Музыкальное воспитание

Музыкальное воспитание находится в тесной связи с общими задачами коррекции и компенсации недостатков развития слабослышащих детей, решаемыми специфическими средствами педагогического воздействия, направленными на формирование восприятия музыки, вокально-интонационное развитие голоса, развитие ритма речи и ритмичности движений.

Формирование восприятия музыки осуществляется на основе дифференцированного подхода к использованию сохранного остаточного слуха детей. Необходимо выявить музыкально-слуховой диапазон каждого ребенка с учетом акустических возможностей помещения и музыкального инструмента, используемых на занятиях. Проверка восприятия звуков фортепиано проводится по октавам, постепенно увеличивая расстояние от звучащего инструмента (вибрацию пола следует исключить, подложить под ноги ребенка коврик-подушку). Определив диапазон воспринимаемых октав у детей, следует разделить групповой состав на подгруппы: в одну подгруппу включаются дети, воспринимающие полный диапазон октав; в другую — дети, воспринимающие ограниченный диапазон октав фортепиано.

Слабослышащие дети воспринимают, как правило, полный диапазон звуков фортепиано, поэтому им в известной мере доступно целостное восприятие музыки без помощи звукоусиливающих приборов. Однако использование индивидуальных слуховых аппаратов в процессе формирования восприятия музыки помогает в развитии слуховых и особенно вокально-речевых реакций детей.

В работе с детьми, относящимися к категории глухих, которые воспринимают ограниченный диапазон октав, так как им не доступны звуки высокого и частично среднего регистров фортепиано, обязательно применяются на занятиях по музыкальному воспитанию слуховые аппараты (используются аппараты, рекомендованные каждому ребенку для постоянного ношения).

Применение слуховых аппаратов проводится в электромагнитном поле, получаемом с помощью индукционной установки, а также вне поля. С применением звукоусиливающей аппаратуры громкость исполняемой музыки должна соответствовать нотным обозначениям (постоянное использование повышенной громкости не допускается).

Формирование восприятия музыки, ее образного содержания, воспитание эмоциональной отзывчивости детей проводится путем использования слухо-зрительного восприятия. Дети слушают музыку, наблюдая за движениями рук играющего на фортепиано, за его эмоциональной настроенностью. Чтобы восприятие музыки осуществлялось детьми на основе слуха, необходимо исключить зрительную опору на движения рук (головы, корпуса) исполнителя с помощью экрана-ширмы. При ошибочных реакциях детей ширма должна легко отодвигаться, чтобы возвратить детей к слухо-зрительному восприятию. Последовательность заданий по развитию слухового восприятия излагается в программе с учетом постепенного нарастания трудности. Для выработки устойчивых слуховых навыков следует вводить в работу все виды развития слуха с первого же полугодия, в связи с тем что каждый вид заданий требует разной длительности периодов развития восприятия, т. е. перехода от слухо-зрительного восприятия к слуховому и к формированию самостоятельных реакций у детей. В праздничные выступления детей на утренниках необходимо включать некоторые элементы и целые музыкально-ритмические композиции (танцы, упражнения, игры и др.), выполняемые на основе слуха, но основным видом восприятия для утренников считать слухо-зрительное восприятие.

Задания по развитию голоса и ритмическим стимуляциям должны усваиваться и выполняться детьми на слухо-зрительной основе. Взрослые (сурдопедагоги, воспитатели), находящиеся в поле зрения детей, поддерживают их речевую активность в период разучивания постоянным произнесением задания в характере музыки (выполнение взрослым музыкально-ритмического движения необязательно). Развитие голосов детей неразрывно связано с музыкально-слуховыми впечатлениями от восприятия регистров фортепиано. Основной методический прием формирования умения изменять высоту голоса состоит в обучении детей соотнесению своих голосовых проявлений, которые были вызваны эмоциональной ситуацией музыкально-игрового образа, с регистрами клавиатуры фортепиано.

При выполнении ритмодекламаций и заданных ритмов основное внимание следует уделять, укреплению речевой зоны голоса детей и слаженности сопровождающих декламацию коллективных ритмодвигательных упражнений.

Усвоение и расширение словаря детей осуществляется в процессе музыкально-ритмической деятельности. Запас усвоенных детьми слов должен опираться на выработанные слуховые, голосовые, ритмические навыки и умения.

Работа музыкального работника строится с применением фронтальных и индивидуальных форм обучения. Фронтальные занятия являются основной формой обучения и проводятся с учетом индивидуального подхода к развитию детей. На индивидуальных занятиях закрепляются и совершенствуются умения, полученные детьми на фронтальных занятиях. График работы составляется из расчета 6 учебных часов в неделю на каждую возрастную группу, которые распределяются на следующие виды:

проведение фронтальных музыкальных занятий 2 раза в неделю продолжительностью по 25 — 30 мин для преддошкольной младшей и средних групп, по 30 — 35 мин для старшей и подготовительной групп;

проведение индивидуальных музыкальных занятий продолжительностью по 10 — 12 мин один раз в неделю на каждого ребенка;

проведение «часа отдыха» (досугов, утренников) один раз в месяц продолжительностью по 20 — 35 мин в каждой возрастной группе (объединяются младшая группа со средней, а старшая с подготовительной для совместных занятий);

участие в физзанятиях (проводимых и планируемых воспитателем) 2 раза в неделю в каждой возрастной группе.

Музыкальные фронтальные занятия, досуги, утренники планирует и проводит музыкальный работник. Фронтальные занятия по группам (в дневные часы) и подгруппам (в утренние часы) проводятся с участием воспитателя, который помогает в организации и коррекции движений под музыку, дает речевой образец для сопряженного проговаривания в упражнениях для развития голоса и ритмодекламациях, осуществляет показ табличек во время звучания музыки. Участие, музыкального работника в физзанятиях заключается в исполнении музыкального сопровождения для ходьбы и бега (прыжков), в организации и коррекции движений, выполняемых индивидуально.

Направляя педагогические усилия на развитие каждого ребенка, музыкальный работник должен способствовать развитию познавательной активности детей, их памяти, воли, воображения, развитию личности ребенка.

ПРОГРАММА

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Год обучения

Основные движения и упражнения в равновесии.

Ходьба (по подражанию воспитателю и самостоятельно в сопровождении звуковых сигналов) стайкой за воспитателем; гуськом, держась за веревочку; от стенки к стенке стайкой по сигналу барабана или бубна; друг за другом вдоль каната за воспитателем; по широкой дорожке (ширина 25 — 30 см) с опущенными руками, к концу года с разведенными в сторону руками (упражнение направлено также на развитие равновесия); по широкой доске, положенной на пол (направлено на развитие равновесия); по широкой доске, равномерно поднятой над полом, на 10 см, затем на 15 — 20 см (направлено на развитие равновесия); по узкой доске, положенной на пол (направлено на развитие равновесия); по узкой доске, приподнятой над полом равномерно на высоту 5 — 10 см (направлено на развитие равновесия); по «кирпичикам» — ребенок шагает по брускам большого «Строителя», бруски лежат на расстоянии 5 — 7 см друг от друга в длину, образуя дорожку (2 — 3 м) (направлено на устранение шаркающей походки и развитие равновесия); с перешагиванием через палки, положенные на пол параллельно друг другу на расстоянии 15 см друг от друга, с чередованием ног (направлено на выработку правильного чередования ног при ходьбе, устранение шаркающей походки, развитие равновесия); перешагивание через ступеньки лестницы, лежащей на полу (цели те же), перешагивание через «кирпичики», стоящие на ребре, с чередованием ног (цели те же), расстояние между «кирпичиками» несколько больше длины шага ребенка.

В процессе ходьбы следить за тем, чтобы дети, поднимали ноги.

Бег(по подражанию воспитателю и самостоятельно с использованием звуковых сигналов) стайкой за воспитателем; группой за воспитателем; группой вдоль зала к воспитателю; группой к предмету; группой к противоположной стене (в медленном темпе в течение 30/40 с); за мячом; друг за другом.

Прыжки(по подражанию воспитателю и со страховкой). Спрыгивание с доски, приподнятой над полом на 5 — 10 см, сначала с помощью взрослого, к концу года — самостоятельно (направлено на развитие координации движений и равновесия); подпрыгивание на двух ногах на месте; перепрыгивание через шнур, положенный на пол (линию); подпрыгивание с продвижением вперед по ковровой дорожке.

Ползание, лазанье, перелезание(со страховкой и с помощью воспитателя по звуковому сигналу). Ползание к цели без препятствий; ползание к цели с подлезанием под веревку, воротца (высота 30 — 40 см), стул, стол и т. д. (направлено на развитие координации движений, развитие мышц брюшного пресса); ползание по доске, положенной на пол (ширина 30 — 40 см); по наклонной доске. Лазанье по гимнастической стенке (высота 1 — 1,5 м) вверх и вниз произвольным способом.

Общеразвивающие упражнения(выполняются по подражанию воспитателю).

Упражнения без предметов. Движения головой— повороты влево-вправо, наклоны вперед-назад; одновременные движения руками впepeд-вверх — на пояс, в стороны — к плечам — вниз; сгибание и разгибание рук, хлопки перед собой, над головой, размахивание руками вперед-назад, вниз-вверх; приседание опуская руки вниз, притопывания ногами, пружинящие движения ног с легким сгибанием колен, притопывание ногами с одновременными хлопками в ладоши.

Упражнения с предметами. 1. Упражнения с флажком: движения рук вверх, в стороны, помахивание флажками скрестные движения вверху руками, скрестные широкие размахивания перед собой; приседания с опусканием флажка на пол. 2.Упражнения с мячами: катание мяча от воспитателя к ребенку и обратно, катание среднего мяча, сидя на ковре; катание среднего мяча к стене, сидя лицом кстене; катание мяча к стене, лежа на животе; бег за, мячом, брошенным воспитателем, возвращение его в руки воспитателю; бросок мяча в корзину двумя руками стоя; бросок малого мяча вдаль; передача мяча по ряду друг другу сидя.

Упражнения, обусловливающие формирование правильной осанки(выполняются с помощью и страховкой педагога): катание среднего мяча, лежа на животе; катание мяча к воспитателю, лежа на животе; катание мяча друг другу, лежа на животе; катание каната стопами сидя; топтание на канате сидя; подтягивание на доске с приподнятым краем двумя руками, лежа на животе.

Р е ч е в о й м а т е р и а л: делайте так, идите, бегите, стойте, сядьте, прыгайте, встаньте, ползите, топайте, катите, хлопайте, бросайте, ловите, поймал, мяч, канат, флаг, палка, кубик, дай мяч (флаг), кати (лови) мяч, будем бегать (прыгать, ползать,

играть).

II год обучения

Построениявыполняются с помощью воспитателя. Дети строятся без равнения: в шеренгу, вдоль каната или веревки, положенной на пол по прямой линии, друг за другом, держась за веревку рукой, в колонну друг за другом, в круг.

Ходьбавыполняется по подражанию действиям воспитателя и самостоятельно в сопровождении звуковых сигналов: стайкой вслед за воспитателем и квоспитателю; группой вдоль зала к противоположной стене, за воспитателем и самостоятельно — из исходного положения стоя вдоль стены лицом к залу; друг за другом вдоль каната за воспитателем, а затем и самостоятельно друг за другом, держась рукой за веревку; по дорожке из каната самостоятельно.

Бегвыполняется по подражанию действиям воспитателя и самостоятельно с использованием звуковых сигналов: стайкой за воспитателем; группой вдоль зала к противоположной стене — из исходного положения стоя вдоль стены лицом к залу; по кругу вдоль каната за воспитателем и самостоятельно; с остановками по окончании звуковых сигналов.

Прыжкивыполняются по подражанию действиям воспитателя, с помощью и страховкой воспитателя: подпрыгивание на носках на месте, с поворотом; перепрыгивание через веревку, положенную на пол, через канат; через веревку, натянутую над полом (высота 5 см); спрыгивание с доски, с приподнятого края доски (высота 10—15см).

Ползание, лазанье, перелезание выполняются со страховкой и с помощью по звуковому сигналу: ползание по ковровой дорожке, по доске, положенной, на пол (ширина 30—35 см), по наклонной доске (высота 20—25 см), с подползанием под веревку (высота 30—35 см), по скамейке; лазанье по гимнастической стенке произвольным способом; перелезание через 1—2 скамейки (расстояние между ними 1 —1,5 м); пролезание между рейками лестничной пирамиды или вышки.

Общеразвивающие упражнения выполняются за воспитателем по подражанию.

Упражнения без предметов. Движения головой — по­вороты вправо-влево, наклоны вперед-назад; одновременные движения руками вперед — в стороны — вверх — к плечам — на пояс — вниз; «пропеллер» (круговые движения согнутыми перед грудью руками); повороты кругом с переступанием, с последующим приседанием, с выпрямлением — руки вверх, покрутить кистями; подпрыгивания на носках с поворотом кругом; сжимание и разжимание пальцев в кулаки; хлопки в ладоши; притоптывание одной ногой, руки на поясе; притоптывания двумя ногами; хлопки с притоптываниями одновременно, широкие скрестные размахивания руками над головой.

Упражнения с предметами. 1. Упражнения с флажком: движения рук вверх — вниз; скрестные широкие размахивания вверху над головой; скрестные широкие размахивания внизу перед собой; приседания с опусканием флажка на пол; постукивание о пол черенком флажка в приседе; помахивание флажком вверху одной рукой. 2.Упражнения с мячами; отталкивание двумя руками большого мяча, подвешенного в сетке; катание среднего мяча друг к другу, сидя в парах; катание среднего мяча к воспитателю, лежа на животе; катание среднего мяча к стене, лежа на животе; бег за мячом, брошенным воспитателем; бросок мяча в корзину стоя; бросок малого мяча вдаль и бег за мячом; бросок среднего мяча воспитателю и ловля от него сидя, затем; стоя (расстояние 30—40 см), перенос мяча с полки в корзину (расстояние 3—4 м); передача одного среднего и двух малых мячей друг другу по ряду сидя.

Со второй половины года используются по два флажка на ребенка.

Упражнения, обусловливающие формирование правильной осанки,выполняются по подражанию действиям воспитателя, с помощью а страховкой воспитателя по звуковому сигналу: подтягивание по скамейке или наклонной доске двумя руками, лежа па животе (высота приподнятого края доски 20—25 см); катание среднего мяча к стене, лежа на животе (используется перевернутая скамейка); катание среднего мяча к воспитателю, лежа на животе; катание среднего мяча друг другу, лежа на животе; катание каната стопами сидя; топтание на канате стопами сидя и стоя (поперек каната); ходьба боком приставными шагами по нижней рейке гимнастической стенки; ходьба боком приставными шагами по канату.

Упражнения для развития равновесиявыполняются по подражанию действиям воспитателя, с его помощью и страховкой: ходьба по дорожке, выложенной из каната (ширина 30—35 см); ходьба по доске с приподнятым краем (высота 15—20 см); ходьба по скамейке (высота 20—25 см); движения головой — повороты вправо-влево, наклоны вперед-назад; перешагивание через канат, гимнастические палки, кубики «Строителя»; кружение на месте переступанием; то же с приседанием по сигналу.

Речевой материал: сядьте, встаньте, идите, бегите, делайте так, прыгайте, шагайте, ползите, ловите, смотрите внимательно, поймал, не поймал, принеси мяч(флаг), возьми мяч (флаг), дай мяч (флаг), кати мяч, топайте, будем бегать (прыгать, ползать, играть в мяч), играли (занимались) хорошо, плохо, барабан, палка, веревка, лента, доска.

III год обучения

Построениявыполняются с помощью воспитателя и самостоятельно без равнения: в шеренгу, вдоль каната (веревки), в колонну по одному, в круг.

Ходьбавыполняется за воспитателем и самостоятельно в сопровождении звуковых сигналов: группой к противоположной стене зала; вдоль каната, положенного по кругу, — друг за другом; по кругу друг за другом с остановками по окончании звуковых сигналов; парами, взявшись за руки, на носках, на пятках, с изменением положения рук (вверх, в стороны, на пояс).

Бег выполняется по подражанию за воспитателем и самостоятельно в сопровождении звуковых сигналов: групповой к противоположной стене; друг за другом вдоль каната по кругу; друг за другом, за воспитателем и самостоятельно с остановками по окончании звуковых сигналов.

Прыжкивыполняются по подражанию и с помощью воспитателя: подпрыгивания на носках на месте с поворотами; подпрыгивания на носках с небольшим продвижением вперед (расстояние 1,5—2 м); перешагивание через положенную на пол веревку, канат; мягкое спрыгивание с приподнятого края доски (высота 10—15 см); впрыгивание со скамейки на полусогнутые ноги, держась за руку воспитателя (высота 20—25 см).

Ползание, лазанье, перелезаниевыполняются со страховкой по звуковому сигналу: ползание по ковровой дорожке, по скамейке, по наклонной доске (высота приподнятого края 25— 30 см); лазанье по гимнастической стенке произвольным способом; перелезание через две гимнастические скамейки, стоящие параллельно (расстояние 1,5—2 м); пролезание между рейками лестничной пирамиды (или вышки).

Наши рекомендации