Игра на шумовых музыкальных инструментах
Музыкально-ритмические движения являются одним из видов музыкальной деятельности, в котором ведущая роль отводится разнохарактеоным движениям, передающим характер, настроение, музыкальный образ. Немаловажное значение музыкально-ритмические движения имеют в развитии соматической свободы детей в процессе «физического вчувствова- ния». В процессе этого вида деятельности у детей развивается чувство ритма, пластичность, выразительность и музыкальность не тальке движений, но и общая музыкальность.
Используются различные виды ритмических движений под музыку: речевые упражнения, пальчиковые упражнения, музыкальные игры, театрализация песен, простейшие танцевальные элементы, эмоционально-пластическая передача музыкального образа, пластическое образное дирижирование, упражнения на релаксацию и активизацию деятельности под музыку.
Можно выделить группы музыкально-ритмических движений в зависимости от области, из которой они заимствованы. Ходьба, бег, прыжки, приседания основаны на физических упражнениях. В основу танцевальных музыкально-ритмических движений положены танцевальные элементы из популярных ганцев: русская пляска, полька, вальс, летка-енька, ча-ча и др. Притопы, приседания, «удар шпорами» нога об ногу, переход с носка на пятку и наоборот, — все эти повторяющиеся движения легко запоминаются и исполняются под музыку соответствующего характера.
Образные музыкально-ритмические движения представляют собой передачу пластики, выразительности ритмичных движений животного мира и растений: полет птицы, прыжки зайца, танец бегемота, мягкие движения Кота в Сапогах, охота пантеры, движение листвы и веток деревьев, изображение легкой морской волны и бурного морского потока.
Сюжетно-ролевые музыкально-ритмические движения связаны с изображением музыкального образа в развитии. Так, в первом классе дети, изображай картинку приключения зайца в лесу, предвосхищая слушание пьесы Фрида «Как заяц в лесу заблудился», изображают развитие событий от веселого движения зайца по тропинке к блужданию его по зарослям темного леса и нахождению дорожки к своему дому.
Сюжетно-ролевые музыкально-ритмические движения представляют собой творческую деятельность и могут быть организованы в различных формах музыкального фантазирования: тембрового, ритмического, пластического, динамического, графического, мелодического, вербального с изображением гласных в жестах, которое описано в предыдущей главе.
Игра на шумовых музыкальных инструментах представляет собой активное музицирование детей. Это наиболее естественный и оптимальный путь вхождения ребенка в мир музыки. Музицирование на детских инструментах также помогает детям познакомиться с детскими инструментами, их музыкально-выразительными возможностями и устройством. Инструментами для исполнения ритмов могут стать не только ксилофон, румба, маракасы, треугольник и другие реальные музыкальные инструменты, но и кубики, ложки, линейки, т. е. все звучащие предметы, которые окружают детей.
Навыки сочинения несложных ритмических аккомпанементов могут появиться лишь тогда, когда этот вид деятельности будет применяться постоянно. При этом качество звучания и полиритмия таких аккомпанементов будет зависеть от умения записывать эти ритмы, т. е. составлять партитуры. Написание «партитур» для оркестра детских инструментов может увлечь детей, и они сами будут придумывать условные знаки для обозначения инструментов. При аккомпанировании песен такие знаки можно подписывать под словами.
На первом этапе (ознакомительный этап) дети знакомятся со звучанием различных шумовых инструментов, с их характером и особым голосом — тембром. Важно, чтобы каждый ребенок попробовал исполнить что-либо на каждом из инструментов, которые будут использоваться на уроках или во внеклассной работе. Для этого можно провести одно занятие «Хаотического оркестра». В классе раскладываются три группы музыкально-шумовых инструментов:
1) звучащие предметы (металлические линейки, детские кирпичики, медные пластинки, связки старых ключей, емкости с песком, камушками, погремушки и т.д.);
2) музыкально-шумовые инструменты (барабаны, трещотки, ложки, коробочки, тарелки, бубны, треугольники);
3) музыкальные инструменты с определенной высотой (металлофоны, свистульки, свирели, гусли).
Условием является то, что инструментов должно быть не меньше, а лучше больше, чем детей. Дети переходят от одного инструмента к другому, знакомятся со звучанием каждого и рассматривают, как они изготовлены и как издают звук. При этом детям предлагается «опробовать» инструменты очень тихо, чтобы не мешать другим, и музыкально, чтобы услышать особенности тембра и возможности каждого из них.
Затем дети выбирают с помощью учителя какой-либо образ или ситуацию и изображают их на одном из инструментов.
На этом же этапе дети знакомятся с названиями и историей создания инструментов.
На втором этапе (художественно-исполнительский этап) дети учатся аккомпанировать при исполнении песен или создавать ритмические сопровождения во время слушания музыки. Сначала детям предлагаются простейшие ритмические фигуры: исполнение сильных долей музыки, простого ритма, выделение начала и конца фразы Затем ритм усложняется, но дети исполняют все один и тот же ритмический рисунок.
На третьем этапе (художественно-творческий этап) дети постепенно переходят к игре по партиям: одна группа исполняет ритм мелодии, вторая — выделяет сильные доли, третья — отмечает начало и конец фраз. На этом же этапе дети переходят к сочинению своих мелодий, передающих характер какого-либо образа.
При этом первая и вторая группы инструментов используются в качестве ударно-шумовых инструментов, которые подчеркивают метро-ритмическую основу музыкального произведения и обычно используются лишь для сопровождения пения и слушания музыки, а третья группа инструментов может представлять собой средство для сочинения собственных мелодий для передачи какого-либо образа. При этом группы шумовых инструментов будут исполнять аккомпанемент к этой мелодии.
Вопросы и задания
1. Проанализируйте особенности детского голоса и определите песенный репертуар для детей 1-го, 2-го и 3-го классов.
2. Охарактеризуйте методы активизации музыкального восприятия детей младшего школьного возраста.
3. Охарактеризуйте значение и функции музыкально- ритмических движений как вида музыкальной деятельности.
4. Охарактеризуйте основные знания и умения по музыкальной грамоте, которые дети должны освоить в 1-м, во 2-м и в 3-м классах.