Воспитание у старших подростков интереса к занятиям музыкой
В ряду проблем современной школьной музыкальной педагогики наиболее актуальной можно считать проблему формирования и развития интереса шестиклассников к репертуару, который Предлагается в каждой из учебных программ школьного музыкального воспитания. Если у школьников нет интереса к тому, Что звучит на уроке музыки, если урок проводится без эмоциональной приподнятости, сильных эмоциональных впечатлений и переживаний от прослушанной музыки, если оживление наступа- ет лишь со звонком с урока, ни о каком полноценном музыкальном развитии говорить не приходится.
Интерес — прекрасный стимул к учению вообще и приобщению к музыке в частности. Под его влиянием развивается музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, обос ется работа воображения, восприятия, усиливается произвольн внимание, сосредоточенность. На уроках и внеклассных занят учителей, уделяющих в работе с подростками большое внима формированию интереса к музыке, школьники переживают мые различные чувства — интеллектуальные и эстетические. Зд- и сомнение в правильности музыкальной оценки, и радость сам стоятельного открытия, и восхищение глубиной музыкальн сочинения, и удивление, и восторг...
Интересные уроки музыки — это не развлекательные заня и, конечно же, не сухое вдалбливание песенного матери музыкальных фрагментов, дат жизни композиторов. Это те ки, которые вызывают у учащихся разнообразную гамму чувс размышлений, раздумий, эстетических переживаний, застав ют что-то по-своему продумать, прочувствовать, пережить, воить.
Психологической наукой сформулированы различные уров развития учебных интересов школьников-подростков: любоп ство, любознательность, теоретический и познавательный и ресы. Любопытство к урокам музыки, как правило, проявля большинство учашихся. Многие учителя замечают, что учени подростки перед уроком с большим интересом спрашивают, кую песню намечено разучить, какое музыкальное произведен прослушать. Однако на стадии любопытства у подростков обь не возникает стремления глубже узнать что-то о музыке вооб их привлекает прежде всего занимательная сторона: достато ли песня весела, что «изображает» музыкальное произведен Стадия любознательности наступает в процессе музыкальн обучения уже как определенный показатель уровня его результа Эта стадия характеризуется стремлением учащегося самостояте! узнать нечто о заинтересовавшем его музыкальном явлении: п не, произведении определенного композитора, жанре оперы и т* Тогда же возникает стремление выйти за пределы известно; полученного на уроке.
Познавательный интерес к музыке всегда сочетается с э~ циональным интересом к ней и характеризуется вниманием к новным закономерностям музыкального искусства: явлениям ст в музыке, музыкальному многоголосию, исполнительским ср ствам выразительности. Замечено, что в последние годы вьГ процент слушателей-подростков, воспринимающих музыкаль- искусство на «интеллектуальном уровне»; в этом случае музьпс восхищаются осознанно, когда мастерство композитора, блес ше «спланировавшего» фугу, ценится не меньше, чем краси мелодия или богатое гармоническое оформление. Высшая ступе развития познавательных интересов в области музыки непос ственным образом связана с развитием музыкальных чувств,
требностей и интересов и заключается в стремлении использовать иМеющиеся знания и умения (в слушании музыки и пении) на практике, в самостоятельных занятиях музыкой: в домашнем музицировании, в собирании фонотеки и видеотеки, в посещении конвертов, в чтении литературы о музыке и музыкантах. А в конечном итоге — в музыкальном самообразовании и самовоспитании. Следует особо подчеркнуть, что школьное музыкальное образование, которое не ведет к последующему самообразованию и общему музыкальному развитию выпускника школы, в сущности не отвечает своему главному назначению — возвышать посредством искусства душу человека. Об этом будет сказано ниже (см. на с. 386 «Музыкальное самообразование школьника-подростка — ведущее направление работы учителя-музыканта в VIII классе»).
Стадии развития познавательного интереса существуют не изолированно: они могут сосуществовать в едином акте познания и художественного усвоения музыкального произведения. По уровню осознанности и действенности принято различать следующие виды познавательных интересов. Занимательность — наиболее низкий уровень осознанности и действенности. Он возникает на основе яркости впечатления от новизны предмета. Яркая эстрадная пьсса, шуточная песня, части из «Детской симфонии» Й.Гайдна с элементарными музыкальными инструментами могут стать занимательными для подростка. Интерес, основанный на явлении занимательности, почти всегда непродолжителен, нестоек и легко вытесняется новыми впечатлениями. Однако этот вид интереса может (и, наверное, должен!) широко использоваться в начальный период музыкального обучения и развития подростка, а также время от времени и на последующих этапах работы. Занимательность ведет к активному настрою, помогает осваивать трудоемкие виды деятельности на уроке: разучивание хорового произведения, разбор музыки, изучение специальной терминологии и т.д.
Интерес обобщенный, широкий, неконцентрированный, проявляющийся к предмету в целом, затем может стать основой формирования специализированного, глубокого, индивидуального интереса. Такой интерес является следствием определенного Уровня развития индивидуального художественного вкуса, музыкально-эстетических потребностей и чувств. Практика общеобразовательной школы, а также специальные исследования показывают, что познавательные интересы играют важнейшую роль н становлении направленности личности под ростка-шестиклассника, что именно в этом возрасте следует обращать особое внимание на проблему формирования у подростков интереса к школьным музыкальным занятиям. Именно в этом видится залог дальнейших успехов на ниве музыкального обучения, просвещения и Р<Т1вития учащихся в среднем звене школы.