Игровые приемы, используемые в учебкой работе с восьмиклассниками
Ритмический аккомпанемент. Класс делится на две группы. Одна из них исполняет песню, а другая негромко отхлопывает определенную ритмическую фигуру. Такой «аккомпанемент» улучшает выполнение поющими ритмического рисунка песни, а общее ее исполнение обогащается новой «краской». Особенно хорошо удается исполнять песни маршевого и плясового характера.
Ритмическое эхо- Учитель отхлопывает различные ритмические фигуры. Учащиеся, прослушав их, повторяют эти фигуры всем классом. В музыкально продвинутых классах задание можно усложнить следующим образом. Не делая пауз, учитель отхлопывает ритмические фигуры, а учащиеся повторяют их, отставая иа один такт, каноном. Трудность, как мы видим, заключается в том, чтобы, отхлопывая услышанную фигуру, одновременно воспринимать звучащую дальше, для того чтобы в нужное время прохлопать и ее. Неожиданный эффект этого задания заключается в том, что оно значительно облегчает последующую работу нал канонами и хоровым многоголосием.
Уши — назад! На одном из семинаров в хоровой студии «Пионерия» (руководитель студии — народный артист России Г. А. Струве) слушатели были очарованы игровым приемом, значительно улучшающим певческое интонирование. Его предложил известный педагог-вокалист В.В.Емельянов. Суть этого игрового приема заключается в том, что в процессе хорового пения руководитель хора командует: «Уши — назад!» По этой команде участники хора прикладывают к ушам спереди плотно сжатые ладошки. В результате этого они начинают лучше слышать правильное пение товарищей, сидящих сзади. И удивительное дело — общее звучание и интонация хорового коллектива при этом значительно улучшаются. Попробуйте — и убедитесь в этом.
OK g й § к к о а> g « §s s о 1) ; S§ssO« g 20«S0U Я |
i
Рис. 20. О диапазонах человеческих голосов вы можете судить по предла-? гаемой схеме. По ней же вы можете, хотя и с известной долей приблизи-,^ тел ь ноет и, определить, какой голос у ваших товарищей, заканчиваю-?
щих школу
О диапазонах человеческих голосов. Восьмиклассникам бывает^ интересно сравнить диапазоны певческих голосов со звучанием фортепиано. Предлагаемая схема может быть увеличена и поме-! щена в классе для желающих продиагностировать свой голос и ' голоса певцов-профессионалов (рис. 20).
деревянные духовые |
Медные духовые |
Сопрано Щ _ Меццо-сопрано В |
Контральто |
Смычковые |
Рис. 21. Интересно сравнить диапазон звучания голосов с диапазоном звучания наиболее известных инструментов симфонического оркестра |
.О" |
х ою 5О £ |
х о. |
2 4 |
Как вариант предлагаемого приема можно сравнивать диапазоны певческих голосов с диапазонами инструментов симфонического оркестра (рис. 21). Это весьма полезное занятие: сравнивать между собой тембр и диапазон инструмента и человеческого голоса.
О музыкальных жанрах н формах. Трудно встретить два одинаковых музыкальных произведения. Однако почти всегда в музыке определенных жанров и форм присутствуют общие черты. Так, например, характерные особенности присущи всем фугам, сонатам, рондо.
Перед вами музыкальные термины — сюита, гавот, концерт, рондо, скерцо, соната, симфония. Отнесите каждый из них к данным ниже определениям видов и жанров музыкальных произведений:
• музыкальная форма инструментального многочастного произведения, воплощающая значительный и сложный цельный художественный замысел;
• циклическая музыкальная форма из нескольких частей, контрастирующих по жанру, темпу, тональностям;
• виртуозное произведение для солирующего инструмента с сопровождением оркестра;
• танец французского происхождения, широко распространившийся в странах Европы в XVII —XVIII вв. Исполнялся в умеренном темпе, изящно. Форма этого танца иногда используется композиторами XX в.;
• форма острохарактерной пьесы: юмористической, гротескной, фантастической; классический тип этой формы установлен Л. Бетховеном, который ввел ее в сонатный цикл вместо менуэта;
• крупное произведение для оркестра, написанное в форме сонатного цикла;
• музыкальная форма, состоящая из многократного (не менее трех раз) повторения основного раздела-рефрена. (Это — соната, сюита, концерт, гавот, скерцо, симфония, роидо.)
Опера и ее элементы. Учащимся предлагается вспомнить, что опера — это единство вокальной и симфонической музыки, балета, театрального действия, живописи и пантомимы.
Затем задаются следующие вопросы.
— Когда зародился жанр оперы, где? (Первые оперы были созданы в Италии на рубеже XVI — XVII века.)
— Одни говорят: «Я смотрел оперу», другие: «Я слушал оперу». Какое из этих выражений правильнее и почему? (Правильнее говорить: «Я слушал оперу», так как в оперном спектакле самое главное — музыка.)
— Что обозначают термины, характерные для оперы: либретто, хор, ария, лейтмотив, увертюра, антракт, ансамбль, ариозо каватина, речитатив?
— Кто из композиторов сам писал либретто для своих опер?; (Либретто для своих опер писали М.П.Мусоргский, А.П.Боро< дин, П.И.Чайковский, Н. А. Римски й-Корсаков, С.С.Прокофь-; ев, Д.Д.Шостакович.)
О незаконченных композициях. История знает немало случаев," когда смерть обрывала творческий замысел композитора. Оставались незаконченными крупные сочинения. И часто только бескорыстные усилия друзей и последователей композитора позволяли5 этим произведениям обретать жизнь. Они стали известными и лю- ; бимыми во всем мире.
— Кто закончил следующие произведения:
• «Реквием» В. А. Моцарта? («Реквием» В. А. Моцарта закончил* его ученик ф. Зюсманер. Он воспользовался эскизами и указаниями; Моцарта при работе над тремя последними частями «Реквиема».)
• Оперу «Князь Игорь» А. П.Бородина? (Оперу «Князь Игорь» заканчивал Н.А.Римский-Корсаков вместе со своим учеником А. К. Глазуновым.) v
• «Симфонию на две русские темы» М.И. Глиики? («Симфония| на две русские темы» сочинялась М. И. Глинкой зимой 1833/34 г; Она была завершена и отредактирована уже в наше время композитором В.Я.Шебалиным.)
Всегда ли сочинение музыки было основной профессией композитора? По-разному складывалась жизнь многих композитов ров, прежде чем они могли полностью посвятить себя музыке.^ Например: Р.Шуман сначала изучал юриспруденцию, А.Двор-" жак был учеником мясника.
История музыки знает много случаев из жизни великих композиторов, у которых были другие специальности, склонности, но артистическое начало все же брало верх.
— Вспомните, кто из русских композиторов был:
« Пехотным офицером? (М.П.Мусоргский — офицер Преображенского полка — в 1858 г. окончательно отказался от военной службы, чтобы посвятить себя музыке.)
«Химиком? (А. П. Бородин до конца своих дией не расставался со своей основной профессией — химией. Был известным ученым, профессором Медико-хирургической академии.)
• Юристом-правоведом? (П.И.Чайковский некоторое время по окончании курса Училища правоведения служил в Министерстве юстиции.)
• Морским офицером? (Н. А. Римский-Корсаков — морской офицер, служивший на Балтийском флоте.)
• Военным инженером? (Ц. А. Кюи — крупный ученый военно- инженерного дела, заслуженный профессор трех военных академий в Петербурге.)
— Что это за произведения и кто их сочинил?
Учитель обращается к восьмиклассникам:
— Постарайтесь определить по следующим маленьким эпизодам: о каких произведениях идет речь, кто их автор?
• В июле 1791 г. в Вене иа квартиру знаменитого композитора явился таинственный незнакомец и заказал траурную мессу. Композитор принял предложение, однако необычные обстоятельства, при которых был сделан заказ, произвели иа него неизгладимое впечатление. («Реквием» В. А. Моцарта.)
• «В течение лета план оперы-былины... у меия, помнится, сложился окончательно, хотя впоследствии в него вошли некоторые важные добавления, о которых речь будет в своем месте. Я имел в виду для этой оперы воспользоваться материалом своей симфонической поэмы и, во всяком случае, пользоваться ее мотивами как лейтмотивами для оперы». (Так Н. А. Римский-Корсаков рассказывает в «Летописи моей музыкальной жизии» о сочинении оперы-былины «Садко».)
• Главный герой оперы известного отечественного композитора — французский крестьянин из Кламси. Нелегкую жизнь прожил он, но никогда не унывал, всегда готов был поддержать шутку, вставить острое словцо. Он вступил в поединок с самой чумой и победил даже ее. (Речь идет о герое оперы Д.Б.Кабалевского «Кола Брюньон» — «Мастер из Кламси».)
— О чем здесь говорится? (Подобное занимательное задание уже встречалось в рекомендациях к урокам в VII классе. Предложим его и для восьмиклассников. Итак, ниже приводятся высказывания о музыке, пении, исполнительском искусстве. Учащиеся их прослушивают, потом размышляют о том, как им представляется сущность каждого из них.)
«Илягушка может подпевать». (Из японского фольклора.)
«На дудке играет, да никто не пляшет». (Из японского фольклора.)
«Играй всегда так, как если бы тебя слушал мастер». (Р.Шуман.)
«На сладостях, пирожных и конфетах ни один ребенок не вырастет здоровым человеком. Духовная пища, так же как и телесная, должна быть простой и здоровой. Великие мастера достаточно позаботились о такой пище, пользуйся ею». (Р. Шуман.)
«Если бы все хотели играть первую скрипку, нельзя было бы составить оркестра. Уважай поэтому каждого музыканта на его месте». (Р. Шуман.)