Смысловые центры (психология восприятия)
Смысловые центры в композиции снимка - это чрезвычайно важные элементы, которые в принципе не рассматриваются в «законах композиции», хотя их значение настолько велико, что зачастую в отдельных кадрах они «затмевают» все остальные композиционные изыски. То есть то, что изображено на снимке, гораздо важнее для зрителя, чем как все это изображено.
Причем, для разных людей приоритеты могут самыми разными, вплоть до противоположных. У всех неодинаковое воспитание, образование, круг общения и интересов.
Смысловым центром изображения может быть любая деталь или действие, жизненно важные для человека. При этом многие вещи мы «всосали с молоком матери», они «сидят» у нас в крови и работают на уровне инстинктов.
Например, человек всегда мгновенно выделит среди любых других пятен на изображении комбинацию из трех точек, напоминающую глаза и приоткрытый рот. В древние времена эта возможность была жизненно важна для людей. И до сих пор эта способность сидит в нас. Она в принципе реализована современными производителями фототехники, как сюжетная программа, автоматически находящая лица людей перед объективом и наводящая на них резкость.
Смысловыми центрами являются любые, даже силуэтные и мелкие, изображения человека или животного. Зритель всегда их увидит и выделит на изображении. Причем, они на снимке будут играть основную роль.
Смысловыми центрами являются лица людей или морды зверей, которые при восприятии на снимках значат больше, чем все остальное содержание снимка. Рассматривая снимки, зритель акцентирует свое внимание главным образом на глазах человека или животного. Если человек в кадре смотрит на что-либо, то же находящееся в кадре, зритель всегда также обязательно обратит внимание на этот объект.
Очень много для зрителя значат половые признаки, особенно противоположного пола. Причем, а это касается чисто мужского восприятия, они как бы «заполняют» в момент съемки, но в подавляющем большинстве случаев на готовых снимках выглядят не такими впечатляющими, как в жизни. Поэтому профессиональный фотограф всегда увидит в видоискатель и реальные размеры, и расположение по отношению к другим объектам «противоположных прелестей».
Более сильным смысловым центром изображения является любой действие, происходящее в кадре. Зритель, не смотря на всякие «золотые сечения» и «свойства диагоналей», всегда посмотрит именно на то, кто и что делает в кадре.
Шутливое действие в кадре всегда смотрится выигрышно. Поэтому фотоюмор и нашел такое распространение, так как любая комичная ситуация по своему воздействию гораздо сильнее не только «правил композиции», но зачастую и чисто технического исполнения фотографии.
Но самый сильный смысловой центр - это ярко выраженная эмоция - смех, крик, плач, гримаса - также мгновенно становится центром композиции и внимания зрителя, независимо от того, что на снимке еще изображено.
Вариантов эмоций может быть огромное количество. Их роднит одно - именно на них обращает внимание зритель и они не оставляют его равнодушным. Поэтому такой популярностью пользуются снимки, которые показывают только эмоциональное состояние людей и животных, и больше ничего.
СМЫСЛОВЫЕ ЦЕНТРЫ (Физиология зрения)
Но помимо этих значимых для человека смысловых центров, которые обусловлены жизненным опытом и психологией восприятия, есть еще несколько визуальных эффектов, на которые зритель всегда обращает внимание на снимках.
ИНВАРИАНТНОСТЬ, НЕОЖИДАННАЯ ТОЧКА СЪЕМКИ
У зрения человека есть такой механизм, называемый инвариантностью, то есть способность человека видеть и опознавать объекты вне зависимости от их размеров, положения в пространстве, расстояния до них. При этом если изображение любого знакомого предмета повернуть на угол более 15о, то начинает действовать логическая обработка изображения, мозг мысленно поворачивает объект в нормальное положение, а только потом происходит распознавание. Это происходит со скоростью примерно 60о в секунду. То есть перевернутое вверх ногами изображение знакомого человека или предмета зритель распознает не менее чем через три секунды.
Рассматривая изображение и не находя ничего, что помогло бы его распознать, зритель испытывают целую гамму чувств и эмоций. Так как мозг пытается с переменным успехом распознать то, что находится перед ним. Любой знакомый предмет, снятый с неожиданной точки съемки, кажется необычным. Исключение - смысловые центры. В принципе, на этой особенности человеческого зрения построено все «высокое искусство».
Объект, снятый с необычной точки съемки, всегда привлекает повышенное внимание, так как зрителю надо время, чтобы «распознать» что же именно изображено на снимке.
Чтобы получить «запутанное» изображение, достаточно просто перевернуть снимок на сто восемьдесят градусов. Глядя на этот снимок, зритель начинает наклонять голову в разные стороны, облегчая работу механизма инвариантности.
ЭФФЕКТ «ТОННЕЛЯ»
Эффект «тоннеля» является одной из разновидностей восприятия зрителем светлых тонов, постепенно переходящих в темные. Взгляд автоматически скользит от светлого участка изображения к темному. Если взять трубу, у которой ярко освещен ее дальний конец, то существует чисто психологическое «движение» взгляда изнутри наружу, а если дальний конец находится в темноте, то наоборот.
В «правилах композиции» можно найти утверждение, что на черно-белых снимках зритель всегда обращает внимание на абсолютно черные места изображения. Это так же является разновидностью воздействия эффекта «тоннеля».
Эффект «тоннеля» является один из смысловых центров изображения, на котором сразу останавливается взгляд зрителя, и это надо учитывать фотографу во время съемки.
ИРРАДИАЦИЯ
Иррадиация - это особенность нашего зрения, когда бы видим светлые или яркие объекты большими по размеру, чем они есть на самом деле, особенно когда они находятся на темном фоне. На этот механизм зрения «покупаются» очень многие начинающие фотографы, когда снимают большие светлые объекты на темном фоне, а на снимках они почему-то получаются мелкими и невзрачными. Этот же эффект часто используют модельеры для того, чтобы увеличить визуальный объем фигуры.
Иррадиация всегда выступает смысловым центром, если белое пятно изображения находится на темном фоне.
СВОЙСТВА ГРУПП ОБЪЕКТОВ
Человек может воспринять одновременно только около 5 - 7 объектов. Когда объектов слишком много, то происходит их объединение в группы по любым признакам (расстояние, цвет и прочее), и человек анализирует каждую из них.
При большом количестве объектов любой снимок уже не воспринимается как единое целое. Потребность «организовать» и «сгруппировать» объекты, чтобы их было легче воспринимать, является свойством человеческой психологии восприятия.
При этом расстояние между объектами в группе во время фотосъемки должно быть более близким, чем в жизни (если, конечно, это возможно).
Эту особенность человеческого восприятия фотограф также должен учитывать на подсознательно уровне.
РИТМ
Под ритмом в фотографии мы понимаем закономерное чередование любых объектов, их повторяемость через определенные промежутки, порядок их сочетания. Ритм - это более или менее гармоничное, и тем самым притягивающее взгляд зрителя, чередование геометрических форм, пятен и линий. Простейший ритм - это равенство форм.
Понятие "ритм" принято относить главным образом к линейному рисунку кадра. Но снимок можно построить и на чередовании световых пятен и бликов, на повторах светлого и темного тонов, и сюжетных деталей, и на одинаковости эмоций... То есть на снимке ритмические повторы могут быть из любых его элементов
Восприятие ритма меняется в зависимости от того, можем ли мы охватить взглядом всю фотографию целиком, или только по частям. Поэтому некоторые фотографии воспринимаются только в определенном формате. При нормальном рассматривании эмпирическим путем установлен пограничный формат 18 на 24 сантиметра. Изображения меньше этого формата сразу охватываются взглядом, и часто теряют свою художественную ценность. Чем больше формат кадра, тем у него больше шансов понравиться зрителю. Большим форматом можно «вытянуть» самый провальный кадр. Очень часто изображение, изготовленное форматом со сторонами в несколько метров, на маленьком формате не воспринимается вообще никак и оставляется зрителем без какого-либо внимания.
Это относится и к просмотру фото на экране компьютера, где изображение часто показывается не полностью, а рассматривается частями. Механизмы восприятия примерно одинаковые.
Если удалось сделать снимок, который будет интересен на маленьком формате, даже таком распространенном, как 10 на 15 сантиметров - это большая удача. Но такие снимки без явно выраженных смысловых центров сделать практически невозможно.
Этот же фактор надо учитывать при представлении снимка на всеобщее обозрение, так как одно и тоже изображение на маленьком и большом формате воспринимается совсем по-разному. По большому счету, снимки надо представлять либо на формате не менее 18 на 24 сантиметров, либо в электронном виде.
По «законам композиции» постулат, что сюжеты, имеющие ритм из нечетного числа объектов, если их не очень много, выглядят на снимке гораздо лучше сюжетов с четным числом, не нашел своего подтверждения.
Две идентичные линии образуют так называемый «щелевой эффект», и являются частным случаем ритма. При этом утверждение «правил композиции» что ритм образуется только в том случае, если на снимке присутствует не менее трех одинаковых объектов, своего подтверждения на практике не нашли. Вполне достаточно двух линий или других одинаковых объектов или явлений.
В целом, симметрию можно назвать частным случаем ритма, которая переводится с древнегреческого как «соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей».
ЦВЕТОВОЙ АКЦЕНТ
Когда на снимке есть одно яркое цветовое пятно, то обычно именно оно становится смысловым центром композиции. Но чем меньше в кадре ярких цветов, тем лучше. И уже тем более не должны присутствовать цвета, не «играющие» на общую гармонию снимка. На это надо обращать особое внимание в момент съемки.
«РАЗРЫВ» КОМПОЗИЦИИ
При определенных условиях, когда расстояние между объектами на снимке больше некоторой критической величины, наступает так называемый «разрыв композиции», когда объекты начинают восприниматься сами по себе, и фотография не выглядит единым целым. Визуальная связь между ними пропадает, и изображение как бы распадается на несколько частей. Она теряет свой смысл и цельность, и получается как набор отдельных элементов.
Подсказать это самое критическое расстояние должна интуиция фотографа и его художественный вкус, здесь нет каких-либо четких рекомендаций.
Итак, подведем первый маленький итог. Любое фотоизображение, как отражение реальной действительности, содержит в себе объекты и визуальные эффекты, которые по силе своего воздействия на зрителя намного больше, чем остальные объекты в кадре. Даже если на снимке есть только один смысловой центр, то снимок уже не оставит зрителя равнодушным. Остальной сюжет снимка лишь дополняет имеющийся на нем смысловой центр. При быстром просмотре пачки фотографий, внимание зрителя привлекут только изображения, содержащие в себе смысловые центры. Остальные снимки он оставит без внимания.
Также надо помнить и о том, что «узкоспециализированными» смысловыми центрами, то есть важными для зрителями частями изображения, могут выступать изображения людей, знакомых зрителю. Либо объекты, которые напрямую связаны с его профессиональной деятельностью или личными интересами и увлечениями. Эти моменты надо обязательно учитывать при съемке сюжетов.
Описанные свойства визуального восприятия снимков практически не нашли отражения в «правилах композиции».
Поэтому фотограф должен увидеть в реальной жизни смысловые центры и на основании своей интуиции так скомпоновать свой кадр, чтобы они заняли в нем подобающее место. При этом руководствоваться любыми эмпирическими «правилами композиции» не рекомендуется… Художественный вкус фотографа в виде интуиции «работает» гораздо эффективнее, и лучше больше доверять себе и своему видению.