Восприятие линий. прямые и изогнутые линии
Зрительный аппарат человека создает каемки между участками различной яркости, потому что он так устроен. Поэтому силуэт изображения имеет для нас решающее значение при восприятии окружающего мира. Прямые линии и наклонные линии наш глаз определяет сразу и легче всего, за минимальное время. Все это происходит на уровне механизмов зрения. А восприятие таких геометрических фигур, как "прямой край", "угол", "дуга", уже происходит не в глазу, а в коре головного мозга. А, как показывает практика, именно изображения, к восприятию которых подключается мозг со своими сложнейшими механизмами и, соответственно, психологией восприятия, имеют максимальную художественную ценность.
Поэтому немного кривая линия на снимках обычно более фотогенична, чем прямая. Не случайно в эротической фотографии такие линии наиболее выразительны.
Снимки, построенные на прямых линиях, очень легко воспринимаются зрителями. Главное - чтобы эти линии четко воспринимались на снимках.
ЛИНИИ МАКСИМАЛЬНОГО ИЗГИБА
Как установили физиологи, глаз человека при восприятии предмета сначала «обводит» его контуры, задерживаясь и возвращаясь к наиболее искривленным или содержащим точки пересечения линий деталям. Далее по этому же принципу осматривается весь предмет. И только происходит его опознавание.
Человек при восприятии изображения фиксирует взгляд на линиях максимального искривления. Эту закономерность восприятия можно и нужно применять в фотографии и всегда «вычленять» при оценке сюжета съемки.
Когда на снимке есть несколько основных линий одновременно, то чем сильнее изогнута линия, тем она более интересна для зрителя, и именно на ней он концентрирует свое внимание.
Фотографируя человека, надо искать такую точку съемки, чтобы выявить на его лице и в фигуре максимальное количество острых углов, искривлений, пересечений, которые, как показывает практика, наиболее фотогеничны. Это очень простой способ мгновенно определить фотогеничность лица человека, естественно, в учетом его пропорциональности и индивидуальных особенностей.
То же самое касается и других сюжетов съемки. При этом надо знать, что если линия четко не воспринимается, как линия, то уже эта зависимость пропадает.
Очень четко действует закономерность восприятия, что если в конце линии сделать закорючку, то взгляд всегда будет избирать ее конечной или начальной точкой осмотра всего изображения. В любом случае зритель всегда посмотрит на эту часть изображения, и оно станет смысловым центром снимка.
При фотосъемке как портрета, так и при съемке других сюжетов, если на снимке есть четко читаемая линия, то лучше, если она будет искривлена. Это фотограф должен увидеть, оценить на подсознательном уровне и при помощи совершенного владения фототехникой передать на снимках.
Световые линии силуэта в качестве идеи и смыслового центра изображения легко создать в студии при помощи линейного освещения.
ТОЧКИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ЛИНИЙ
Когда объекты перекрываются или смыкаются друг с другом, их контуры пересекаются. В точках пересечения может оказаться несколько линий, при этом установлено, что их разновидностей может быть всего восемь. При помощи этих узлов зритель подсознательно превращает плоские изображения в объемные.
В любом случае точки пересечения, которые хорошо видны на изображении, становятся центром внимания зрителя, как смысловые центры, и способствуют восприятию изображения.
Привлечение внимания к точкам пересечения линий и линиям с максимальным изгибом широко используется карикатуристами и шаржистами. Совмещая такие точки прямыми линиями можно по фотографии, не обладая вообще никаким художественным даром, нарисовать дружеский шарж любого человека. Причем он, несомненно, будет похож на себя.
«ЧИСТАЯ ЛИНИЯ»
Иногда для построения композиции снимка используется так называемая "чистая линия", это геометрически правильная и ничем не нарушаемая линия. Это могут быть очертания человеческой фигуры, разнообразных объектов, детали ландшафта… И прерывание таких линий очень плохо влияет на восприятие изображения. Поэтому на такие вещи, опять таки на основании своей фотоинтуиции, должен обращать внимание фотограф.
ЭФФЕКТ ПРОДОЛЖЕНИЯ КОНТУРА
Наше зрение имеет свойство "мысленно" продолжать контур предмета после его пересечения другими предметами или когда он не виден. Это один из основных механизмов психологии восприятия.
При этом зрители не только мысленно соединяют линии на основании своего жизненного опыта, но и основные пропорции объектов съемки при восприятии невидимых линий соблюдаются.
Если же мы «обрезаем» границами кадра какой-либо объект, то у зрителя включается воображение, и он начинает «домысливать» то, что есть за кадром. Этот принцип часто используется при съемке портрета для нивелирования особенностей внешности человека. Но изображение лучше не «обрезать», так как это плохо воспринимается зрителями. Обрезать надо много, но при этом оставив на объекте съемке начало линий, чтобы зритель мог бы мысленно продолжить и подключить свою фантазию по поводу оставшегося за кадром. Полная обрезка, когда нет линий для включения воображения зрителя, не воспринимается.
Если мы «разрываем» изображение, перекрывая его чем-либо, то толщина «разрыва» имеет свои пределы. То есть комфортная толщина «разрыва» объекта съемки, которая может быть либо тонкой, либо очень толстой. Когда толщина разрыва приближается по своим размерам к размерам самого объекта, то такой вариант хуже всего воспринимается зрителем. В любом случае и тут должна сработать интуиция фотографа, чтобы найти оптимальный вариант
СВОЙСТВА ДИАГОНАЛЕЙ
При наличии в изображении горизонтальных и вертикальных линий в соответствии с физиологией зрения, взгляд зрителя всегда движется сначала по горизонтальным, а потом по вертикальным линиям. Но диагональные линии по отношению к линии горизонта наиболее приемлемы для восприятия, и поэтому фотограф должен именно этим линиям отдавать приоритет.
Зрители предпочитают больше диагональные линии всем остальным. Наименее интересны - горизонтальные линии.
При восприятии изображения есть так называемый «эффект шахматной доски». Он так называется потому, что мы на шахматной доске видим в каждый конкретный момент времени только одну из двух диагоналей, а одновременно две диагонали нам не позволяет воспринять механизм нашего зрения.
Но использование этого эффекта при создании изображений не находит особого смысла, так как зритель его четко не воспринимает. Но тут еще много зависит от формата изображения, о чем уже говорилось. На снимках большого размера этот эффект работает лучше.
Есть целая классификация типов диагоналей. Диагональ, идущая из левого верхнего угла в правый нижний, называют «падающей». Диагональ из левого нижнего угла в правый верхний называется «восходящей»
Считается, что движение вниз по восходящей диагонали или вверх по падающей диагонали (ее еще называют «диагональю ухода») показывает напряженность движения
Диагональ, устремленная слева направо и вглубь, вызывает ощущение напряженности, активности, и называется «диагональю борьбы»
Как показали тесты, что во всех случаях никакой закономерности «восходящей и падающей» диагонали при восприятии изображений не возникает и все зависит от конкретного сюжета на снимке. При этом фотограф должен довериться только своей фотографической интуиции, чтобы зритель смог воспринять его мысли… В редких отдельных случаях эти диагонали все же работают, но опять-таки все зависит от конкретного сюжета снимка, который определяет фотограф.
Диагональная линия, идущая в угол кадра, воспринимается гораздо лучше, чем идущая мимо него. Поэтому при съемке, глядя в видоискатель фотоаппарата, можно это сразу учитывать.
Фотограф должен увидеть в окружающей среде диагональные линии и применить их в своем творчестве, как смысловые центры, при этом не забывая об общей гармонии снимка.
Если явно диагональных линий нет, то их можно создать за счет соответствующего наклона фотоаппарата.
ВОСПРИЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ
Редкий случай, когда восприятие «падающей» диагонали воспринимается зрителем - это во время передачи движения на снимках. Движение слева направо по «падающей диагонали» воспринимается более быстрым, чем справа налево.
Вывод, который напрашивается, в принципе однозначен. Мы воспринимаем линии на снимке строго в соответствии с нашими механизмами зрения. Линии максимального изгиба и точки пересечения лучше всего воспринимаются на снимках, равно как и диагональные линии. «Чистую линию» лучше ничем не пересекать на снимках. Нельзя чуть-чуть «обрезать» границами кадра объекты съемки. Описанные в «правилах композиции» свойства диагоналей, «эффект шахматной доски», работают лишь в частных случаях.