Тема 9. Некоторые черты постклассической гармонии

1. Общая характеристика современной гармонии

Краткая характеристика классической гармонии: 1) централизованная тональная система; 2) мажоро-минор (двуладовость); 3) функциональная определенность аккордики внутри тональной системы; 4) терцовость как преобладающий структурный принцип аккордики.

Краткая характеристика современной гармонии:

1)-2) ослабление степени централизованности тональной системы за счет расширения тональной периферии, дифференциация в ряде случаев системы на мажоро-минорную основу и хроматизированную надстройку. Принципы расширения тональности: альтерация, образование субсистем с использованием побочных доминант и субдоминант, смешение ладовых систем. Два историко-логических типа расширения тональности: альтерационно-хроматический (Р. Вагнер, ранний А. Шенберг) и модальный ( М. Мусоргский, К. Дебюсси).

3) Часто скрытый, опосредованный характер централизующего воздействия тоники. Новые системы функциональности (Б. Барток). Необходимость подхода к тональности с общелогических позиций. Роль работ Ю. Холопова в выработке такого подхода.

4) Отсутствие преобладающего структурного принципа построения аккордики.

2. Аккордика

Разнообразие интервальных принципов строения аккордов. Ряд I и Ряд II, характеризующие организацию звуков в интервале (П. Хиндемит).

Классификация сонантности аккордов (Ю. Холопов). Типы гармонической вертикали: аккорд, созвучие, зонная гармония.

Характер дифференциации вертикали. Классы вериткальных образований: моноаккорды и полиаккорды. Различие их структурных единиц.

Основания для классификации моноаккордов: интервальный принцип (терцовые, квартовые, секундовые); для терцовых аккордов-степень сложности (простые - т.е. трех-четырехзвучные; многозвучные), наличие усложнений (побочных тонов, двойных тонов).

Классификация полиаккордов: по интервальному признаку (терцовые, нетерцовые, смешанные); по составляющим субаккордам. Критерии расчлененности полиаккорда. Зеркально симметричная гармония.

3. Тональность. Функциональность

Функциональный подход к анализу современной гармонии. Представление о функциях центрального, главного, производного, контрастного элементов (Ю. Холопов).

Принципы выделения элемента в качестве главного: структурное положение в форме, частота появления, поддержка со стороны других тонов (П. Хиндемит), метро-ритмичные факторы.

Политональность и ее элементы - субтональности. Два вида единства в политональности: 1) преобладание одной из субтональностей; 2) равновесие субтональностей. Характеристика политональности: тональные центры субтональностей и способы их выявления; ладовая основа субтональностей; координация фактурных слоев; взаимодействие аккордики между пластами; формообразующая роль политональной гармонии.

5.2.Разделы учебной дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими)учебными дисциплинами

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) учебных дисциплин №№ разделов (тем) данной учебной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) учебных дисциплин
1. Актерское мастерство 1.1; 2.2. 1.3 1.4 1.8  
Сценическая речь 1.1; 2.4 1.8      

5.3.Виды занятий (лекционные, семинарские, практические, индивидуальные) по каждому из разделов (тем) учебной дисциплины

№ п/п Наименование раздела учебной дисциплины Вид занятия Тема занятия Трудоемкость (ак. час./ зач. ед.)
1. Теория музыки индивид. Работа над вокальным произведением 4 ч.
2. Сольфеджио индивид. Трезвучия септаккорды и их обращения 2 ч.

5.4.Организация самостоятельной работы студента

Самостоятельная работа студента предусматривает выполнение следующих учебных заданий:

-сольфеджирование одно и двухголосных мелодий;

-построение и игра на фортепиано ладов,интервальных и аккордовых структур;

-сольфеджирование мажоро-минорных ладов, интервальных и аккордовых структур.

6. Матрица распределения ожидаемых результатов освоения учебной дисциплины по разделам учебной программы

Таблица №6

Результаты освоения учебной дисциплины (формируемые компетенции) №№ разделов (тем) учебной дисциплины
6.
1.ПК-19 + +        
2.ПК-16 + +        
3.ПСК-1.2; ПК-5     +      


Образовательные технологии

В процессе освоения данной учебной дисциплины используются следующие образовательные технологии:

- выполнение познавательных заданий;

- работа над творческими проектами;

-деловая и ролевая игры;

- освоение музыкальных аудио- и видеоматериалов;

- сольфеджирование ; слуховой анализ.

.

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение:

а) основная литература:

.

1.Теория музыки

1. Алексеев Б.. Мясоедов А. Элементарная теория музыки. - М.: Музыка, 1986.

2. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. - М.: Музыка, 1983.

3. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 1968.

4. Курс теории музыки. Учебное пособие. /Общ.ред. А.Л. Островского. - Л.: Музыка, 1984.

5. Павлюченко С.А. Теория музыка. - М.-Л.: Музгиз, 1940.

6. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. - М.: Музыка, 1974.

7. Хвостенко В. Сборник задач и упражнений по элементарной теории музыки. - М.: Музыка, 1973.

2.Сольфеджио

1. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Ч.1,2. - М.: Музгиз, 1963.

2. Качалина Н. Сольфеджио. Одноголосие. Вып. 1. - М., 1981.

3. Островский А., Соловьев С., Шокин В. Сольфеджио. Вып. 2. - М., 1983.

4. Качалина Н. Сольфеджио. Двухголосие и трехголосие. Вып. 2. - М., 1982.

3.Гармония

1. Алексеев Б. Задачи по гармонии. - М.: Музыка, 1976.

2. Берков В., Степанов А. Задачи по гармонии. - М.: Музыка, 1973.

3. Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Ученик гармонии. - М.: Музыка, 14.

4. Максимов С. Упражнения по гармонии на фортепиано. - М.: Музыка, 1977.

5. Мутли А. Сборник задач по гармонии. - М.: Музыка, 1979.

6. Тюлин Ю.., Привано Н. Теоретические основы гармонии: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Музыка, 1965.

7. Холопов Ю. Гармония. Теоретический курс. - М.: Музыка, 1988.

8. Холопов Ю. Очерки современной гармонии. - М.: Музыка, 1974.

б) дополнительная литература

Наши рекомендации