Вопрос детям: когда человек марширует, сильный шаг попадает одну ногу или на разные?

Задание: заштрихуй на рисунке те следы мальчика, которые попг ли на сильный шаг. (При этом детям показывается рисунок марширу щего мальчика, а за ним тянется ниточка следов.... Попутно учите спрашивает: что делает мальчик?)

Исследуем звуки.

Музыкальные звуки различаются по своей длительности. Одни них более протяженные, другие — короткие. Ниже ты увидишь лини' Двигай пальцем по ним от начала до конца и тяни звук [ol-

О-о-о-о-о-о-о-.

Оо-о-о-о-о-о-...

О-о-о-о-о-о-о-

Одинаковы ли были звуки по длительности? В каком случае звук былдлинным,в каком — средним, а в каком — коротким?

Давай поиграем на музыкальных инструментах.

Учитель показывает рисунок с изображением бубна, барабана, тре­угольника,погремушки, стаканов с водой и обращается кдетям: «Ты дишь изображение разных музыкальных инструментов. Выбери себе любой. Твоя задача — с его помощью передать различные настроения человека».

Задание: сыграй дважды. В первом случае передай грустное настро­ение, во втором — веселое настроение человека.

Давай импровизировать.

Импровизировать — это сочинять без предварительной подготовки.

Спой весело: Спой грустно:

Выйди, Маша, из ворот, из ворот. Нет, подружки, не могу,

Не могу —

Выйди, Маша, в хоровод, в хоровод. Братца Ваню стерегу,

Стерегу.

При этом надо показать два рисунка: веселые девочки зовут Машу в хоровод и грустная Маша с отрицающим жестом. Подробнее о разнооб­разных творческих заданиях для младших школьников можно прочи­тать в пособии: Юдина Е. И. Мой первый учебник по музыке и творче­ству // Азбука музыкально-творческого саморазвития. — М., 1997.

Рассматривая вопрос о том, что делает музыку выразитель­ной, учитель должен рассказать детям, что музыка говорит своим особым языком. И для того чтобы понять этот язык, нужно вслу­шаться в него, привыкнуть к нему. Настоящая музыка никогда не звучит просто так, ничего не выражал, ни о чем не рассказывая. Не выразительность во многом сходна с выразительностью речи. Музыкальная интонация так же передает чувства, настроения, мысли, как и речевая; и музыкальные звуки и речь воспринима­ются слухом. Интонационная окраска речи передается с помощью тембра, высоты, силы голоса, темпа речи, акцентов и пауз. Му­зыкальная интонация обладает теми же возможностями: мелодия, ритм, темп, динамика, регистр — составляющие элементы музы­кальной речи.

В 1 классе для прослушивания используются следующие музы­кальные произведения: альбомы фортепианных пьес А. Гречани­нова, П.Чайковского, Э.Грига, Р.Шумана, С.Майкапара, С.Про­кофьева, Д.Шостаковича, Г.Свиридова, симфоническая сказ­ка «Петя и Волк» С.Прокофьева, опера М. Коваля «Волк и семе­ро козлят», опера М.Красева «Муха-Цокотуха», «Детские игры» Ж. Бизе и другие.

Знакомство с тембрами и видами музыкальных инструментов Рекомендуется проводить, дополняя слушание музыки показом самого инструмента или его рисунка, коротким рассказом о н и демонстрацией его звучания.

Фортепиано — клавишно-ударный инструмент. При нажа-i на клавишу по струнам ударяют молоточки. Звук фортепиано : жет быть и громким, и тихим. Отсюда и его название: forte ( означает «громко») и piano (что означает «тихо»). Рояль и ф0|: пиано имеют только одну клавиатуру, у каждого инструмента е по две педали, с помощью которых меняется окраска звука. В к~ цертньгх залах играют на роялях, так как звук рояля мощнее, звание «рояль» в переводе на русский язык означает «королеве (от фр. royal — король). В его черную полированную поверхне можно смотреться как в зеркало. Рояль — один из немногих муз кальных инструментов, выступающих самостоятельно, без акко панемента. Этот инструмент очень выразительный, а главное; многоголосый, т.е. на нем можно сразу сыграть несколько мел дий или мелодию и аккомпанемент одновременно.

Скрипка — струнный инструмент, ее называют царицей муз кн. У скрипки очень красивый, напоминающий человеческий лос звук. Он извлекается с помощью смычка — трости с натя тым на ней пучком конского волоса. Протяжное, певучее зв ние достигается именно благодаря смычку. Скрипку во время держат левой рукой у плеча. Главное достоинство скрипки закл чается в ее способности петь, она может тянуть звук очень дол Каждая струна на скрипке — это одна определенная нота. Четь струны — четыре ноты.

Флейта — деревянный духовой инструмент. Звук у нее чисть светлый, высокий. Поэтому она может исполнить любую мело^ самым высоким «голосом». Но лучше всего у нее получаются б стрые трели. Флейта произошла от тростниковой дудочки, и в . реводе на русский язык ее название означает «дуновение». Вна ле флейту держали вертикально вниз — продольная флейта. П же появилась поперечная флейта, которую держат поперек, бы лежа, горизонтально.

Труба — нарядный, сверкающий медный духовой инструме" Звук трубы яркий, блестящий. В древности труба была сигна ным инструментом, она призывала к вниманию, возвещала опасности. На трубе легко можно сыграть торжественный или инственный сигнал. Если приглядеться к этому инструменту, можно увидеть кнопочки-вентили, закрывающие отверстия воздуха. Нажимая на эти кнопочки, трубач изменяет высоту з- чания инструмента.

В разделе «Духовная музыка» предлагается знакомство мл" ших школьников с музыкой, которая используется в обрядах л вославной церкви; они прослушивают колокольные церковг звоны, узнают об искусстве звонаря, о традициях колокольно звона на Руси.

В разделе «Музыкальная культура родного края» рекомендуется изучение детского музыкального фольклора и его жанров: колы­бельных песен, пестушек, потешек, прибауток, припевок, при­говорок, скороговорок, считалок, жеребьевок, дразнилок.

Познакомить детей с понятием «фольклор» можно следующим кратким рассказом (из опыта работы М.С.Осенневой):

— А знаешь, чем спавна с древних времен наша с тобою земля?Песнями!Да, да — песнями. Широкими и просторными, словно полябескрайние,глубокими, будто реки да озера бездонные. Кто и когда их сочинил, уж теперь никто и не помнит. По наследству они нам с тобою достаются. Береги их, ведь народные песни — это кладезь мудрости ичистейшийисточник щедрой души русского человека. Вот и ты знаешь теперь, что такое фольклор.

После знакомства детей с колыбельными песнями как разновид­ностью фольклора можно предложить им следующие задания (раз­работанные М.С.Осенневой):

1. Выучи колыбельную и спой своей сестренке или братишке. Мо­жешьсочинить еще пару куплетов. Да не забудь в одном из куплетов ласково обратиться к малышу. Если его зовут Данила — спой Данил уш­ка, Лиза — Лизанька, Оля — Оленька. Так, бывало, пели мамы. Вот ужвоистину— «При солнышке — тепло, при матушке — добро».

2. Нарисуй, как ты представляешь себе Дрему.

3. Попробуй-ка сочинить свою колыбельную на такие слова:

Наши рекомендации