Далее педагог демонстрирует технику работы.
Самостоятельная работа. Мы вернулись из лесного путешествия, ззйте расскажем о нем, только не словами, а используя художественные материалы (звучит музыка «Сладкая грёза» П. И.Чай- ^ского).
Организационный момент. Подводятся итоги работы детей, оценивается их самостоятельная работа.
Из конспекта урока видно, что в нем нашло отражение сочетание фронтальной и индивидуальной работы с учащимися, предусмотрены вопросы и задания детям, а также использование технических средств.
План-конспект может быть не только развернутым, но и кратким.
Каждый урок музыки является определенным и вполне конкретным звеном целостной системы музыкального воспитания младших школьников. Поэтому подготовка учителя к уроку, как и к любому уроку искусства, должна складываться из органически связанных этапов — планирования системы уроков по теме и конкретизации этого планирования применительно к каждому уроку. Немаловажное условие при этом — ясное понимание учителем задач первоначального этапа (начальной школы) в становлении музыкально-эстетической культуры учащихся, знание их психолого-возрастных особенностей, владение методами и дидактическими принципами общей педагогики и педагогики искусства.
3. ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Восприятие музыки
Вид музыкальной деятельности — слушание музыки — дает возможность познакомить детей с доступной им музыкой известных композиторов, получить необходимые знания о музыке, ее выразительных средствах и музыкантах.
В процессе восприятия музыки детям прививается любовь к высокохудожественной музыке, формируется потребность в общении с ней, воспитываются их музыкальные интересы и вкусы, формируется представление о том, что музыка рассказывает об окружающей жизни, выражает чувства и мысли, настроения человека.
В начальной школе преподаватель учит детей:
• внимательно слушать музыкальные произведения от начала До конца, воспринимать музыку;
• проникаться ее эмоциональным содержанием;
• делать посильный разбор произведения (эмоционально- разное содержание, средства музыкальной выразительности, i тура, исполнение);
• узнавать по звучанию изученные музыкальные произведем помнить их названия и имена композиторов.
Термин «музыкальное восприятие» в музыкальной педаго имеет два значения. Одно, более емкое, понимается как ос вое учащимися различных видов музыкальной деятельности на ; ке — хорового пения, игры на музыкальных инструментах, кально-ритмического движения. Другое значение термина, узкое, подразумевает непосредственно слушание музыки: зна ство с музыкальными произведениями различных жанров и лей, композиторами, исполнителями. При этом две стороны зыкального развития младших школьников — восприятие муз и собственно творчество — неразрывно связаны и взаимно до няют друг друга.
В основе музыкального восприятия лежит сложный nci ский процесс вычленения в произведениях музыкального ис ства свойств и качеств, пробуждающих эстетические чувства."
Слышать музыку — значит не только эмоционально отклика" на нее, но и понимать и переживать музыку, ее содержание, нить ее образы в своей памяти, внутренне представлять ее зв ние. Поэтому восприятие музыки — это способность слыша эмоционально переживать содержание музыкальных образов художественное единство, художественно-образное отражение ствительности, а не механическую сумму разных звуков.
Педагогической науке известны три основных типа слуша ской реакции:
а) полное непонимание (когда восприятие музыки ощуща как звуковой хаос, лишенный организующего начала);
б) обобщенное, малодифференцированное восприятие ки без глубокого проникновения во внутреннюю структуру изведения с непосредственной эмоциональной реакцией;
в) истинное понимание музыки с осознанием связей, с ляющих ее элементов, ее внутренней структуры; его конеч результат — восприятие музыкального образа как явления ос- ленного.
Просто слушание музыки мало что дает, пониманию муз" нужно учить. Начинать становление процесса музыкального приятия у младших школьников следует с чувственного аспе с пробуждения эмоций, формирования эмоциональной отзыв вости как части музыкально-эстетической культуры, что пред лагает смещение акцента с технической стороны музыкальи искусства на духовную — суггестивно-эмоциональную.
Для того чтобы слушание становилось слышанием, нужны зыкальный анализ, разбор прослушанного, беседа с учаши
0 поводу услышанного, т.е. художественно-педагогический анализ. Дети должны получить верные сведения о музыкальном жан- пс, структуре произведения, об элементах музыкальной речи, ^и'3ни и творчестве композитора. Уже в младших классах следует обращать внимание на то, что колыбельная песня должна быть спокойной, ласковой, мелодия ее негромкая и плавная, а пляска обычно веселая, мелодия ее быстрая и громкая. В начальной школе дети узнают на слух доступные двух- и трехчастные формы, знакомятся с приемами развития музыки: повторностью, контрастностью, вариационностью.
Музыку для слушания в начальной школе лучше давать в исполнении педагога или в грамзаписи. При этом исполнение учителя на пределе его технических возможностей вредно, так же как и использование плохой аппаратуры (ТСО) с шипением и хрипением. Особенно эффективно для восприятия сочетание грамзаписи с живым исполнением учителя. Так, например, музыкальную интерпретацию учителя на фортепиано можно сравнить с оркестровой или хоровой аудиозаписью.
Необходимыми условиями полноценного музыкального восприятия являются: систематическое педагогическое руководство, эмоциональная открытость педагога и детей (выражение радости, удивления, восхищения музыкой), интересная форма подачи музыкальных знаний; небольшие объемы музыкальных произведений.
Пробуждая в детях внутреннее сопереживание, методика организации слушания музыки должна быть направлена на тактичную поддержку эстетических впечатлений ребенка.
Условно выделяют следующие этапы в организации процесса слушания музыки:
I. Знакомство с музыкальным произведением в форме вступительного слова учителя (необходимо направить внимание учащихся, заинтересовать их, рассказать о композиторе).
II. Исполнение произведения учителем или слушание музыки в грамзаписи (первоначальное прослушивание музыки в полной тишине).
III. Анализ-разбор произведения (восприятие отдельных эпизодов, концентрация внимания учащихся на выразительных средствах, сравнение произведения с другими, уже известными). Трудность этого этапа — в сохранении эмоционального отношения к прослушанному произведению.
IV. Повторное прослушивание произведения, для того чтобы его запомнить, обогатить новыми наблюдениями. Восприятие произведения при повторном слушании осуществляется на более высоком уровне, на основе полученного музыкального опыта.
V. Слушание музыкального произведения на последующих уроках с целью повторения, закрепления, сравнения его с новыми Произведениями (сравнение музыкальных образов).
В организации процесса слушания музыки школьниками следователи музыкальной педагогики выделяют ряд методичес приемов, способствующих активизации музыкального воспр тия произведения:
• вокализацию доступных мелодий инструментальных произ дений;
• ритмопластику (промаршировать, пластически выразить зыку движением кистей или корпуса);
• сравнение или контрастное сопоставление музыки;
• графическое изображение мелодии;
• составление музыкальной коллекции;
• использование содружества различных видов искусства;
• музыкально-познавательные задания;
• воспроизведение слушаемой музыки кадетских музыкаль инструментах;
• использование определенного цвета для передачи настроен музыки.
Также следует выделить приемы активизации внимания щихся для музыкального восприятия, аналогичные ряду об педагогических приемов:
• прием новизны (учитель заинтриговывает учеников сооб нием новой информации);
• прием персонификации (учитель использует предрасполож ность детей к сопереживанию);
• прием соучастия (учитель моделирует определенную зна мую детям ситуацию: «Представьте, что вы находитесь в конце ном зале...»);
• прием игры голосом (выразительная речь учителя).
На проблему истолкования музыки сушествуют различ
точки зрения. В основе их действуют две крайности: акаде" ческая (в музыкальных кругах считается, что музыка дол быть «чисто музыкой» и никаких истолкований, программ" трактовок, внемузыкальных ассоциаций не должно быть) и в~ гарная (чаще в общеобразовательных учреждениях, где сч~ ют, что вся музыка программна, некоторые учителя не м «преподносить музыку без этикеток», как говорил Б. В. Аса ев, — придумывают листики, журчание ручейка и т.д.). Д.Б., балевский не возражал против разумного окружения музы* ных произведений общехудожественными, историко-социал" ми и бытовыми темами для бесед: «Истолкования предста" собой не что иное, как глубокое и точное вникание в жизни- содержание музыки»[23]. И это, на наш взгляд, наиболее прав» ная точка зрения на рассматриваемую проблему истолкова музыки.
Хоровое пение
Основная направленность обучения хоровому пению в начальных классах заключается в том, что младшие школьники учатся:
. петь песни разного эмоционального содержания;
. чувствовать настроение музыкального произведения и передавать его в своем исполнении;
. петь двухголосные песни;
. соблюдать правила пения и охраны голоса (петь естественно, красивым звуком, с мягкой атакой звука, правильно дышать при этом, ясно выговаривать слова);
. понимать основные дирижерские жесты — «вступление», «дыхание», «начало» и «окончание» звучания (пения).
Наряду с пением по слуху целесообразно активизировать процесс музицирования пением по нотам. При этом основными критериями правильного пения младших школьников по-прежнему остаются такие характеристики звука, как естественность, «серебристость», звонкость, полетность.
Подбор вокально-хорового репертуара в начальных классах осуществляется с учетом следующих положений:
. соответствие физиологическим особенностям певческого аппарата детей;
• высокий уровень художественных достоинств музыкального
материала;
• небольшие объемы;
• адекватность психическим особенностям учащихся начальной
школы;
• образные и жанровые контрасты выбираемых песен;
• воспитательная направленность и педагогическая целесообразность.
Отбор музыкального материала для хорового пения должен осуществляться самим учителем музыки на основе национальных особенностей музыкальной культуры и традиций каждого конкретного региона России.
Цель хорового пения на уроках музыки в начальной школе — способствовать творческой самореализации младших школьников посредством хорового исполнительства.
Задачи:
• образовательные: постановка и развитие голоса, формирование вокально-хоровых навыков, знакомство с вокально-хоровым Репертуаром;
• воспитательные: воспитание вокального слуха как важного Фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, ответственности в момент коллективного музицирования;
. развивающие: развитие музыкальных способностей, интер к хоровому пению как мотивационного компонента готовност дальнейшему саморазвитию.