Тема 9. Некоторые черты постклассической гармонии
1. Общая характеристика современной гармонии
Краткая характеристика классической гармонии: 1) централизованная тональная система; 2) мажоро-минор (двуладовость); 3) функциональная определенность аккордики внутри тональной системы; 4) терцовость как преобладающий структурный принцип аккордики.
Краткая характеристика современной гармонии:
1)-2) ослабление степени централизованности тональной системы за счет расширения тональной периферии, дифференциация в ряде случаев системы на мажоро-минорную основу и хроматизированную надстройку. Принципы расширения тональности: альтерация, образование субсистем с использованием побочных доминант и субдоминант, смешение ладовых систем. Два историко-логических типа расширения тональности: альтерационно-хроматический (Р. Вагнер, ранний А. Шенберг) и модальный ( М. Мусоргский, К. Дебюсси).
3) Часто скрытый, опосредованный характер централизующего воздействия тоники. Новые системы функциональности (Б. Барток). Необходимость подхода к тональности с общелогических позиций. Роль работ Ю. Холопова в выработке такого подхода.
4) Отсутствие преобладающего структурного принципа построения аккордики.
2. Аккордика
Разнообразие интервальных принципов строения аккордов. Ряд I и Ряд II, характеризующие организацию звуков в интервале (П. Хиндемит).
Классификация сонантности аккордов (Ю. Холопов). Типы гармонической вертикали: аккорд, созвучие, зонная гармония.
Характер дифференциации вертикали. Классы вериткальных образований: моноаккорды и полиаккорды. Различие их структурных единиц.
Основания для классификации моноаккордов: интервальный принцип (терцовые, квартовые, секундовые); для терцовых аккордов-степень сложности (простые - т.е. трех-четырехзвучные; многозвучные), наличие усложнений (побочных тонов, двойных тонов).
Классификация полиаккордов: по интервальному признаку (терцовые, нетерцовые, смешанные); по составляющим субаккордам. Критерии расчлененности полиаккорда. Зеркально симметричная гармония.
3. Тональность. Функциональность
Функциональный подход к анализу современной гармонии. Представление о функциях центрального, главного, производного, контрастного элементов (Ю. Холопов).
Принципы выделения элемента в качестве главного: структурное положение в форме, частота появления, поддержка со стороны других тонов (П. Хиндемит), метро-ритмичные факторы.
Политональность и ее элементы - субтональности. Два вида единства в политональности: 1) преобладание одной из субтональностей; 2) равновесие субтональностей. Характеристика политональности: тональные центры субтональностей и способы их выявления; ладовая основа субтональностей; координация фактурных слоев; взаимодействие аккордики между пластами; формообразующая роль политональной гармонии.
5.2.Разделы учебной дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими)учебными дисциплинами
№ п/п | Наименование обеспечиваемых (последующих) учебных дисциплин | №№ разделов (тем) данной учебной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) учебных дисциплин | ||||
… | ||||||
1. | Актерское мастерство | 1.1; 2.2. | 1.3 | 1.4 | 1.8 | |
Сценическая речь | 1.1; 2.4 | 1.8 |
5.3.Виды занятий (лекционные, семинарские, практические, индивидуальные) по каждому из разделов (тем) учебной дисциплины
№ п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Вид занятия | Тема занятия | Трудоемкость (ак. час./ зач. ед.) |
1. | Теория музыки | индивид. | Работа над вокальным произведением | 4 ч. |
2. | Сольфеджио | индивид. | Трезвучия септаккорды и их обращения | 2 ч. |
5.4.Организация самостоятельной работы студента
Самостоятельная работа студента предусматривает выполнение следующих учебных заданий:
-сольфеджирование одно и двухголосных мелодий;
-построение и игра на фортепиано ладов,интервальных и аккордовых структур;
-сольфеджирование мажоро-минорных ладов, интервальных и аккордовых структур.
6. Матрица распределения ожидаемых результатов освоения учебной дисциплины по разделам учебной программы
Таблица №6
Результаты освоения учебной дисциплины (формируемые компетенции) | №№ разделов (тем) учебной дисциплины | |||||
6. | ||||||
1.ПК-19 | + | + | ||||
2.ПК-16 | + | + | ||||
3.ПСК-1.2; ПК-5 | + |
Образовательные технологии
В процессе освоения данной учебной дисциплины используются следующие образовательные технологии:
- выполнение познавательных заданий;
- работа над творческими проектами;
-деловая и ролевая игры;
- освоение музыкальных аудио- и видеоматериалов;
- сольфеджирование ; слуховой анализ.
.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение:
а) основная литература:
.
1.Теория музыки
1. Алексеев Б.. Мясоедов А. Элементарная теория музыки. - М.: Музыка, 1986.
2. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. - М.: Музыка, 1983.
3. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 1968.
4. Курс теории музыки. Учебное пособие. /Общ.ред. А.Л. Островского. - Л.: Музыка, 1984.
5. Павлюченко С.А. Теория музыка. - М.-Л.: Музгиз, 1940.
6. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. - М.: Музыка, 1974.
7. Хвостенко В. Сборник задач и упражнений по элементарной теории музыки. - М.: Музыка, 1973.
2.Сольфеджио
1. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Ч.1,2. - М.: Музгиз, 1963.
2. Качалина Н. Сольфеджио. Одноголосие. Вып. 1. - М., 1981.
3. Островский А., Соловьев С., Шокин В. Сольфеджио. Вып. 2. - М., 1983.
4. Качалина Н. Сольфеджио. Двухголосие и трехголосие. Вып. 2. - М., 1982.
3.Гармония
1. Алексеев Б. Задачи по гармонии. - М.: Музыка, 1976.
2. Берков В., Степанов А. Задачи по гармонии. - М.: Музыка, 1973.
3. Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Ученик гармонии. - М.: Музыка, 14.
4. Максимов С. Упражнения по гармонии на фортепиано. - М.: Музыка, 1977.
5. Мутли А. Сборник задач по гармонии. - М.: Музыка, 1979.
6. Тюлин Ю.., Привано Н. Теоретические основы гармонии: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Музыка, 1965.
7. Холопов Ю. Гармония. Теоретический курс. - М.: Музыка, 1988.
8. Холопов Ю. Очерки современной гармонии. - М.: Музыка, 1974.
б) дополнительная литература