Последовательность знакомства шестиклассников с основами музыкально-исторического стиля
Основой работы по изучению стиля в музыке должна стать прежде всего совокупность знаний музыкальной литературы, накопленных за предыдущие годы обучения. Примеры из ранее п слушанной музыки подводят учащихся к осознанию основных кономерностей различных музыкальных стилей. Прежде всего музыкальные стили, связанные со ступенями исторического р вития музыкального искусства. Наиболее доступны учащимся, показал опыт, следующие: «венская классика» (вторая полов XVIII — начало XIX в.) и «романтизм» (XIX в.). Стиль вене классиков сложился в Вене во второй половине XVIII в. в творч стве Й. Гайдна и В. А. Моцарта, связанных с передовыми устремл ниями эпохи Просвещения. Говоря о музыке провозвестников вен скоЙ классической школы, академик Б.В.Асафьев писал: «В это музыке главное — мягкий свет, ясность контуров и легкость конструкции, а в психологическом плане — наивное чувство и непри хотливый юмор»[28].
Последний и высший этап венской школы — творчество Л. Б ховена в конце XVIII — первой четверти XIX в. Этот этап отра ет идеи Великой французской революции и антифеодального дви жения в немецких странах. Художественные образы музыки вец ских классиков отличают логичность, ясность структуры, строг уравновешенность и гармоничность. Простота и правдивость пр возглашаются в эту эпоху высшими принципами искусства. О тимизм, правдивое отражение действительности, классичес» стройные формы произведений, гуманизм и народность — тако вы общие черты венского классического стиля при всех различи между отдельными композиторами. В историческую эпоху, свя занную с формированием и развитием классического стиля в зыке, складывались основные виды мажора и минора, сонатн форма.
Следует отметить, что все сказанное выше предназначено ; телю для ориентирования в теоретических основах стилевых 1 музыки венских классиков. Было бы утопией думать, что, вьг музыковедческие характеристики венского классицизма, учат ся что-то поймут в звучащей музыке. Формулировки и термн- могут быть предложены им лишь после того, как они научатся слух определять стилевые признаки звучашей музыки, в том чи ле и прослушиваемой впервые.
Для формирования и дальнейшего развития умения стилево определения произведений венской классики рекомендуется н пользовать фрагменты сочинений композиторов — представр лей венской классической школы.
Примерный список произведений для ознакомления и слух вого закрепления понятия «стиль венских классиков» так же, и для усвоения других элементов музыкально-исторического ст
ля, приведен в программе, на которую мы уже неоднократно ссылались.
Стиль романтизма непосредственно примыкает в историческом отношении к стилю венской классической школы. В творчестве композиторов-романтиков получили выражение демократические идеи, интерес к народной жизни, национальной культуре, любовь к природе. В это время развиваются такие музыкальные жанры, как баллада, песня, танец, ноктюрн, прелюдия. Особое значение приобретает программная музыка. Усиливается лирическая направленность в симфонии и камерных сочинениях. Для романтиков характерны поиски картинности, красочной изобразительности. Это обусловило огромные новаторские достижения романтиков в сфере гармонии, инструментовки, музыкальной формы. Как самостоятельное направление романтизм сложился к началу XIX в. в творчестве Шуберта, Вебера, Мендельсона и получил дальнейшее развитие во второй четверти XIX в. у Шопена, Шумана, Листа, Грига. В России романтизм отразился в произведениях Алябьева, раннего Глинки и развивался затем в творчестве почти всех представителей русской национальной школы. Произведения романтического стиля характеризуются эмоциональностью, яркостью гармонической окраски. Аккорд или группа аккордов может стать ядром темы, основным средством выразительности в произведении. Почти каждый из крупнейших композиторов-романтиков очерчивает свой индивидуальный круг музыкальных средств: типичные гармонические обороты, способы оркестровки, излюбленные формы и жанры. Романтическая музыка сравнительно легко усваивается на слух в силу ее лирической сути в том смысле, какой подразумевается в метких словах Чайковского о симфонии как о «лиричнейшем жанре».
На занятиях с учащимися-подростками следует остановиться и на рассмотрении глубоко самобытного русского музыкального искусства, на творчестве композиторов, создававших музыку, непосредственно связанную с русской народной мелодической и многоголосной основой. Для круга таких музыкальных произведений выбран рабочий термин «стиль русской национальной музыкальной школы». Явление музыкального национального стиля представляет собой своеобразное воплощение характера народа. «Национальным стилем следует считать специфическую систему выражения в средствах искусства характерных устойчивых черт Данной национальной культуры на том или ином ее этапе либо в иелом»[29].
Стиль русской национальной школы формировался и развивался в теснейшей связи с народной песней, народным инструментальным наигрышем. Известно, что музыкальный склад русско песни характеризуется свободой и широтой мелодии, гибкость ритма и метра, ладовым богатством (в протяжных песнях — на~ ральные лады, в скорых — мажороминорная система), подгод сочной хоровой полифонией.
Хочется отметить, что для осознания стиля русской наци- нальной школы большим подспорьем может служить пение р мансов и песен русских композиторов-классиков.
Заметим, что основы восприятия стилевых особенностей ру ской национальной школы должны быть заложены уже во вре? обучения в V классе, когда учащиеся последовательно знакомя- с творчеством М. Глинки и темами «Традиции М. И. Глинки в р ской музыке» и «Стиль русской классической музыки».
Дальнейшее развитие чувства музыкального стиля у шест классников должно происходить в процессе восприятия музьг разных стилей в контрастных сопоставлениях.
Академик Б.В.Асафьев, немало сделавший для разработки пр граммы школьного музыкального образования, в одной из сво работ призывает педагога-музыканта к использованию контра ных сопоставлений в процессе слушания музыки. Этот прием о рекомендует и на начальном этапе развития умений музыкальн го восприятия. «В подготовительной стадии работы педагог, н полняя многообразные и разнохарактерные сочинения, как б' нащупывает, что более всего привлекает внимание... Что же каса ется до выбора демонстрируемых сочинений в данной предвари тельной стадии, то здесь все зависит от чуткости и такта руков дителя. Желательно, однако, ознакомление с наиболее различие по стилю и по сложности музыкой, чтобы вниманию и вкусу бь предоставлен возможно значительный выбор»[30].