Изучение влияния спокойной классической музыки на скорость произвольной двигательной реакции.
Проводили:
Лебедева Ольга и Смирнов Владислав, учащиеся 8 «Е»
Цель:
изучить влияние разных видов музыки на некоторые процессы высшей нервной деятельности человека.
Задача:
1) изучить влияние прослушивания школьниками музыки трёх принципиально разных видов на кратковременную память, уровень концентрации внимания и скорость произвольной двигательной реакции;
2)предложить использование результатов исследования в различных областях жизни человека.
Без музыки наш мозг должен работать более активно над поставленной целью. Проверим, так ли это?
Методы исследования:
тестирование, эксперимент, анализ, сравнение.
Наша команда голосованием выбирала музыку ритмичную, быструю, с русским текстом (русский рэп). Музыку (подборку однотипных произведений длительностью 15 минут) записали на флэшку.
Один из выбранных видов музыки, точнее его влияние на психические процессы человека, изучали обе команды внутри одной школы, но каждая команда независимо от другой.
Материалы и оборудование:
компьютер, интернет, бланки с результатами тестов.
Ход работы:
Исследование мы проводить с несколькими испытуемыми по очереди, при наличии одного компьютера.
Проведение исследования с испытуемыми. Они прошли по ссылке, в которой был тест, определяющий скорость произвольной двигательной реакции на зрительный раздражитель http://krukozyaka.com/reaction.php
Во время теста испытуемые держали руку на мыши, курсор наведён был на слово «Стоп». При смене цвета фигуры нужно было как можно быстрее нажать на левую кнопку мыши.
Сделать две попытки подряд. Их данные, появляющиеся на экране после нажатия кнопки мыши, проводящий сразу записывал в бланк результатов.
Затем мы провели повторно тот же тест из двух попыток при включенной музыке (громкость средняя, ближе к сильной; перед тестом музыка должна была быть включена в течение трёх-пяти минут). Данные так же были записаны в бланк результатов.
ТТестируемый | Скорость реакции в тишине | Средний показатель | Скорость реакции при музыкальном сопровождении | Средний показатель |
Смирнов Влад | 0,401 0,379 | 0,390 | 0,358 0,405 | 0, 385 |
Дасаев Дамир | 0,339 0,450 | 0,395 | 0,362 0,315 | 0,339 |
Суходолин Никита | 0,305 0,269 | 0, 287 | 0,308 0,323 | 0,316 |
Цуркан Артем | 0,742 0,554 | 0, 648 | 0,419 0,496 | 0, 458 |
Сизова Ксения | 0,345 0,536 | 0, 441 | 0,352 0,386 | 0, 369 |
Жуликова Юля | 0,366 0,524 | 0, 445 | 0,365 0,407 | 0, 386 |
Щур Даша | 0,427 0,918 | 0, 673 | 0,399 0,452 | 0,426 |
Щепарёва Арина | 0,757 0,404 | 0,581 | 0,390 0,527 | 0,459 |
Туманов Давид | 0,390 0,393 | 0,392 | 0,632 0,394 | 0,513 |
Балян Офелия | 0,475 0,594 | 0, 535 | 0,457 0,469 | 0,463 |
Климов Алексей | 0,336 0,323 | 0,330 | 0,350 0,325 | 0,338 |
Воробьёва Даша | 0,425 0,392 | 0,409 | 0,397 0,461 | 0,429 |
Демина Надя | 0,444 0,433 | 0,439 | 0,442 0,430 | 0,436 |
Щепарёва Катя | 0,368 0,471 | 0,420 | 0,449 0,435 | 0,442 |
Николаева Даша | 0,399 0,341 | 0,370 | 0,431 0,451 | 0,441 |
Тараканкина Юля | 0,940 0,583 | 0,762 | 0,496 0,790 | 0,643 |
Мелконян Мелкон | 0,386 0,553 | 0,470 | 0,393 0,744 | 0,569 |
Шерехщмедов Тимур | 0,382 0,400 | 0,391 | 0,392 0,446 | 0,419 |
Хан Виктор | 0,378 0,386 | 0,382 | 0,302 0,341 | 0,322 |
Мелконян Арутюн | 0,425 0,432 | 0,429 | 0,416 0,471 | 0,444 |
Федоров Вадим | 0,405 0,45 | 0,428 | 0,372 0,490 | 0,431 |
Волков Андрей | 0,370 0,392 | 0,381 | 0,328 0,370 | 0,349 |
Средний результат | 0, 454 | 0,426 | ||
улучшил | ||||
ухудшил |
Вывод:проведённое нами исследование показало, что скорость реакции в тишине, хуже скорости реакции при музыкальном сопровождении.
Если мы примем первоначальное среднее значение времени (в тишине) за 100%, то время под музыку будет равно
0, 454 – 100%
0,426 – х%
х= 0,426*100/0,454=93,8%
Время задержки реакции уменьшилось на 6,2%. Значит, скорость реакции под музыку увеличилась на 6,2%.
Результат под музыку стал немного лучше. Это связано с тем, что участники часто слушают музыку похожего типа, их психологически музыка не затронула.
Проведенное исследование команды «Эко» доказывает, что ритмичная музыка:
замедляет мыслительные процессы, но улучшает концентрацию внимания и скорость произвольной двигательной реакции.
Эти выводы можно использовать при организации работы конкретных отдельных людей и коллектива в целом.
Ссылки:
http://www.yugzone.ru/brainmusic/articles/angelight_1.htm
http://gopsy.ru/psihologija/kak-muzyka-vlijaet-na-cheloveka.html