Композиция по музыкальным фразам.
Первая часть:
1. Выходят три музыканта с бубнами и встают слева от «трона» Че? номора.
2. Выходят две восточные красавицы и садятся напротив друг друга
3. Музыканты играют на бубнах.
4. Выходят еще две восточные красавицы.
5. Четверо слуг-музыкантов «выносят» Черномора.
6. Черномора сажают на «трон» и расправляют его бороду.
7. Музыканты играют на бубнах.
8. Черномор «прогоняет» своих слуг, и они встают справа от него.
9. Черномор дирижирует музыкантами.
10. Музыканты играют на инструментах, красавицы встают. Вторая часть:
1 —2. Красавицы (одну руку, согнутую в локте, держат впереди лад~ нью вверх, другую — сзади ладонью вниз) шагом на носках попарно i диагонали меняются друг с другом местами.
Красавицы два раза меняются местами с рядом стоящими, пс парно кружатся, идут в центр зала и образуют круг.
5. Меняются местами друг с другом по кругу.
6. Попарно расходятся на свои места и садятся. Третья часть:
1 и 3. Черномор дирижирует музыкантами.
2 и 4. Черномор грозит пальцем музыкантам и качает головой.
6. Черномор рукой подзывает своих спуг. Четверо детей справа вст_ ют по два человека с обеих сторон Черномора.
7. «Уносят» Черномора.
8. Уходят две восточные красавицы.
9. Уходят музыканты.
10. Уходят еще две восточные красавицы.
Структура внеклассного занятия предполагает наряду с изучением танцев отработку поклона, экзерсис (у опоры и в середине зала), а также творческую танцевальную импровизацию.
Классические упражнения (экзерсис) направлены на выработку правильной координации движений, постановку корпуса, головы, рук. Упражнения эти следует вводить постепенно. Необходимое условие — знание руководителем кружка историко-быто- вых танцев (гавот, менуэт, мазурка, полонез), народных (полька, кадриль), классических (венский вальс) и современных танцев, а также терминов хореографического искусства и владение техникой выполнения танцев.
Занятия могут быть комбинированного типа, а также тематические («Народный танец», «В старом замке», «Современные тапиы» и т.п.). Во время их проведения рекомендуется использовать иллюстративный материал (эскизы костюмов, детали украшений, фрагменты художественной прозы).
При разучивании следует применять поэтапную методику усвоения движений и фигур танца по очередности. Одним из разделов занятия должна стать импровизация танцевальных образов. Детям предлагается, например, изобразить движениями загадки о временах года, свои превращения в кого-то или во что-то.
Итогом занятий в кружке может стать танцевальный конкурс. Предварительно с родителями следует обсудить костюмы, памятные подарки, изготовить вместе с детьми пригласительные билеты для гостей.
В качестве дополнения прилагаются схемы движения учащихся в хореографическом классе:
Схемы
Движения учащихся в хореографическом классе
Условные обозначения (рис. 4):
а) последующий ход;
б) предыдущий ход;
в) ход парой;
г) ход группой.
1. Схема расположения педагога и учащихся в хореографическом классе (рис. 5).
2. Марш (бег) «змейкой» друг за другом по горизонтали (рис. 6).
3. Марш (бег) по кругу (рис. 7).
4. Марш (бег) «змейкой» друг за другом по вертикали (рис. 8).
5. Марш через центр хореографического класса (рис. 9).
6. Ход (марш, подскок), расход через одного в разные стороны с перестроением в диагонали (рис. 10).
7. Ход (марш, подскок) по диагоналям через одного (рис. 11).
8. Ход (марш, подскок, шаг польки) с последующим пе строением по парам через центр (рис. 12).
9. Ход (марш, подскок, шаг польки) по парам и расход в ные стороны (рис. 13).
10. Ход (марш, подскок, шаг польки) по парам и перестрое в четверки (рис. 14).
11. Марш на месте (различные упражнения на восприя- (рис. 15).
12. Ход (подскок, шаг польки, талоп) «змейкой» друг за гом с выходом в круг (рис. 16).
13. В кругу (подскок, шаг польки, галоп, затем шаги впере назад поочередно (упражнение на восприятие центра и кр (рис. 17).
14. Ход по кругу (подскок, шаг полыш, галоп) друг за др различные упражнения на восприятие (рис. 18).
^7 ^ ^ |
15. Ход (марш) по кругу и расстановка учащихся к «хорео фическому станку» (рис. 19).
станок
/Я
Условные обозначения
^7 ^ ^7 ^
б)----------- ^
С7 С7 С7 С7 С С7 С С ■А. Педагог |
Т
Зеркало
Рис.5 |
Рис.4 |
* d ^ I I 1,11 ■ i ■ " ZX ■ ' i 1 ^ |
Рис.8 |
T ^ fr ^ * £
Рис.9
A d ОС ЛA A
Y i ^ i i i |
A A
Рис. 10
a ^ ^
A ^P A
i I i
Рис. 11 |
A 1 A
& ^ Н< WW
t> ЛЬ <
---- j---- О С C7 С
Рис. 17 |
17 Ъ Z? 1 |
Рис. 14 Рис. 15
^D"-D—D~DJ
Рис. 16
/*
> > {> D D D
Рекомендуемая литература:
1. Барышникова Т. И. Азбука хореографии. — М., 1966.
2. Воронина И. В. Историко-бытовой танец. — М., 1980.
3. ГастровицкаяД.Я., Писарев А. Н. Школа классического танца. — Л., 1976.
4. Коренева Т. И. В мире музыкальной драматургии. — М., 1996.
5. Пасютинская В,В. Волшебный мир танца. — М., 1985.
6. Руднева С. Д., Фиш Э. Музыкальное движение. — М., 1972.
7. Современный бальный танец. — М., 1978.
8. Циркова Н. П. В мире бального танца // Фольклор. — Музыка. — Театр. - М., 1999.
Музыкальный и кукольный театры. Предпосылками успешных занятий детей младшего школьного возраста музыкальным и кукольным театром являются: высокий уровень восприимчивости детей, чувственно-образный характер детского мышления, предрасположенность младших школьников к творчеству во всех его проявлениях, а также личность руководителя, его профессиональные качества и увлеченность работой. Педагогическим условием такой деятельности является понимание театра как сотворчества детей и преподавателя.
Для малышей особенно интересным видом творческой деятельности является кукольный музыкальный спектакль. В качестве примеров для постановки в кукольном театре можно предложить такие музыкальные сказки, как «Зайкина избушка», «Кот, Петух да Лиса»- В.Герчик, «Теремок» М.Красева на слова С.Маршака, «Волк и семеро козлят» М. Коваля и др. (из опыта работы М.С.Осенневой)
Целью организации музыкального театра должно стать развитие эстетических творческих способностей детей. Занятия в музыкальном театре способствуют решению следующих задач:
образовательных — формировать навыки владения средствами театральной выразительности (интонацией, мимикой, жестом, походкой), кукловедения.
воспитательных — воспитывать художественный вкус детей, интерес к театральному искусству, самостоятельность в выборе средств при создании образа.
развивающих — развивать активное восприятие музыки посредством музыкального театра, психические процессы — внимание, память, воображение, эмоциональную сферу, речевое дыхание, четкость дикции.
В музыкальном театре целесообразно участие учащихся всех классов начальной школы. Так, например, роль Свиньи в музыкальной сказке «Кошкин дом» В. Золотарева можно поручить ученице П1 класса, а роль поросят — первоклассникам. Аналогично роли Петуха и Курицы могут сыграть второклассники, а петушков — Дети I класса.
Занятия музыкальным театром необходимо начинать с совм- тного коллективного посещения Детского музыкального теа им. Н.Сац, которое будет способствовать близкому соприкосн вению и общению детей с музыкой. Все аспекты деятельнс ДМТ направлены на воспитание и формирование общей, и в стности музыкальной, культуры подрастающего поколения.
В театре существуют две труппы — оперная и балетная, сим нический оркестр и в отличие от взрослых театров — педагогич- кая часть. Театральный педагог — это тот, кто знает законы худ жественного воспитания детей и детскую психологию, тот, кто бит и умеет разговаривать с детьми — просто, интересно и радо
Театр находится на проспекте Вернадского в новом здании, удивительное, напоминающее корабль, архитектурное coop; ние, над которым парит волшебной красоты Синяя птица — ца мечты, птица счастья.
Необычен этот театр по замыслу и воплощению. Если, по в ражению К.Станиславского, театр начинается с вешалки, то Д начинается «с улицы». Зрителей встречают здесь не только фо ны и скульптуры, украшающие пространство перед фасадом, пример музы театра, — встречает их и сама музыка, льющаяся динамиков, скрытых в узорной каменной резьбе порталов.
Двери в музыкальный театр, а точнее — в мир музыки, откр вают не обычным, а музыкальным ключом: дверные ручки име форму скрипичного ключа. В устройстве театра, кажется, все пре смотрено. Поражают не только праздничность и оригинальна интерьера, но и четко продуманные детали. В просторном вес бюде зрителей встречают педагоги и билетеры в изящных кос мах с эмблемой театра — Синей птицей. Нижнее фойе восхи своей необъятной перспективой. Его пролет пересекают мости с которых ребят приветствуют знакомые персонажи детских с зок — Буратино, Красная Шапочка, Белоснежка..,
Едва стоит ступить на порог здания маленькому зрителю, все — праздничная атмосфера, внешняя обстановка, интерьер начинает готовить его к предстоящему посвящению в тайне театра и музыки.
После просмотра спектакля с детьми полезно поговорить о то что им особенно запомнилось — актерская игра, музыка, деко ции, свет. При этом важно не разрушить излишними рассужде- ями непосредственного впечатления, произведенного спектакл на зрителей.
Дальнейшую работу на занятиях можно определить как вс могательную перед серьезным обращением к какому-либо муз кальному спектаклю. Такая работа должна идти по трем направл ниям — развития навыков сценической речи, пластики движе и певческих данных. Эти направления естественным образом гласуются с синтетической природой музыкального театра, соч
тающего в себе музыкальное искусство, искусство слова, хореографию и сценическое действие.
Роль педагога — руководителя детского музыкального театра заключается в сценической постановке, разучивании хоровых номеров и партий с солистами, постановке танцев, подготовке эскизов декораций, режиссерскими указаниями могут явиться также сценические моменты: откуда выходить, в каком направлении двигаться, где должны находиться действующие лица и т.д. Определенную сложность представляет то, что спектакль, как правило, не копирует пьесу, а по-своему переосмысливает ее. И задача педагога-руководителя — дать ребятам яркие представления, как словесный образ превращается в зримый, объемный персонаж спектакля. Предварительно следует готовить нужные атрибуты: декорации, необходимый реквизит, украшения сцены, костюмы для персонажей. Красочная афиша или пригласительные билеты с афишей должны быть подготовлены заранее.
Занятия в кружке и сводные репетиции рекомендуется планировать с учетом всех вндов работы (пение, сценическая речь, движение), а также сочетать коллективную и индивидуальную формы обучения.
Рекомендуемая литература
1. Осеннева М. С., Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания младших школьников. — М, 2001.
2. Режиссер работает в школе. — М., 1991•
3. Современные проблемы театрально-творческого развития школьников. — М., 1989.
Вопросы я задания
1. В чем различие между планом и конспектом урока музыки?
2. Какие две основные системы используются в развитии звуковысот- ного слуха детей и в чем заключается их суть?
3. Выбрав одно из программных произведений для слушания, составьте конспект фрагмента урока музыки. Предусмотрите ваши задания и вопросы к детям.
4. Каковы цель и задачи хорового пения в школе?
5. В чем суть охраны и гигиены детского голоса?
6. Перечислите этапы работы над школьной песней.
7. Каковы правила орфоэпии, применяемые в пении?
8. Какие детские инструменты можно использовать для аранжировки «Марша» С.Прокофьева из цикла «Детская музыка»?
9- Как вы полагаете, что является целью вокальной импровизации на Уроке музыки — выработка интонационного и ладового слуха или развитие творческой фантазии? Обоснуйте свое мнение.
10. Как вы понимаете основные мотивы творческого развития младших школьников на уроках музыки:
— импровизация как способ обшения;
— как способ мышления;
— как способ обучении,
11. Подберите для импровизирования детьми несложные стихотворе ния с образно-эмоциональным выразительным содержанием из уче* ной программы по чтению.
12. Составьте план-конспект инсклассного музыкального мероприя тия для детей младшего школьного возраста по оыбранной вами теме.
Глава III