Музыкальное воспитание в Японии
Страна Восходящего Солнца привлекает внимание своими глубокими традициями, обычаями, которые сохраняют национальную самобытность народа, и легким вхождением в мировое про», гранство, включая экономику, культуру, искусство и образование. Музыкальная культура Японии уходит своими корнями в глубокую древность. Музыкальные традиции этой восточной страны достаточно сильны и консервативны Можно сказать, что музыка в Японии на протяжении веков существенно не изменяла своих основ, но при этом всегда впитывала все происходящие изменения и отражала их в музыкальных образах, мелодике и ритмике музыкального фольклора. Как и в других странах, японская музыка основана на традиционной народной музыке, она носит ярко выраженные национальные черты даже в современной классической музыке.
Одним из основных направлений, которое сформировалось в IX—XI веках на основе древней музыки, стала музыка гагаку. Музыка гагаку предназначалась и исполнялась при цворе перед аристократией и высшим сословием. Гагаку имеет три важные ветви: заимствованная музыка у других стран, сочиненная в Японии на основе музыкальных направлений других стран и национальная японская музыка, которая называется кокуфу-кабу.
Заимствованная музыка гагаку пришла из Китая, Кореи и других юго-восточных стран. В этом направлении наиболее распространены музыкальные произведения тогаку, имеющие китайское происхождение, и комагаку, имеющие корейское происхождение. Это инструментальная музыка, и которой отсутствует вокальная партия. Сохранились оригинальные произведения с цавних времен до настоящего времени, но впоследствии эти направления музыки стали использоваться в музыкальных произведениях современных японских композиторов.
Национальная японская музыка кокуфу-кабу представляет собой японский песенный танец в сопровождении музыкальных инструментов, с обязательным участием игры на барабанах. Она основана на древнейшей японской ритуальной музыке, исполнявшейся как во время ритуалов у мест поклонения, так и в ходе дворцовых церемоний Эта японская музыка ведет свое происхождение от народных песен. Зачастую инструментальное кокуфу-кабу является сопро- нождением при декламации китайских поэм.
Инструменты, используемые в гагаку, состоят из губных гармоник. (Ьлейт, барабанов и цитры. В каждом музыкальном произведении имеет особое значение выбор инструментов в соответствии с жанром музыки, который зависит от ритуалов.
Если музыка гагаку предназначалась для дворцовых церемоний, то другой, не менее важный музыкальный стиль сёсё, использовался в ходе буддистских служб. Сёсё по своей сути духовная вокальная музыка, почитаемая в Японии.
Впоследствии стиль сёсё повлиял на развитие японской вокальной музыки.
Особой популярностью в Японии пользуется народное театральное искусство, которое основано на ритуальных пьесах и крестьянских танцах, исполняемых в момент посадки риса. Практически во всех японских драматических спектаклях звучит музыка. Более того, народное театральное искусство немыслимо без музыки, они сливаются воедино и взаимодополняют друг друга. Например, художественная драма с музыкой хогаку и танцем симаи, стилизованная символическая драма, обычно исполняется несколькими актерами-мужчинами и музыкантами. Главный герой часто носит маску, которая соответствует его роли. Завораживающие ритуальные действия героев в масках, музыка, расплывающаяся дымкой по сцене, замедленные, выразительные танцы создают особую атмосферу значимости и глубины происходящего. Такие музыкальные театры пользуются популярностью у детей, которые с особым трепетом наблюдают за развитием событий на сцене.
Иная история развития музыки в стиле хогаку. Музыка хогаку пользовалась покровительством высшего военного сословия. В хогаку пение и инструментальное сопровождение выполняют свои функции и строго соответствуют сложившимся традициям. Вокальные партии, носящие название утаи, исполняются актерами и хором из восьми певцов. В этих песнопениях повествуется о происходящих событиях. Песнопение чеоедуется с речью, которая имеет особую выразительную интонацию. Сами песнопения происходят от буддистского сказа сёмё. Пение не всегда сопровождается исполнением на музыкальных инструментах, что придает особый интонационный колорит, исходящий от живого голоса. Используемые же инструменты состоят из бамбуковой флейты и трех барабанов, что сообщает музыке особую мелодическую прозрачность и четкую глубокозвучную ритмическую основу.
В японской народной музыке особую роль играют национальные инструменты, имеющие богатые разнообразные специфические тембры. В XVI веке с развитием музыки произошли изменения в нескольких наиболее распространенных музыкальных инструментах. Примитивная сяку- хати — японская флейта — превратилась в подвижный легкозвучный инструмент, старая дворцовая цитрг — кото — обогатилась нояыми звукоными красками, трехструнная гитара — сямисэн — также в этот период приобретает более изящный вид и выразительное звучание. Все три инструмента различными путями дошли до наших времен и оста лись до сих пор популярными национальными инструментами, без которых не обходится ни один национальный праздник.
Сякухаги первоначально являлась любимым инструментом бродячих буддистских монахов, под ее сопровождение исполняли песнопения. С монахами нередко находи лись их ученики, которые учились у них песнопениям и ифе на музыкальном инструменте. Со временем сякухати превратилась в сольный музыкальный инструмент, исполнение на котором треоовало специального обучения. Религиозная музыка до сих пор исполняется на сякухати, хотя постепенно стали появляться песнопения не религиозной 1ематики, и сямисэн и кото стали использоваться для светского музыкального исполнения, даже в развлечениях. Игре на этих музыкальных инструментах начинают обучать с детского возраста.
Сямисэн очень любим в народе, поэтому его используют в разных качествах; на сямисэн исполняют инструментальную музыку без пения, в сочетании с пением сямисэн выступает не в качестве аккомпанемента, а с самостоятельной мелодией. Этот инструмент используют также как аккомпанемент для танца в традиционных драмах кабуки и сказительном пении.
Песни-сказы повествуют истории из жизни японцев, драматические и бытовые сценки, события, произошедшие в личной жизни героя. Часто сказительное пение под аккомпанемент сямисэн зву"ит в кукольных театрах бунраку в момент повествования каких-либо событий.
Существуют хакже инструментальные народные ансамбли. Очень популярными являются инструментальные трио, в которых используются все три музыкальных инструмента: сякухати, кото и сямисэн. В последнее время, помимо народных произведений, пришедших с древних времен, появляются песни и произведения для этих инструментов в народном стиле современных композиторов.
Песенное народное творчество Японии, как и у других стран, очень многопланово, разнообразно, охватывает всю жизнедеятельность человека и бытует в разных жанрах. Особенностью песенного фольклора является то, что большая часть песен первоначально восходит к ритуальной музыке, религиозным традициям, обрядам. В песнях японцы рассказывали о земледельческом труде, рыболовстве, работе в горах, о жизни людей разных сословий, о красоте природы и природных явлениях.
Впоследствии, с изменением жизни, появились новые песни с новым содержанием, старые же песни утратили функциональное значение и связь с народным бытом, как и в Европе, и теперь в основном исполняются либо как произведения фольклорного искусства, либо на досуге, для развлечения.
Современная популярная музыка не вытесняет, а дополняет традиционную национальную музыкальную культуру Японии. Японская молодежь с большим интересом относится как к западной современной музыке, так и к современной восточной. Причем имеются клубы любителей джаза, рок- музыки и поп-музыки, в домах можно услышать итальянские серенады и французские шансоны, одна часть японцев предпочитает латиноамериканскую музыку, а другая — китайские популярные песни. Европейские и американские хиты почти мгновенно получают распространение и в Японии: японская молодежь очень чутко относится к новым направлениям В последние десятилетия многие музыканты с большой охотой гастролируют в Японии, поскольку публика с интересом посещает как концерты легкой музыки, так и классической. Полюбившиеся западные песни затем исполняют популярные японские певцы.
Современная японская национальная музыка тоже пользуется неизменным успехом, она называется каёкёку.
Песни каёкёку звучат на концертах в живом исполнении, по оадио и телевидению, их также поют под записанный оркестровый аккомпанемент в барах, ресторанах или дома, это явление получило в России по аналогии с японским название караоке.
Караоке (в переводе с японского «Kara okesutora» — «пустой оркестр»), означающее исполнение песни под готовый аккомпанемент с показом на экране синхронизированного с мелодией песни текста, очень популярно в России.
Каёкёку появились в 10-20-е годы XX века. Первоначально такие песни обычно сочинялись для исполнения детьми в школе. Музыкальные лады каёкёку в детских песнях, которые исполняются на уроках музыки и в школьных хоровых коллективах, объединенные в группу рё и ницу, ассоциируются с мужским и женским началом. Мелодии, основанные на пентатонике, часто украшены трелями, которые обычно встречаются в традиционных народных песнях. Сохранение пентатоники как главного элемента каёкёку и особое национальное интонирование позволили сохранить национальный колорит песен даже под сильным влиянием западных популярных песен.
В середине XX века особой популярностью стали пользоваться стили рок-н-ролла и кантри, популярные в ггот период в Европе. В этом стиле стали сочинять и японские композиторы, в том числе и музыку для детей. Появилось достаточно много самодеятельных групп, хоровых коллективов, оркестров, инструментальных ансамблей, выступающих в стилях рок и кантри. В этот же период стали популярны российские песни. Известно из фонох- рестоматии для начальных классов программы Д.Б. Кабалевского великолепное исполнение песен «Катюша», «Подмосковные вечера» японским инструментальным ансамблем «Королевские рыцари», которые посетили Россию в 1966 году.
Музыкальное воспитание, как и у любого народа, составляло и составляет важную часть жизнедеятельности японского народа. Психологическая глубина менталитета японского народа, стремление к сохранению традиционного искусства, в том числе и музыкального, открытость новым веяниям — все это отразилось на особенностях музыкального образования и воспитания в Японии.
Музыкальная педагогика начала активно развиваться в XIX веке. В 1880 году был основан Институт музыкального исследования, появились первые учебники по музыке. Токийская музыкальная школа, основанная в 1887 году, впоследствии преобразовалась в Национальный университет изящных искусств и музыки. Активно стали открываться частные музыкальные школы, переименованные затем в музыкальные институты.
В Японии широко распространено домашнее музыкальное обучение детей, которому уделяют большое внимание. Особое отношение к музыке усиливается тем, что в любых учреждениях на руководящие должности предпочитают назначать специалистов с музыкальным образованием, поскольку именно музыка помогает лучше слышать и понимать подчиненных, тоньше осознавать и глубже вникать в проблемы.
В Японии поддерживают и развивают музыкальные таланты. Этими проблемами занимается Исследовательский институт воспитания таланта и специальные музыкальные классы. Несмотря на огромный интерес и повышенное внимание к музыкальному образованию, все же не каждая семья может позволить обучать своих детей музыке: плата за обучение в музыкальных классах, школах очень высокая.
В Японии очень развита детская музыкальная самодеятельность, имеется немало любительских концертных хоровых коллективов, камерных ансамблей и духовых оркестров. Очень распространено хоровое пение, и практически в каждой школе имеются детские и юношеские хоры, вокальные ансамбли.
Японские детские песни, как традиционные народные, так и современные, очень популярны, они на слуху практически у всех, благодаря тому, что не только исполняются детьми, но и часто звучат в средствах массовой информации. Народный фольклор для детей в Японии включает колыбельные, игровые, сценические, праздничные песни. В песнях рассказывается о детской жизни, о том, как запускают воздушного змея, прыгают через веревочку, баюкают кошку, играют в волан, в прятки.
Последние десятилетия прошла волна обновления детского репертуара и содержания песен. Композиторы стали писать песни о счастливом детстве, о красоте природы,
0 забавах и играх детей, о их чувствах и переживаниях.
В современной Японии создан культ знания, образования и высокого уровня культуры труда. Озабоченные матери охвачены стремлением дать блестящее образование сво им детям, определить их в лучшие университеты. Нынешних японских мам назвают «кеику мама» — «мама, одержимая образованием». Японские школьники не учатся, а учат, jго касается и музыкального образования.
В последние десятилетия реорганизация системы народного образования происходила по западному образцу. Эта система разрушила прежнюю сословную систему образования, которая являлась привилегией самураев и высших слоев оощества. Уроки музыки стали вводиться в общеобра- ■ивательные школы, однако система домашнего музыкального развития и ооучения в специализированных музыкальных школах достаточно развита и является ведущей.
Китайская музыка
«Золотой век», «Шелковый путь», «Великая китайская стена» («Стена слез»), «Поднебесная» — эти слова, которые шает каждый школьник, сразу же ассоциируются с Китаем. )кзотическая страна, с многовековыми традициями, с бо-
1 ым народным искусством, в том числе и музыкальным фольклором, всегда вызывала интерес и любопытство у европейцев. Китай нам известен по школьным учебникам как родина компаса, пороха и бумаги. Мы на слух можем опре делить, что звучит китайская музыка. Но практически мы ничего не знаем о музыкальном фольклоре этой страны. Маши знания о китаискои музыке ограничиваются «Музыкой ветра» и «Танцем Чая» — «Китайским танцем» из балета Ii И. Чайковского «Щелкунчик».
Между тем музыка в Китае с древних времен играет колоссальную роль в развитии личности. Конфуций высоко ценил музыку, по его мнению, она способна оказать влияние на моральный облик и характер человека. На Востоке отношение к музыке складывалось в системе общего воспитания детей. Оно осуществлялось в соответствии с многовековыми традициями, сохраняемыми в веках. Это касается и музыкальной культуры в целом. Китайская, как японская и вся восточная, народная музыка сохранила свою самобытность с глубокой древности, обогатившись в период Средневековья народными традициями музыкального театра. Постепенно сложились традиции пяти основных жанров традиционной китайской музыки: музыка песенных сказов, инструментальная музыка, песни, танцевальная музыка, музыка местных опер. Все жанры народной музыки сохранились в современной китайской музыкальной культуре.
На протяжении столетий создавались трудовые, лирические и обрядовые песни. К древним видам бытующих китайских песен относятся обрядовые песни и инструментальные пьесы. В китайской песне часто отражаются картины природы как живого организма. Трудовые песни разнообразны, они включают производственные, земледельческие, городские, песни кули, лодочников, ремесленников. Разнообразны также жанры бытовых и лирических песен, отображающих обычаи, образ жизни людей, отношение к семье, к стране. Шуточные песни сопровождаются своеобразными инструментальными и танцевальными наигрышами.
Древнейшим памятником народного песнетворчества Китая является классическая «Книга песен» — «Шицзина». Некоторые историки полагают, что составление 305 стихотворений «Шицзина» принадлежит Конфуцию, который отобрал их из огромного числа народных песен[8]. Разнообразные образы этих песен раскрывают все стороны народной жизни, Записи нот древнейших песен «Шицзина» не существовало. Однако они передавались в устной форме из поколения в поколение. Построение стихов, их ритм, повторяемость ударных слогов, форма говорят о мелодичности и певучести стихов.
Более поздние записи напевов «Шицзина», сохранившиеся до нашего времени, выстроены на пентатонике. Пентатоника — пятиступенчатая музыкальная система, звучание которой соответствуе звучанию, например всех черных клавиш на фортепиано. Пентатоника зафиксирована в Китае около IV века до н э А затем получила распростра чение и в других восточных странах, в том числе и в Японии. Хотя пентатоника называется «китайской гаммой», элементы этого лада встречаются также в древнерусском песнопении[9].
Преобладание пентатоники на протяжении многих тысячелетий и вплоть до наших дней в самых разнообразных жанрах китайской музыки подтверждается инструментальной музыкой, песнями и гимнами, музыкой традиционного китайского театра.
Пентатоника была разработана китайскими теоретиками на основе законов акустики и получила название «люй- люи». Каждая из двенадцати ступеней системы «люй-люи» путем сложной символики была связана с определенными представлениями о жизни природы, общества, семьи, отдельной личности. Каждая из двенадцати ступеней звукоряда символизировала один из двенадцати месяцев, один из лт-падцати часов. Каждому звуку соответствовал опреде- ш-ннмй цвет.
И музыкальной традиции Китая неразрывно взаимосвя- laiM.i текст и музыка, музыка и жест. Вокальная музыка и •майская речь интонационно богаты и разнообразны. Так, смысловое значение определенного слова может меняться в шнисимости от интонации. Музыка же усиливает и подчеркивает смысловое значение речевого произношения.
Своеобразие китайской музыки проявляется в использовании разнообразных музыкальных инструментов, созданных из различных материалов — глины, камня, кожи, древесины, тыквы и даже знаменитого китайского шелка. Благодаря такому широкому многообразию материалов существует огромное количество китайских музыкальных инструментов, отличающихся по характеру звучания, отражающих красочность звуковой палитры мира. Китайские музыкальные инструменты охватывают все группы и подгруппы инструментов в современной их классификации, они включают также разнообразные барабаны и гонги.
В Древнем Китае было известно около 100 видов национальных музыкальных инструментов. Старейшими из струнных щипковых инструментов являются «сэ» и «чжэн», которые представляют собой настольные гусли. Четырехструнный щипковый инструмент «пипа» заимствован у арабов и представляет собой китайскую модификацию арабской лютни. Имеются многообразные разновидности смычковых инструментов, наиболее популярны из них «хуциней», «эрху», «сыху». Обычно эти инструменты имеют две-четыре струны. Так, струнный щипковый инструмент лютневого семейства — трехструнный «сансянь» пользуется популярностью, его применяют для сопровождения различного рода сказов на юге и на севере страны.
Любимым в Китае струнным ударным инструментом является «яньцинь». Это цимбалы, которые под именем «чжу» были известны в Китае еще в III веке до н э.
Из язычковых инструментов особое место принадлежит «шэну». Этот инструмент состоит из деревянного или металлического резервуара, а простейшие изготавливались из высушенной тыквы. В резервуар вставлялись обычно 1217 бамбуковых трубочек, на внутренних концах каждой из которых находились язычки, настроенные на определенный тон. Звук извлекается вдуванием и втягиванием в себя воздуха. Он по звучанию напоминает гармонику, очень приятный, мягкий на слух.
Особо характерен для китайской музыки богатый набор пластиночных, перепоночных (мембранных) и самозвуча- mux инструментов. Источником звука таких инструментов ниннется сам аппарат или его корпус. По способу звукоизв- нечения это ударные инструменты.
' 1оражает разнообразие барабанов, занимающих особое м то как в народной, так и в классической музыке. Без оирабана в Китае не обходятся ни один танец, ни одно ше-
■ I пие, ни одно зрелище.
Музыкальная драма — это уникальный вид народного •I кусства, соединявший музыку, пение, пантомиму и акро- |>.иику. В представлениях почти не использовался реквизит, но ктсры одевались в яркие костюмы и причудливые мас- I п Такие спектакли вошли в историю как Пекинская опери, поскольку в этих спектаклях декламация перемежалась с пашем.
11аряду с народной, развивалась и дворцовая, храмовая mv u.iKa, в исполнении которой участвовали громадные кол- н-к ,шы исполнителей, хоров и оркестров. Их количество Mm мо исчисляться сотнями — для Поднебесной было ха- рикте-рне массовое исполнение.
Китайский оперный театр был в полном смысле народ- пи м. У большинства традиционных спектаклей композитор и п неизвестен. Обычно он попросту отсутствовал, так как < пеыакль создавался целым поющим, говорящим, танцующим коллективом музыкантов-исполнителей и актеров. Не пит» и старом Китае и авторов-постановщиков. Все театры flj.i hi передвижными.
I k-смотря на то что китайский классический театр соче- ■ посдино сложный комплекс приемов драматического, му и.1к (льно-вокального мастерства и акробатической техники, и основе театрального представления лежало музы- к,ни.нос начало.
11ри jtom речь в Пекинской опере, как правило, подчи- ■I ритму музыки и поэтому скорее похожа на пение, чем ни р., .говорный диалог. По сути, Пекинская опера — это м\ ц.1 Им,Ям доама. Все движения актеров подчинены единому ригму и порой переходят в танец, интонирование же
■ пни нараспев — в пение. Инструментальное сопровожде- мhi пения и танца оттеняет наиболее драматические места.
Г
Важнейшая роль отведена барабану. Его удары строго согласуются со всеми действиями актеров на сцене. Велико было значение гонгов в сценах сражений. Своеобразные «лейтмотивы» поясняют сценическое действие или предваряют определенные события. Мелодика старинного музыкального театра восходит в своих истоках к народной песне.
Большую роль в развитии реалистического музыкального театра сыграл жанр «янгэ», зародившийся в далекие времена как массовое народное действо, связанное с земледельческим трудом. Носителями этого жанра были маленькие странствующие труппы самодеятельных актеров из крестьян. В таких излюбленных народом трудовых песнях, распевавшихся в дни народных празднеств и обычно сопровождавшихся танцами, нередко проявлялся дух протеста против своих хозяев.
Постепенно эта распространенная в быту форма музыкально-театрализованных действий закрепила своеобразные традиции народного музыкально-театрального представления.
Музыка играет большую роль в жизни современных китайцев. Все виды искусств, включая музыку, относят к дисциплинам «чувственного разума». В китайских школах всех ступеней — начальной, средней и высшей — в целях эмоционального воспитания учащихся, привития им здоровых эстетических вкусов, а также усвоения специальных навыков организованы духовые оркестры. Эмоциональное развитие учащихся, по мнению педагогов, осуществляется на уроках музыки и на репетициях духового оркестра.
Высоки традиции использования музыки в церемониях, например чаепития. У китайских детей развивают особое отношение к соощущениям. В Китае, например, особое отношение к цветам. Оно создавалось на протяжении долгих веков истории, отражено в мифах и легендах. В древности 12-й день второго лунного месяца считался праздником всех цветов, но каждый лунный месяц имеет своего представителя в царстве цветов, который распускается именно в этом месяце. Традиционная китайская музыка раскрывает красоту и уникальность любимых цветов, их богов и богинь. Каждому цветку посвящается мелодия. Мягкие про- >1 •.!< 111 ые мелодии исполняются на традиционных инструментах, что создает особый колорит китайской музыки.
В Китае любой чайный мастер способен интерпретиро- ш. цнета, запахи и вкусы этого тонкого напитка, требующей) сосредоточенного восприятия. Церемония чаепития шровождается соответствующей музыкой в записи или в
♦ ином исполнении на музыкальном инструменте В дополнение к традиционным китайским инструментам, таким, I-11 к бамбуковая флейта, эрху и гу-зенг, современные мастери используют западные струнные инструменты и синтеза- к>ры Но интонационное своеобразие и утонченная мело- нп1 сохраняются, несмотря на нововведения.
Мягкая традиционная китайская музыка исполняется in клюмительно на инструментах, изготовленных из бамбуки Уникальное полифоническое, полностью живое, звучание сопровождается нежным женским вокалом. Воздушна п. и прозрачность, красота и спокойствие сопровожда- нн многие ритуальные действия в Китае до сих пор.
Школьное образование в Китае претерпело существенные чтменения в связи с модернизацией в стиле европейс- к ill системы. Государство вкладывает огромные средства в пг>|.,мопание, которые предназначены не только для боль- Iмпv I ородов, но и для отдаленных сельских районов. Музы- к н.пое образование в Китае отчасти идет по российскому iiviii Именно в этой стране сохранены уроки музыки, и in ничие от многих европейских стран.
II Китае очень развито хоровое пение, существует много
• м mi ■деятельных хоровых коллективов, ансамблей. Но помимо самодеятельного музыкального творчества, активно ри шииается система музыкальных школ и музыкальных у ченных заведений.
Вопросы и задания
I Определите национальные особенности культуры Во-
■ I<>ки и их взаимосвязь с развитием музыкального искусства и му ыкального воспитания.
} 11азоните основные типы музыки и музыкальные ин-
■ I румспты Индии, Японии, Китая.
3. Выявите взаимосвязь общего и музыкального воспи тания детей на Востоке.
4. Чем отличается, на ваш взгляд, общее и музыкальное воспитание Запада от Востока?