Пение с механическим аккомпанементом
Пением под фонограмму сегодня никого не удивишь. Наш пр ем учитывает эту особенность современного музицирования заключается в следующем. На магнитофон записывается аккок немент песнй вместе с хоровой партией подголоска. Учащиеся этот аккомпанемент поют основную мелодию, проверяя урове своего гармонического слуха. Метод особенно актуален в подг вительный период перехода от унисона к многоголосному пег
Игровые приемы в работе над песней
Пение по цепочке
Игровой прием, доставляющий шестиклассникам массу удо- родьствий. Его суть заключается в следующем. Учитель проходит по рядам поющих и, называя несколько слов из песни, просит, чтобы одни из учашихся их исполнил. На практике это выглядит следуюшим образом. Преподаватель (обращаясь к шестиклассникам): «Сейчас поем по цепочке «Колыбельную» В. А. Моцарта. Будьте внимательны, начинаю показывать, кто поет каждый из фрагментов. «Спи, моя радость, усни» — поет Катя Корнилова; «в доме погасли огни» — поет Ваня Добронравов; «птички затихли в саду» — поет Катя Семейкина; «рыбки уснули в пруду» — поет Саша Крапива (и т.д.).
Учитель садится за инструмент, и каждый из вызванных поет свой фрагмент, стараясь попасть в нужный ритм и спеть интонационно правильно.
После пения класс оценивает успехи поющих, выбирая среди них того, кто лучше всех исполнил свой отрывок песни.
Самый точный
Данный игровой прием является усложненной модификацией предыдущего задания. Для его выполнения желательно иметь в классе усилитель с микрофоном на высокой стойке. Шестиклассники, выбранные для пения фрагмента, должны успеть в нужное время по дойти к микрофону и спеть в него свой отрывок. Далее необходимо аккуратно отойти от микрофонной стойки (не задев ненароком очередного певца и не опрокинув микрофон) и спокойно сесть на мест о.
Рекомендуемый прнем очень активизирует класс, а иные учащиеся, не обладающие особыми голосовыми данными, в случае участия в подобном соревновании иногда, даже неожиданно для себя, показывают необычно высокие исполнительские результаты. И это не случайно: занятые своим сложным передвижением по классу и стремлением ничего не испортить и никого не задеть, они не успевают акцентировать внимание на недостатках собственного пения и неожиданно поют свой фрагмент значительно лучше, нежели сделали бы это, находясь в «спокойном состоянии» пения с места.
Слушание музыки
Возраст шестиклассников является особенно благоприятным -Яля развития наблюдательности, потому что детн в этот период бывают очень любознательны, им хочется бптгьшл плчо^
пережить. Задача музыкального руководителя заключается в чтобы использовать эти свойства для наибольшей активиз слухового восприятия детей. Учителю надо уметь находить та вопросы и задания, которые помогли бы направить внимание тей на то или иное явление, которые вызвали бы желание заметить, услышать. Необходимость ответов на заданные вопр побуждает детей особенно внимательно и целеустремленно шать музыку. Вопросы и задания можно разделить на две труп а) вопросы до прослушивания произведения, побуждающие тей размышлять, делать выводы, б) контрольные вопросы, ты на которые показывают, в какой мере дети усвоили, запои ли то, что ими пройдено. В VI классе важнее использовать вот сы первой группы, которые касаются содержания, настрое характера музыки. Чтобы запомнить произведение, лучше по ствовать его характер, полезно пропеть его основную мел од
Одна из современных учебных программ все музыкальные нятия в VI классе посвящает изучению исторических стияе музыке. В рамках этой опорной темы шестиклассники знаков с творчеством многих композиторов. Для примера приведем тодические рекомендации по изучению выдающегося образца - чества композитора-романтика Эдварда Грига. Речь идет о пер сюите к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт».
Э. Григ. Сюита «Пер Гюнт»
В VI классе учащиеся знакомятся с тремя пьесами первой с ты — «В пещере горного короля», «Смерть Озе» и «Утро». Ре мендуется кратко рассказать биографию композитора.
Великий норвежский композитор Эдвард Григ жил во вто половине прошлого века. Свое детство он провел в городе Eepi не, на берегу фиорда (морского залива). Сначала мальчик за" мался музыкой со своей матерью. Но однажды игру Эдварда у ~ шал известный норвежский скрипач Оле Буль. Познакомившие сочинениями Эдварда, он посоветовал родителям отдать сын консерваторию. И вскоре Григ поехал в Германию, в знамени Лейпцйгскую консерваторию, и за короткий срок блестяще ок чил ее как композитор и пианист. Вернувшись на родину, Г стал сочинять музыку. Нередко к дому композитора прихо; соседи — крестьяне, рыбаки, лесорубы — послушать его игру, очень любил художественное творчество норвежского народа: песни, сказки, танцы. Поэтому музыка композитора носит я выраженный народный характер. Среди его произведений много небольших пьес, посвященных сказочной тематике. В VI се учашиеся могут вспомнить «Танец эльфов» и «Кобольд»: произведения, включенные в репертуар по слушанию практиче во все современные школьные программы по музыке для млэ
[^дассов. Грига знают и любят во всем мире. Музыканты всех стран Играют его произведения. Музыка его выразительна, задушевна, проста, очень мелодична.
Особой популярностью пользуется сочинение Грига к пьесе норвежского писателя Г.Ибсена «Пер Гюнт». Отдельные части из музыки к этой пьесе объединены в две сюиты. (Сюитами называются музыкальные произведения, состоящие из отдельных произведений, объединенных одной идеей, одним замыслом.)
Пьеса «В пещере горного короля» входит в первую сюиту «Пер Гюнт». Молодой парень, большой фантазер Пер Гюнт отправляется странствовать по свету и попадает в подземное царство, в пешеру горного короля. Здесь он встречается со страшными чудовищами, которые выходят из глубины пещеры и в пляске приближаются к нему. Основная мелодия все время повторяется. Сначала музыка звучит очень тихо, таинственно, в низком регистре. Затем звучность постепенно усиливается, повышается регистр, темп ускоряется, создается впечатление приближения пляшущих лесных духов. В конце пьесы звуки резко обрываются громким аккордом.
«Смерть Озе». После странствий Пер Гюнт возвращается к тяжело больной матери. Старая Озе умирает у него на руках. Звучит траурный марш, скорбный и печальный. Музыка слышится сначала как бы издалека, затем приближается, звучит громче. Заканчивается произведение очень тихо, замирая.
«Утро». В этой пьесе Григ рисует картину раннего утра в горах. Звучит поэтичная, светлая, нежная тема просыпающейся природы. Постепенно все вокруг оживает, музыка звучит громче, торжественнее. Для того чтобы изобразить красоту утра, Григ использует богатые краски оркестра.