Как уже говорилось ранее, мы рассматриваем редактор WaveLab как встроенный редактор Cubase. Но все-таки стоит сказать несколько слов о других возможностях этой программы. Прежде всего, хотелось бы рассмотреть возможности программы в записи и обработке семплов для программных и аппаратных семплеров. Естественно, что работа над любым семплом начинается с его записи. После того как вы настроили программу (о чем говорилось в данной главе), запишите через микрофон или с помощью MIDI звук, из которого вы хотите сделать семпл. Перед вами в окне — графическое изображение записанного звука в формате WAV. В данном случае записан звук виолончели со штрихом спикато. Этот звук (семпл) не тянущийся, как, например, при штрихе легато, такие звуки издают фортепиано, гитара, ударные и другие инструменты. Поэтому при записи такого семпла нет необходимости делать кольцо (Loop). Все, что требуется в данном случае — обработать семпл с помощью мастер-секции (если в этом есть необходимость), предварительно проделав операцию нормализации. Для того чтобы выполнить данную операцию, необходимо:
1. Выделить всю область семпла, нажав комбинацию клавиш Ctrl+A.
2. Дать название семплу и записать его. Маркеры в таких семплах не ставятся.
Если вы хотите создать семпл неограниченной протяженности, запишите звук так же, как в предыдущем случае. Далее вам необходимо определить, какая часть семпла будет зациклена и будет создавать тот самый, протяжный, звук. Для этой цели не подходят начальный этап образования звука (атака) и конечный отрезок (затухание). Далее:
1. Определите среднюю часть звука, которую будете использовать для зацикливания.
2. Выделите ее путем протягивания мышкой.
3. В меню Sampler выберите команду Crossfade Looper, после чего откроется окно с аналогичным названием.
4. Откройте вкладку Loop points, перед вами появится растянутое графическое изображение звука. В первой половине графика — конец петли, во второй — начало петли.
5. При воспроизведении петли, скорее всего, будут слышны щелчки, биения и т. п. Такой семпл непригоден для использования.
6. Смещая начало и конец петли относительно друг друга, можно найти положение, при котором все неприятные явления исчезнут. Смещать фрагменты можно с помощью протягивания мышкой (нажав левую кнопку) или с помощью кнопок Loop End и Loop Start.
7. Нужно добиться, чтобы линии графиков совпали на вертикальной черте поля и обязательно — на линии "0", которая обозначена пунктиром.
8. Если вас устраивает звучание петли, нажмите кнопку Apply.
После прослушивания всего семпла на аппаратном или программном семплере вы можете обнаружить нестыковку на границе атаки с зацикленным фрагментом или на стыке зацикленного фрагмента с участком затухания. Для того чтобы исправить эти моменты, нужно:
1. Открыть вкладку Crossfade (для первого случая) или Post-XFade (для второго случая).
2. Перетащив прозрачные квадратики (маркеры) на границе участков, вы сможете добиться нужного результата.
Надо сказать, что, несмотря на видимую простоту процесса создания семплов, на самом деле все это довольно сложно и трудоемко. Для того чтобы добиться приемлемых результатов, очень часто приходится повторять описанный процесс десятки раз. И иной раз ничего не получается, иногда из-за качества записанного звука, иногда из-за нехватки опыта. Но не расстраивайтесь, сегодня многие фирмы специализируются на производстве пакетов семплов, и почти всегда можно найти то, что вам нужно.
Теперь немного поговорим о самих семплерах. Дело в том, что на сегодняшний день таких приборов существует великое множество, что же выбрать? Аппаратные семплеры — достаточно дорогие устройства, и не каждый может себе позволить иметь их в своей студии. Программные семплеры стоят гораздо дешевле, и, что важно, в последнее время появились такие, которые не уступают по качеству своим "железным" собратьям. Например, VST Sampler, GigaStudio 160, Reality 1,6, а также появившийся недавно Halion. Последний программный семплер читает практически все форматы семплов и достаточно прост в управлении. Конечно, выбор за вами, тем более что все эти семплеры можно использовать в программе Cubase. Вышеуказанные семплеры легко работают в программе Cubase, и их загрузка в нее не представляет никаких трудностей. При загрузке семплеров в программу Cubase нужно только соблюдать определенный порядок. Посмотрим, как это делается на примере GigaStudio 160.
Пока в это окно не загружен ни один семпл. Предположим, что вы знаете в каком MIDI-канале какие должны быть тембры (семплы), если же еще не определились, это можно поправить. Но прежде чем приступить к практической части, необходимо сделать определенные настройки. Дело в том, что в данной программе нет встроенного секвенсора и аудиоредактора, однако мы можем пользоваться внешними. Нажмите на ярлычок Settinds, расположенную в левой части главного окна. Перед вами откроется окно настроек или, если быть точным, вкладка General. В первом поле укажите путь к секвенсору, а в последнем — к аудиоредактору. Мы предлагаем использовать вышеописанные программы Cubase и WaveLab.
Следующая важная настройка осуществляется на вкладке Hardware/Routing. В списке Hardware выберите название карты, с которой вы будете работать, т. е. через которую будет осуществляться выход аудиосигнала. В группе списков MIDI In Ports выберите, с какого MIDI-порта вы будете управлять с помощью MIDI-клавиатуры семплером.
Еще раз следует напомнить, что мы рассматриваем программу GigaStudio 160 как виртуальный дополнительный источник интересных тембров, а не как самостоятельную программу для написания музыки или создания аранжировок.
Если вас интересуют технические возможности этой программы, советуем вам обратиться к книге Р. Петелина и Ю. Петелина "Музыкальный компьютер. Секреты мастерства". В этой книге достаточно подробно описаны технические характеристики данной программы.
А теперь вернемся к главному окну программы. В верхней части окна находится панель MIDI-каналов. Каждая ячейка имеет свой номер, который соответствует номеру MIDI-канала. Дважды щелкнув мышкой по ячейке, вы вызовете диалоговое окно, из которого можно загрузить необходимый семпл. Прослушать его можно с помощью MIDI-клавиатуры или виртуальной клавиатуры. Виртуальную клавиатуру можно вызвать, если открыть в главном окне вкладку Distributed Wave.
Лучше использовать программу GigaStudio 160 в качестве тон-генератора, меньше будет возникать проблем. А любую обработку звука вы можете осуществить в Cubase, с которым вы уже хорошо знакомы. Сейчас мы хотим вам предложить последовательность или схему, по которой вы можете работать с программой GigaStudio 160 генератором, находясь в пределах виртуальной студии Cubase.
1. Откройте GigaStudio 160.
2. Откройте Cubase и загрузите в него аранжировку.
3. Определитесь, на каких MIDI-каналах вы будете использовать семплы GigaStudio 160.
4. Войдите в GigaStudio 160 и назначьте на MIDI-каналах нужные вам тембры (семплы), если необходимо, прослушайте их с помощью MIDI-клавиатуры или виртуальной клавиатуры.
5. Вернитесь в Cubase и в списке Output, в инспекторе, укажите выходы программы GigaStudio 160, в списке их будет четыре, они соответствуют Port 1, 2, 3, 4 главного окна программы. (Каждый порт может в себе нести свой банк семплов.)
Вот и все, далее ваши переназначенные треки будут звучать теми тембрами, которые вы выбрали в программе GigaStudio 160.
Глава 7. Виртуальные встраиваемые модули, необходимые для обработки звука Процесс обработки звука в любом звуковом редакторе требует подключения различных звуковых эффектов Plug-ins. На самом деле их существует великое множество, но далеко не все, на наш взгляд, удачны. Поэтему в данной главе мы рассмотрим наиболее удачные и чаще применяемые при мастеринге эффекты. В поставке программы Cubase, как правило, есть пакет Plug-ins, который называется Mastering Edition (ME). Далее мы рассмотрим отдельные виртуальные модули этого пакета. Процессор Loudness Maximizer Это виртуальный психоакустический процессор эффектов. Он повышает громкость, но не путем увеличения амплитуды сигнала и не с использованием компрессии. Loudness Maximizer изменяет характер обрабатываемого звука, его плотность, достигая максимального психоакустического воздействия. В данном процессоре используются недавно разработанные алгоритмы звуковосприятия, поэтому он позволяет получить очень высокое качество обработки. К сильным сторонам Loudness Maximizer можно отнести простоту в управлении и возможность работы как с моносигналом, так и со стерео. Этот модуль работает в режиме реального времени. При запуске программы перед вами откроется диалоговое окно Loudness Maximizer. Теперь поговорим об элементах управления. Все изменения в настройках можно делать, не останавливая воспроизведение фонограммы, т. е. в режиме реального времени. - Input Level — пиковый индикатор, который показывает уровень входного сигнала.
- Desired Gain — этот ползунок используют для установки желаемого усиления в децибелах. Начинайте с низких значений.
- Possible Gain — индикатор, который показывает возможное усиление. Он непосредственно отражает ваши манипуляции с ползунком Desired Gain.
Если показания индикатора уходят в красную зону, необходимо уменьшить параметр Desired Gain и добиться того, чтобы показания индикатора были в пределах от 0 до +1. Если показания индикатора уходят в зеленую зону, то параметр Desired Gain необходимо увеличить. Не забудьте, что все регулировки нужно производить на самом громком месте фонограммы. - BOOST - включив эту кнопку, вы увеличите громкость на 2 дБ, независимо от других параметров.
- Soft/Hard — использование данной кнопки целиком зависит от вашего вкуса и характера музыки. Высокие значения устанавливаемого параметра дают более тяжелый, жесткий звук, более низкие значения, наоборот, делают звук мягче. Диапазон значений — от —9 до 9.
- More Density — с помощью этого ползунка регулируется параметр плотности звуч'ания. Начинайте регулировку данного параметра с низких значений, чем выше значение параметра, тем выше плотность звучания.
- Desired Gain Done — индикатор, который показывает результат, достигнутый с помощью регулировки параметра More Density. Нежелательно, чтобы средние значения на индикаторе опускались ниже 50%. Нормальный диапазон значений — 70—90%.
- Output Level — индикатор, показывающий окончательный уровень громкости после всех проведенных регулировок. Точность показаний индикатора — 0,01 дБ. Это очень высокая точность, поэтому вы вполне можете доверять показаниям индикатора.
- А/В — эти кнопки вы можете использовать для мгновенного переключения между двумя различными установками параметров.
Для того чтобы запомнить настройки нужно проделать следующее: 1. Произведите нужные вам настройки. 2. Нажмите кнопку STORE, а затем — кнопку А, теперь при нажатии кнопки А ваши настройки будут вызываться автоматически. 3. Проделайте те же операции с кнопкой В. Если у вас есть необходимость записать некоторое множество настроек, то после того как у вас уже записаны настройки А и В, нажмите кнопку Preset в верхнем правом углу. Перед вами появится диалоговое окно Presets, в котором вы можете записать данные настройки, а вызвать вы их можете при помощи кнопки Load. Виртуальный многополосный компрессор 1: ME Compressor Теперь поговорим о следующем важном модуле пакета ME — это виртуальный многополосный компрессор (1: ME Compressor). Компрессия — это сжатие динамического диапазона. Каждый, кто слушал музыку в живом исполнении и без электронной поддержки, знает, что бывают моменты и у вокалиста и у инструменталистов, когда некоторые эпизоды музыкального текста слышны или очень громко, или, наоборот, слишком тихо. Чаще всего такие явления наблюдаются у непрофессиональных исполнителей. В таких случаях применяется компрессия, т. е. уменьшение динамического диапазона. Компрессор позволяет выровнять звучание по динамике, а многополосный компрессор выравнивает звучание в различных частотных диапазонах. 1: ME Compressor как раз и является таким прибором. При запуске программы перед вами откроется окно 1: ME Compressor. Так же как и у других модулей пакета Plug-ins, управление 1: ME Compressor достаточно простое. Разберем подробнее элементы настройки компрессора. - Левое поле компрессора -- поле Frequency Bands — предназначено для выбора частотных диапазонов регулировок. Собственно, эта часть компрессора выполняет функции многополосного эквалайзера. Частотная полоса и уровень сигнала регулируются при помощи маркеров в виде ромбов, простым перетаскиванием мышкой. Шкала внизу поля показывает частоту регулируемой полосы, а шкала с правой стороны — уровень сигнала в полосе в децибелах.
- Правое поле Characteristic является полем построения графиков компрессии в каждом из частотных диапазонов. Графики строятся с помощью мышки. Щелкните левой кнопкой мыши по любому месту графика и, не отпуская кнопки, измените график. Таких точек изменения может быть сколько угодно. Таким образом вы можете создать любую кривую компрессии в каждом из частотных диапазонов.
- Кнопка on/off Solo служит для прослушивания конкретного диапазона.
- Регулятор Output устанавливает уровень суммарного выходного сигнала компрессора.
Preset — нажав эту кнопку (в левом верхнем углу окна), вы откроете список уже готовых "заводских" настроек, многие из которых могут пригодиться в работе, если не как итоговые, то хотя бы как основа для создания собственных настроек. Выбрав из списка пункт Edit, вы можете в открывшемся диалоговом окне сохранить свои настройки. Эквалайзер FreeFilter Следующий модуль из пакета ME - это интеллектуальный эквалайзер FreeFilter. FreeFilter является логарифмическим и линейным модулем со множеством дополнительных свойств, облегчающих довольно сложный процесс эквализации. С помощью FreeFilter можно проанализировать любую понравившуюся по звучанию фонограмму и автоматически установить кривые фильтров в соответствии с ней, чтобы в дальнейшем применять полученные настройки к любой фонограмме. Для установки кривой фильтра можно использовать графические средства и регуляторы. В середине окна расположен частотный монитор, который используется для графического представления кривой фильтра и спектров частот входного и выходного сигналов. Спектр входного сигнала отображается зеленым цветом, а спектр выходного сигнала — красным. Кривая фильтра отображена желтым цветом. В нижней части монитора расположена частотная шкала, а в правой части — шкала уровня сигнала. Непосредственно под частотным монитором находится секция регуляторов. В ней содержится 30 ползунковых регуляторов, которые управляют настройками фильтра. Положение регуляторов можно менять с помощью мышки. Активный движок обозначен зажженым над ним индикатором. Если выбран линейный режим работы фильтра, то все регулируемые полосы имеют одинаковую ширину, если выбран логарифмический режим, то каждая регулируемая полоса равна одной трети октавы. В левой нижней части окна, под крышкой, расположены три кнопки инструментов. После щелчка мышки по крышке инструменты становятся доступными. Первый инструмент служит для объединения нескольких регуляторов, т. е. расширяет полосу регулировки. Для этого: 1. Нажмите первую кнопку. 2. С помощью левой кнопки мыши обозначьте участок кривой фильтра, при этом загорятся индикаторы над объединенными движками. 3. Двигая любым из активных движков, вы будете изменять положение всех активных движков, т. е. видоизменять более широкую полосу кривой фильтра. Вторая кнопка предназначена для линейного изменения кривой фильтра. Изменяя положение оси инструмента, вы можете изменять длину сторон регулировки, инструмент действует по принципу качелей. Следующая кнопка позволяет создавать графическим путем более сложные линейные изменения кривой фильтра. С помощью перетаскивания двух мapкеров можно получить достаточно сложные кривые. Секция обучения FreeFilter предназначена для анализа и сравнения АХЧ двух файлов и подгонки одного под другой. Для того чтобы проделать эту операцию, необходимо сначала проанализировать исходный файл. 1. Загрузите в редактор исходный файл и нажмите кнопку Source, воспроизведите файл. 2. После остановки прослушивания должна появится надпись Source learned, которая означает, что источник проанализирован. 3. Загрузите файл, который будет обрабатываться. Нажмите кнопку Dest и включите воспроизведение. 4. После окончания воспроизведения появится надпись Source learned, т. е. файлы источника и назначения проанализированы. 5. Нажмите кнопку Match, на экране появится кривая, которая и будет корректировать обрабатываемый файл. 6. С помощью ползунка Morph можно изменять глубину регулировки от 0 до 200%. 7. Сгенерированную кривую можно запомнить в виде пресетов. Шумоподавитель DeNoiser Данный шумоподавитель позволяет удалять широкополосный шум из любых аудиозаписей, при этом не ухудшая качества записи. Шумоподавитель работает в режиме реального времени и достаточно прост в управлении. На дисплее в левой части окна отображаются следующие графические элементы: график спектра сигнала, спектральная оценка шумового порога, графическое представление параметра смещения. - Темно-зеленый график показывает частотный спектр воспроизводимой записи, по горизонтали отмечается частота, а повертикали — амплитуда сигнала.
- Желтая линия представляет собой спектральную характеристику шумового порога в децибелах и находится в поле под дисплеем.
- Светло-зеленая горизонтальная линия графически показывает параметр смещения. Ее необходимо откорректировать таким образом, чтобы она была выше линии шумового порога, но при этом как можно ближе к ней.
Светло-зеленая линия в идеале должна находиться между желтой линией и графиком спектра. Все параметры можно изменять во время воспроизведения и ориентироваться на слух. Нажав кнопку Bypass, вы можете услышать сигнал без обработки. Регулятором Offset устанавливается смещение, для оптимального шумопонижения этот параметр должен быть установлен чуть выше порога шума. Регулятор Reduction устанавливает величину шумоподавления, чем выше значение, тем больше шумов будет подавляться. Регулятор Ambience определяет соотношение между подавляемым шумом и оставляемым без изменения звуковым материалом. С помощью кнопок А и В можно мгновенно переключаться между двумя настройками. Сделать предварительные настройки можно следующим образом: 1. Настройте параметры модуля. 2. Нажмите кнопку STORE, а затем кнопку В. То же самое проделайте с кнопкой В, у вас образуются две различных настройки, теперь при необходимости вы можете оперативно ими пользоваться. Ревербератор True Verb Данный ревербератор, в отличие от многих виртуальных приборов, производит настоящую реверберацию, вполне применимую для профессиональной обработки. Звук его отличается высокой разборчивостью и плотностью, прозрачностью на высоких частотах. Как вы уже обратили внимание, окно ревербератора состоит из двух графических полей: - Верхнее поле отображает временные параметры реверберации. Вертикальная синяя полоса в графическом поле временных характеристик —это размеры виртуального помещения. Захватив маркер под этой полосой, вы, перемещая ее, тем самым меняете размер помещения. В верхней части поля есть линейка (в метрах), по которой вы можете приблизительно ориентироваться. Вертикальная полоса желтого цвета является маркером расстояния до источника звука. Чем больше это расстояние, тем больше реверберационнных отражений. Меняя данное расстояние, вы можете расположить слушателя ближе или дальше от исполнителя. Если вы установите желтый маркер дальше синего, то желтый маркер поменяет цвет на красный, что говорит о вашей ошибке. В поле временных характеристик есть еще маркер в виде зеленого крестика. С помощью этого маркера вы можете изменить соотношение ранних отражений и реверберационного хвоста.
- Нижнее поле представляет собой графическое изображение частотных характеристик реверберации. В этом поле есть два маркера-крестика. С их помощью вы можете изменять параметры выходного фильтра.
Мы изучили работу с TrueVerb в графическом режиме, поскольку это наиболее удобно и наглядно. Удачные настройки TrueVerb вы можете запомнить в Preset. И еще одно замечание: при работе и настройке ревербератора обращайте внимание на индикатор уровня. Не должен загораться красный индикатор Clip. Это говорит о перегрузке и искажениях. Ревербератор Reverb 32 Данный ревербератор находится в пакете VST. В отличие от предыдущего прибора, этот 32-битный ревербератор по качеству не уступает аппаратным ревербераторам, в управлении предельно прост и нагляден. Как видно из рисунка, окно Reverb 32 состоит из трех графических полей, которые наглядно представляют настройки прибора и 6 ползунков, с помощью которых и производится настройка прибора. Прибор работает в режиме реального времени. Над левым верхним полем находится черное поле, щелкнув по которому, вы сможете вызвать список стандартных настроек. Щелкнув мышкой по одной из них, вы мгновенно получите определенную настройку прибора. Все эти стандартные перестройки можно производить, не останавливая воспроизведение фонограммы. Чуть правее списка находится белое поле с надписью File, в нем вы можете записать собственные настройки или вызвать уже записанные. Верхнее левое графическое поле — PREDELAT, показывает расстояние до источника звука. Его можно менять с помощью ползунка, расположенного справа от поля. Цифры под полем показывают значение параметра. Нижнее левое поле отображает величину (параметр) объема помещения и регулируется с помощью соответствующего ползунка. Цифры внизу поля показывают объем в процентах. Правое нижнее поле показывает величину хвоста реверберации и регулируется с помощью соответствующего ползунка. Цифры внизу поля отображают данный параметр. Два ползунка в правой верхней части окна регулируют ослабление высоких и низких частот соответственно. Степень Ослабления показывается в деци-беллах в диапазоне от —15 до 0. Правый крайний вертикальный ползунок позволяет микшировать чистый и обработанный сигнал. Вот, собственно, и все об этом приборе, хочется еще раз сказать, что данный ревербератор работает очень надежно и чисто. Модуль Magneto Magneto — 24-битный модуль, который использует в своей работе принцип легкой перегрузки аналогового магнитофона, возникающий при превышении уровня записываемого сигнала 0 дБ. После обработки записи данным прибором возникает ощущение теплоты и легких искажений, цифровая запись очень напоминает аналоговую. Главным элементом управления прибором является ползунок Drive. С помощью этого ползунка устанавливается "уровень записи" на виртуальный магнитофон. У прибора есть еще четыре регулятора: - Input Level — уровень входного сигнала;
- Таре Speed — скорость "движения ленты";
- HF-Adjust — регулятор уровня высоких частот;
- Output Level — уровень выходного сигнала.
С помощью данного прибора можно обрабатывать сигналы с любых источников. Модуль MaxxBass MaxxBass - программный модуль, назначение которого заключается в повышении содержания низкочастотных составляющих в любом звуковом файле. Этот прибор относится к психоакустическим. Он формирует гармоники, отстоящие от существующих на октаву ниже. В левой верхней части окна находится графическое поле, в котором отражены графики Bass и MaxxBass. Раздел между ними устанавливается регулятором Freq. График MaxxBass показан желтой линией. Для изменения характера звука можно использовать фильтр HighPass (фильтр низких частот) и компрессию Effect Compression. В приборе имеются три основных регулятора эффекта: - Input — уровень входного сигнала;
- Bass — уровень основного баса;
- MaxxBass — уровень MaxxBass.
Созданные гармоники и основной бас могут быть смешаны в любых пропорциях, нужно только следить, чтобы на индикаторах прибора не загоралась надпись Clip (перегрузка). В списке Static preset вы можете выбрать готовые настройки прибора. Также при желании через соответствующие кнопки меню данного окна вы можете запомнить, а потом и вызвать собственные настройки. Чтобы добавить в Preset ваши настройки под определенным именем, воспользуйтесь кнопкой Preset. Появится стандартное окно Presets. Дайте имя вашей настройке и нажмите сначала кнопку Add, а потом -кнопку ОК. При вызове ваших настроек проделайте то же самое: нажмите кнопку Lood, а потом — кнопку ОК. Правильное использование модуля поможет вам расширить диапазон уже сведенной записи, выделить партию баса, если она маскируется какими-либо другими партиями. Данный модуль может применяться на любом этапе подготовки фонограммы, вплоть до мастеринга. Модуль Stereolmager+ 32Bit В центральной части его окна находится графический образ стереообраза. Вся регулировка происходит с помощью четырех ползунков. Ползунок Gain регулирует усиление входного сигнала, ползунок Width — непосредственно ширину стереобазы. Два ползунка под диаграммой стереообраза — Asymetry и Rotation — указывают поворот стереообраза по горизонтали. Причем все манипуляции с регуляторами мгновенно отражаются на графике. Справа от графика находится стереоиндикатор, по которому можно оценить уровень выходного сигнала, пиковые индикаторы не должны загораться красным светом, что говорит о перегрузке. Так же как и в предыдущем модуле, в расширителе стереобазы имеется список "заводских" настроек, а с помощью кнопки Preset вы можете запомнить собственные настройки. Гейт Waves C1 Gate 32Bit Иногда при подготовке фонограммы приходится пользоваться прибором, который называется гейт. Этот прибор предназначен для ограничения слабых сигналов и шума в паузах. В принципе, это компрессор наоборот. Например, если у вас самый слабый полезный сигнал равен -45 дБ, то, установив значение гейта на уровень -45 дБ, вы обрежете любые сигналы и шумы ниже этого уровня. Управление гейтом очень простое. Захватив мышкой маркер под изображением графика, установите его на нужную вам величину — это и будет точка отсечения низкоуровневого сигнала. В поле Release установите скорость восстановления сигнала: чем выше значение, тем плавнее работает гейт, т. е. сигнал плавно исчезает и плавно появляется. Чем ниже значение этого параметра, тем резче происходит отсечение и появление сигнала. Так же как в предыдущих приборах, в Waves C1 Gate 32 Bit имеются пресеты и возможность записи собственных установок. |
| |