, театрального действия, живописи и пантомимы.

Затем задаются следующие вопросы.

— Когда зародился жанр оперы, где? (Первые оперы были со­зданы в Италии на рубеже XVI — XVII века.)

— Одни говорят: «Я смотрел оперу», другие: «Я слушал оперу». Какое из этих выражений правильнее и почему? (Правильнее го­ворить: «Я слушал оперу», так как в оперном спектакле самое главное — музыка.)

— Что обозначают термины, характерные для оперы: либрет­то, хор, ария, лейтмотив, увертюра, антракт, ансамбль, ариозо каватина, речитатив?

— Кто из композиторов сам писал либретто для своих опер?; (Либретто для своих опер писали М.П.Мусоргский, А.П.Боро< дин, П.И.Чайковский, Н. А. Римски й-Корсаков, С.С.Прокофь-; ев, Д.Д.Шостакович.)

О незаконченных композициях. История знает немало случаев," когда смерть обрывала творческий замысел композитора. Остава­лись незаконченными крупные сочинения. И часто только беско­рыстные усилия друзей и последователей композитора позволяли5 этим произведениям обретать жизнь. Они стали известными и лю- ; бимыми во всем мире.

— Кто закончил следующие произведения:

• «Реквием» В. А. Моцарта? («Реквием» В. А. Моцарта закончил* его ученик ф. Зюсманер. Он воспользовался эскизами и указаниями; Моцарта при работе над тремя последними частями «Реквиема».)

• Оперу «Князь Игорь» А. П.Бородина? (Оперу «Князь Игорь» заканчивал Н.А.Римский-Корсаков вместе со своим учеником А. К. Глазуновым.) v

• «Симфонию на две русские темы» М.И. Глиики? («Симфония| на две русские темы» сочинялась М. И. Глинкой зимой 1833/34 г; Она была завершена и отредактирована уже в наше время компо­зитором В.Я.Шебалиным.)

Всегда ли сочинение музыки было основной профессией ком­позитора? По-разному складывалась жизнь многих композитов ров, прежде чем они могли полностью посвятить себя музыке.^ Например: Р.Шуман сначала изучал юриспруденцию, А.Двор-" жак был учеником мясника.

История музыки знает много случаев из жизни великих компо­зиторов, у которых были другие специальности, склонности, но артистическое начало все же брало верх.

— Вспомните, кто из русских композиторов был:

« Пехотным офицером? (М.П.Мусоргский — офицер Преоб­раженского полка — в 1858 г. окончательно отказался от военной службы, чтобы посвятить себя музыке.)

«Химиком? (А. П. Бородин до конца своих дией не расставался со своей основной профессией — химией. Был известным уче­ным, профессором Медико-хирургической академии.)

• Юристом-правоведом? (П.И.Чайковский некоторое время по окончании курса Училища правоведения служил в Министерстве юстиции.)

• Морским офицером? (Н. А. Римский-Корсаков — морской офицер, служивший на Балтийском флоте.)

• Военным инженером? (Ц. А. Кюи — крупный ученый военно- инженерного дела, заслуженный профессор трех военных акаде­мий в Петербурге.)

— Что это за произведения и кто их сочинил?

Учитель обращается к восьмиклассникам:

— Постарайтесь определить по следующим маленьким эпизо­дам: о каких произведениях идет речь, кто их автор?

• В июле 1791 г. в Вене иа квартиру знаменитого композитора явился таинственный незнакомец и заказал траурную мессу. Ком­позитор принял предложение, однако необычные обстоятель­ства, при которых был сделан заказ, произвели иа него неизгла­димое впечатление. («Реквием» В. А. Моцарта.)

• «В течение лета план оперы-былины... у меия, помнится, сло­жился окончательно, хотя впоследствии в него вошли некоторые важные добавления, о которых речь будет в своем месте. Я имел в виду для этой оперы воспользоваться материалом своей симфо­нической поэмы и, во всяком случае, пользоваться ее мотивами как лейтмотивами для оперы». (Так Н. А. Римский-Корсаков рас­сказывает в «Летописи моей музыкальной жизии» о сочинении оперы-былины «Садко».)

• Главный герой оперы известного отечественного композито­ра — французский крестьянин из Кламси. Нелегкую жизнь про­жил он, но никогда не унывал, всегда готов был поддержать шут­ку, вставить острое словцо. Он вступил в поединок с самой чумой и победил даже ее. (Речь идет о герое оперы Д.Б.Кабалевского «Кола Брюньон» — «Мастер из Кламси».)

— О чем здесь говорится? (Подобное занимательное задание уже встречалось в рекомендациях к урокам в VII классе. Предложим его и для восьмиклассников. Итак, ниже приводятся высказывания о музыке, пении, исполнительском искусстве. Учащиеся их про­слушивают, потом размышляют о том, как им представляется сущ­ность каждого из них.)

«Илягушка может подпевать». (Из японского фольклора.)

«На дудке играет, да никто не пляшет». (Из японского фоль­клора.)

«Играй всегда так, как если бы тебя слушал мастер». (Р.Шуман.)

«На сладостях, пирожных и конфетах ни один ребенок не вырас­тет здоровым человеком. Духовная пища, так же как и телесная, должна быть простой и здоровой. Великие мастера достаточно по­заботились о такой пище, пользуйся ею». (Р. Шуман.)

«Если бы все хотели играть первую скрипку, нельзя было бы со­ставить оркестра. Уважай поэтому каждого музыканта на его ме­сте». (Р. Шуман.)

Наши рекомендации