Музыкотерапия и ее педагогические возможности
Каково же истинное предназначение музыки в жизни человека? Об этом блестяще писал еще в I веке н.э. Сенека в письмах к Лукрецию, утверждая, что суть музыки не в том, как согласуются между собой высокие и низкие голоса, как возникает гармония звучащих струн, издающих разные звуки. Суть музыки — создание в душе согласия, чтобы помыслы человека не расходились с убеждениями. Важно не то, что лады звучат жалобно, а то как среди превратностей судьбы не проронить ни звука жалобы[20].
Музыкотерапия является частью оздоровления, сохранения традиций и гармонизации личности со средой и миром в целом. О сильнейшем воздействии музыки на организм человека знали еще в древние времена и использовали ее в лечебных целях. Шаманы при заклинаниях обязательно использовали пение, ритуальные танцы. При этом ритм музыки, танца поддерживался игрой на барабанах.
Лечебная музыка выводила, например, испанского короля Филиппа из состояния меланхолии. Английский философ Спенсер избавился под воздействием музыки от невралгических болезней, поэт Байрон — от расстройства пищеварения.
В конце XIX века в клиниках Италии, а затем Франции появились специальные служители-музыканты, которые проводили лечение музицированием. Музыка помогала больным быстрее вставать на ноги.
Русский ученый А.М. Бехтерев в начале XX века создал «Общество для выяснения лечебного значения музыки». Создатель фонографа, изобретатель Эдисон посвящал утренние часы музыке. Из 600 записей Эдисон выбрал около 100. И опробовал их на взрослых и детях. Одни произведения предназначались для развития воображения, другие — для приятных воспоминаний. Была определена музыка для воспитания чувства товарищества, для пресечения детских шалостей.
Но воздействие музыкального произведения зависит также от индивидуальных особенностей человека, от характера работы. Хотя существуют общие законы в музыкотера- пии, например, при тяжелом нервном расстройстве музыка не должна «противоречить» настроению больного. Мелодичная музыка действует как обезболивающее. Она используется в кабинетах хирургов и дантистов. Если человек чрезмерно угнетен, ему принесет облегчение печальная музыка, возбужден — успокоят звуки бравурной музыки. Если чувства неглубокие и человек сам готов к изменению настроения, то в таком случае по его желанию можно использовать музыку, противоположную его эмоциональному состоянию грустная музыка успокоит, а радостная — снимет грусть. Выбор метода зависит от глубины чувств Чем в более депрессивном состоянии находится человек, тем в большей степени музыка должна гармонировать с его состоянием. Данное положение необходимо учитывать при использовании функциональной музыки в работе с детьми.
Французский композитор Марена Маре лет 200 назад писал музыку, направленную на лечение различных заболеваний. Цикл из 12 сонат был предназначен для лечения подагры, соната для альта и клавесина использовалась для сопровождения операций. И никто этому не удивлялся, в то время лечебное музицирование было модным в великосветских салонах. Врачи прописывали музыку своим пациентам от множества болезней. Предписания выполнялись легко, так как у знатных особ на службе состояли музыканты. Даже барабан мог стать «лекарем»: «Желудок любит ритм» — утверждали врачи в то время, поэтому обеды сопровождались барабанной дробью.
Почему бурлаки пели во время работы? Оказывается, если поднимать ящики одинаковой величины и тяжести, то более легким покажется тот, который поднимали под музыку. Люди заметили это еще в старину и поэтому выполняли тяжелую работу под песню.
Природа также реагирует на созданные человеком музыкальные произведения. Один австрийский садовод играл на скрипке каждое утро по полчаса в саду для цветов и овощей. Окраска растений отличалась яркостью, они росли быстрее, чем растения у соседей. Скрипичные концерты их «вдохновляли». Оказывается, различные звуковые волны благоприятно воздействуют на развитие клеток. На птицефабрике в Минске однажды включили магнитофон, и вдруг куры перестали кудахтать, затихли, стали «клевать» носом, задремали. Когда сменили грустную музыку на веселую, она подействовала возбуждающе. После долгих экспериментов определили, что самой благоприятной является легкая, ненавязчивая музыка. Куры хорошо растут, несутся и становятся активными, подвижными.
Звуки могут оказывать влияние на атмосферу и даже ее менять. Еще в Древней Руси считалось, что звон колоколов отпугивает молнии. Мощные вибрации воздуха под воздействием звукового потока, издаваемого колоколами, защищали от энергетической силы молнии.
Во время войн также активно использовали музыку. Военные песни и марши не только воодушевляли бойцов, но и вызывали агрессию, заглушая страх и возбуждая ненависть к врагу. Современные музыканты с помощью ритма, воздействия чрезмерно высоких и низких частот, силы звука могут доводить себя и публику до экстаза. Леннон катался по сцене, музыканты группы «Ху» взрывали на сцене автомобили, группа «Кисс» потрошила козлят Во время выступлений «Битлз» в Соединенных Штатах в 1965 году было убито и затоптано около 100 человек. Во время выступления Пола Маккартни в Венеции в '979 году рухнул деревянный мост. Концерты «Пинк Флойд» в Шотландии закончились треснувшим мостом и гибелью рыбы в ближайшем озере. Швейцарские медики доказали, что реакция на раздражение под воздействием такой музыки снижается в 3,5 раза.
Примеры можно продолжать. Важно оберегать детей от подобных сильных воздействий музыки на их организм и неокрепшую психику.
Пагубное воздействие чрезмерно агрессивной и мощной музыки на организм человека и природу очевидно. Но почему же вновь человек стремится испытать то особое наслаждение, которое граничит с разрушением, уничтожением9 Это связано со стремлением снять социальные запреты, психологические комплексы, физиологическое напряжение. Чем больше у человека проблем, тем более сильное средство он ищет, чтобы защититься от них. Агрессивную музыку он выбирает как панацею от всех бед и проблем, не понимая, что постепенно попадает в зависимость от нее.
Еще в XVI веке врач Парацельс говорил, что все есть яд, все есть лекарство. Важна только мера. Действительно, шумы природы благоприятны для человека, мощные же артиллерийские раскаты оглушают и лишают человека слуха.
О сильнейшем воздействии музыки на ооганизм человека знали еще в древние времена и использовали ее в терапевтических целях. Шаманы при заклинаниях обязательно использовали пение, ритуальные танцы. При этом ритм музыки, танца поддерживался игрой на барабанах. Так вылечивалось, например, заболевание от укуса тарантула' во время быстрого танца яд «вытанцовывался», удалялся из организма через потовые железы. Музыка использовалась при врачевании других болезней: эпилепсии, психических заболеваний.
Действительно, в момент мощного звукового потока освобождается подсознание от наслоения условностей, комплексов и мышечных зажимов. Но терапевтическую функцию может выполнить лишь организованный, негромкий звуковой поток. Благоприятное воздействие могут оказывать природные звуки и классическая музыка. Установлено, что полезны для человека некоторые произведения Грига, Бетховена, Моцарта, Чайковского. Баха (Третий Бранден- бургский концерт).
Гармонизирующее воздействие музыки на психические процессы можно использовать в работе с детьми. Так, раздражение, гнев можно снять музыкой Вагнера («Хор пилигримов»), от угнетения, меланхолии можно освободиться при прослушивании произведений Бетховена («К радости»), при нервном истощении можно использовать музыку Грига («Утро»), Есть произведения, которые улучшают внимание, помогают сосредоточиться. К ним относятся «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Грезы» Шумана.
В современном мире выделяют два направления музы- котерапии: воздействие музыки сопровождается комплексом искусств (изотерапии, сказкотерапии и др.); музыка как самостоятельный способ воздействия на человека. В первом случае влияние музыки достигает эффекта под воздействием синестетических ощущений, возникающих в результате визуального, аудиального и кинестетического воздействия слова звука, цвета, формы. Во втором случае воздействие музыки более действенно и достигает эффекта благодаря специфическому воздействию на слуховые рецепторы и на основе вибрационного действия звуковых волн на организм человека.
Музыка приобретает терапевтическое свойство в том случае, если она воздействует на все процессы: сознательные, подсознательные, бессознательные. Ведущими в данном случае становятся бессознательные процессы, поскольку именно бессознание активизирует в человеке его потенциальные возможности.
Известно два исторически сложившихся способа воздействия музыки: имагогический и релаксационный. Каждый способ свои истоки берет в различных типах культур: западной и восточной — и отражает различные способы мышления. Имагогический (от итал. immagine — образ) способ воздействия основан на анализе возникающего образа. Поэтому не случайно распространены в русской и шире европейской культуре сонники, увлечение разгадыванием снов.
Научные психологические исследования в области бессознательного и подсознательного основаны на анализе сновидений и интерпретации возникающих образов (Юнг, Фрейд). Во второй половине XX века появилась наука има- гогика (А. Менегетти), которая основана на изучении образов. возникающих у человека под воздействием окружающей среды и искусства. Научный анализ музыкальных образов в имагогике проводится на основе художественных средств выразительности и владения особой техникой распознавания семантического поля[21].
Основным методом в имагогике является анализ подсознательных процессов, которые возникают в виде образов. Однако данный подход требует специальной подготовки и в полном объеме применяется в психотерапии. В педагогических условиях используются лишь отдельные методы.
Релаксационый способ основан на полном погружении в бессознание. В данном случае важным становится полное расслабление, отсутствие образов (подсознательных процессов) и осмысления всего происходящего (сознательные процессы). Такое погружение помогает человеку остаться один на один с собой и гармонизовать все процессы. Эффектом релаксации является улучшение самочувствия, снятие напряжения, интуитивный выбор верного решения в создавшейся ситуации. То есть осмысление в данном случае заменяется интуицией и «доверием» к самому себе. В педагогическом процессе такой способ применяется в виде неглубокого «погружения в себя» («Дети, закройте глаза, положите голову на парту и послушайте музыку»).
Приемы музыкотерапии можно использовать в работе с детьми. Однако в полном объеме музыкотерапию применять в условиях школы не рекомендуется. Это еще связано с возрастными особенностями детей: ребенок младшего школьного возраста открыт миру, в том числе и аудиальной информации, поэтому он еще не защищен от ее воздействия.
Вопросы и задания
1. Каковы истоки музыкотерапии?
2. Каково воздействие музыки на бессознательные и подсознательные процессы?
3. В чем заключается сущность методов музыкотерапии и их педагогические возможности?
4. Составьте список музыкальных произведений из про- пэаммы «Музыка» для первого класса, которые можно использовать для создания спокойной атмосферы в классе.
Рекомендуемая литература
1. Бюхер К. Раоота и ритм — М., 1899.
2. Герцман Е.В. Музыка Древней Греции и Рима. — СПб., 1995.
3. Грубер Р.И. Всеобщая история музыки. Ч. 1. — М , 1965.
4. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура бeзмoлвcтвv- ющего большинства. — М., 1990.
5. Древние цивилизации / Под общ. ред. Г.М. Бонгард- Левина — М.. 1989.
6. Козлов А.С. Рок: истоки и развитие. — М., 1998.
7. Кокарев А.И. Панк-рок от А до Я. — М., 1992.
8. МакДермот А. Лирическая рок-энциклопедия. — М.,
1993.
9. Менегетти А. Музыка души. Введение в музыкотера- пию. — СПб., 1992.
10. Мировая культура и искусство / Под общ. ред А.В. Не- знамова. — Воронеж, 2001.
11. Образцов С. Театр китайского народа. — М., 1957
12. Осеннева М.С., Безборобова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. — М., 2001.
13. Фань Вень-лань. Древняя история Китай от первобытнообщинного строя до образования централизованного феодального государства. — М., 1958.
14. Федоров Е. Рок в нескольких тицах. — М., 1989.
15. Яснин К.Е. Национальные музыкальные системы как основа развития мирового музыкального искусства // Методика преподавания музыки в средней школе: Пособие для учителя музыки. — Уфа, 1990.
Глава II АУДИАЛЬНОЕ КАК ПРЕДМУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
Введение понятий аудиального и предмузыкального развития детей обосновано рядом причин. Прежде всего тем, что ребенок попадает в музыкальную среду в условиях школы неподготовленным к восприятию классической музыки, которая прошла огромный путь развития от зарождения форм до их сложного функционирования в современной классической музыке. Следующей причиной необходимости аудиальной и предмузыкальной подготовки детей по освоению музыкального искусства можно назвать огромный диапазон шумового и звукового мира, окружающего реоенка. Этот нескончаемый шумо-звуко-музыкальный поток дизориентирует ребенка и ставит его в сложные условия выбора, нередко не в пользу классической музыки.
И, пожалуй, наиболее существенной причиной в целостном развитии ребенка является генетическое родство рече вых и музыкальных средств выразительности: интонация, темп, ритм, динамика, тембр присущи как речи, так и музыке. И если говорить об интеграции искусств в целостном развитии детей, то в поэзии, литературе, как и в музыке, главным является художественный образ, создаваемый поэтом, писателем, композитором.
Что касается воспитательной работы во внеклассное время, содержания программ по музыке для начальных классов, созданных в последние годы, одной из важных задач ставится создание целостной музыкальной картины мира. Создание такой картины основано на музыкальном опыте, который связан с общим уровнем развития культуры человечества.
В педагогической литературе термин «аудиальное развитие» существует лишь в нейролингвистическом программировании, которое ввели основоположники этого направления Р. Бэндлер и Д. Гриндер. В музыкальный педа гогике предмузыкальному развитию детей не уделяется должного внимания, а аудиальное развитие детей практически отсутствует. В последнее время данное направление начинает активно изучаться как педагогическая проблема[22].