Тема 1. Введение. Музыка как вид искусства

Культуры и искусств»

Факультет культурологии

Кафедра народного художественного творчества

Учебно-методический комплекс по дисциплине

Музыкальное воспитание

ФГОС ВПО:  
Дата утверждения, № приказа 24 декабря 2010г. №2058
Направление (шифри название) 070301 Актерское искусство
Квалификация (степень) (бакалавр, магистр) специалист
ООП ВПО (учебный план):  
№ приказа, дата утверждения  
Профиль(специализация) Артист драматического театра и кино
Индекс дисциплины по учебному плану ООП С 3.1.4
Трудоемкость дисциплины
Семестр и количество недель в семестре Всего: 1 сем. 2 сем. 3 сем. 4 сем. 5 сем. 6 сем. 7 сем. 8 сем.
Зачетных единиц          
Академических часов          
Аудиторная работа:          
Самостоятельная работа:          
Формы итогового контроля:   зачет зачет Зачет          
                     

Санкт-Петербург

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «14» февраля 2012г.,

протокол №6.

Одобрено на заседании учебно-методического совета СПбГУКИ «24» февраля 2012г.,

протокол №_.

Учебно-методический комплекс подготовил: кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры народного художественного творчества И.П.Кокурина.

Рецензенты: кандидат искусствоведения, доцент В.Е.Щербакова, старший преподаватель кафедры народного художественного творчества Л.В.Стешакова.

Рабочая программа дисциплины « Музыкальное воспитание », ее учебно-методическое, материально-техническое обеспечение (содержание дисциплины по темам, практикум, список рекомендуемой литературы, вопросы к зачету и др.), а также программы практик составлены в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра (магистра) по циклу «Профессиональный цикл » (Базовая часть) Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению,

специализации Актерское искусство « Артист драматического театра и кино».

Аннотация содержания дисциплины: курс «Музыкальное воспитание» является составной частью в общей подготовке актера. Процесс работы над сценическим произведением ставит вопрос об элементах языка, посредством которого режиссер ,музыкальный руководитель проекта обмениваются с актерами информацией о музыкальном компоненте сценической деятельности. Профессиональному актеру необходимо умение сознательной самоинтеграции в комплексный мир сценического произведения, немаловажным компонентом которого является музыка в спектакле. В содержании курса центральными являются проблемы средств музыкальной выразительности, особенности мелодии, гармонии, метра и ритма; вопросы содержания и формы музыкальных произведений.




Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет

Культуры и искусств»

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

___________________________

«____»_______________201__год

Факультет культурологии

Кафедра народного художественного творчества

Рабочая программа дисциплины

« Музыкальное воспитание »

( наименование дисциплины)

для направления подготовки

070301 Актерское искусство

(указывается код и наименование направления (ий) подготовки)

Квалификация (степень) выпускника

специалист

(указывается квалификация (степень) выпускника в соответствии с ФГОС)

Санкт-Петербург

1. Цели и задачи учебной дисциплины

Целями освоения учебной дисциплины « Музыкальное воспитание» являются:

воспитание сознательного отношения актера к музыкальному компоненту спектакля; координация практической деятельности студента в процессе творческой работы.

Задачами освоения учебной дисциплины являются: а) усвоение базовых знаний в области элементарной теории музыки, сольфеджио , гармонии; б)получение навыков по практическому применению этих знаний в процессе создания спектакля; в) развитие музыкального слуха и музыкальной памяти, как средств познания и хранения звуковой информации.

2. Место учебной дисциплины в структуре ООП

2.1.Учебная дисциплина относится к профессиональному учебному циклу , базовой части учебного цикла.

2.2. Приступая к изучению учебной дисциплины, студент должен:

Знать: основы музыкальной грамоты;

Уметь: ориентироваться в названии и местоположении нотных знаков на клавиатуре фортепиано и на печатном нотном стане; интонировать простые мелодии в небольшом диапазоне (до чистой квинты).

Владеть следующими компетенциями: навыками определения на слух элементарных звуковысотных соотношений; навыками интонирования знакомых мелодий и элементарными метро-ритмическими навыками.

2.3. Данная учебная дисциплина обеспечивает изучение студентами следующих дисциплин _

(Данная учебная дисциплина является предшествующей для следующих дисциплин) Сценическая речь;

Актерское мастерство;

Постановка голоса.

2.4. Дана учебная дисциплина логически и содержательно-методически связана с дисциплинами:

1. Сценическая речь в части: Сольфеджио (раздел: звуковысотная организация)

2. Актерское мастерство в части: Теория музыки(раздел: работа над вокальным произведением).

3.Актерское мастерство в части:Сольфеджио (раздел:метро-ритмическая организация.

3. Требованияк результатам освоения учебной дисциплины

Процесс изучения учебной дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: умения органично включать все возможности речи ,ее дикционной ,интонационно-мелодической и орфоэпической культуры способностью вести роль в едином темпо-ритмическом, интонационно-мелодическом и жанрово-стилистическом ансамбле с другими исполнителями(ПК-16); владения основами музыкальной грамоты ,пения, способностью находить оптимальные варианты ансамблей, строить аккорды в многоголосном пени; находить подголоски многоголосного пения (ПК-19).

В результате освоения учебной дисциплины студентдолжен:

Знать : общие основы музыкальной грамоты ,сольфеджио и гармонии;

Уметь применять условный музыкальный язык для организации персонального сценического пространства и времени в соответствии с указаниями режиссера (музыкального руководителя); разучить по нотам песенный материал к спектаклю под руководством музыканта специалиста; использовать навыки ансамблевого пения, строить аккорды в многоголосном пении, находить подголоски многоголосного пения; проявлять творческую инициативу во время работы над партией в музыкальном спектакле, вокальным номером.

Владеть: способностью создавать яркую речевую характеристику персонажа, вести роль в едином темпо-ритмическом, интонационно-мелодическом и жанрово-стилистическом ансамбле с другими исполнителями.

4. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.

Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 3 зачетных единицы 108академических часов.

Учебно-тематический план дисциплины

№ п/п Наименование раздела (темы) Всего ак. час./ зач. ед. № семестра В том числе,ак. час./ зач. ед. Формы контроля
Аудиторные занятия Самост. работа
Лекции Семинары Практ. зан. Малогруп.зан. Инд. зан.
1. Теория музыки 36 1       зачет
2. Сольфеджио 36 1       зачет
3. Основы гармонии 36 1       зачет
  Итого: 108 3                
  Итоговый контроль: Зачет                

)

5. Содержание учебной дисциплины

5.1.Наименование и содержание разделов учебной дисциплины Модуль 1. Теория музыки.

Тема 2. Музыкальный звук

Звук как явление и ощущение. Колебание тела в среде - физическая основа звука. Музыкальные тоны и шумы.

Свойства музыкального звука: высота, громкость, длительность, тембр. Натуральный звукоряд и современная музыкальная система. Названия основных ступеней и октав музыкальной системы.

Музыкальный строй. Темперированный строй. Полутон и тон. Производные ступени и их названия. Энгармонизм звуков.

Тема 3. Нотное письмо

Нота. Длительности и их обозначения (начертания). Нотный стан. Знаки альтерации. Ключи. Знаки альтерации. Дополнительные знаки к нотам, увеличивающие длительность звуков. Паузы.

Запись двухголосия, ансамблевой музыки. Знаки сокращения нотного письма.

Практическая часть. Скоростное определение высот звуков по нотам. Ритмическое чтение по нотам. Двигательно-моторные упражнения на заданный ритм.

Тема 4. Ритм и метр

Ритм в широком и узком смыслах слова. Основное и произвольное деление длительностей. Ритмические рисунки. Основные принципы ритмического чтения.

Метр. Пульсация долей и их группировка по силе как основы метра. Размер. Такт. Классификация размеров. Группировка длительностей в тактах простых и сложных размеров. Смешанные размеры. Переменные размеры. Синкопа.

Группировка длительностей в вокальной музыке.

Темп. Медленные, умеренные и быстрые темпы. Обозначения отклонения от темпа. Условные и метрономические обозначения темпа.

Дирижирование как комплексная деятельность по организации совместного исполнения. Выражение метра в дирижерской сетке. Ауфтакт. Выразительный характер дирижерского жеста.

Практическая часть. Работа над упражнениями по тренировке ощущения внутренней метрической пульсации. Исполнение студентами вокальных произведения под дирижирование преподавателя. Дирижирование под музыку.

Тема 5. Интервалы

Интервал - одновременное или последовательное сочетание двух звуков. Мелодические и гармонические интервалы. Основание и вершина интервалов. Количественная и качественная стороны интервалов. Диатонические интервалы. Хроматические интервалы. Обращение интервалов. Составные интервалы. Консонирующие и диссонирующие интервалы.

Практическая часть. Определение интервалов на слух и пение их.

Тема 7. Мелодия

Определение мелодии. Выразительная и конструктивная сторона мелодии. Направление мелодического движения. Диапазон мелодии.

Мелодическая кульминация и ее свойства.

Членение мелодии на части. Построение. Цезура. Период. Предложение. Каденция. Фраза. Мотив.

Модуль 2. Сольфеджио.

Тема 3. Голосоведение

1. Определение. Специфическое отношение голосоведения к области гармонии

Голосоведение - движение в голосах многоголосной ткани. Голосоведение - воплощение действия гармонии по горизонтали. Две стороны голосоведения: линия движения каждого отдельного голоса (горизонтальный аспект) и координация линий движущихся голосов (вертикальный аспект). Голосоведение - один из аспектов фактурного бытия гармонии, один из основных в классической системе гармонии.

2. Виды голосоведения

Двухголосие как базисная фактурная форма для классификации типов движения голосов. Типы движения голосов в двухголосии: прямое (частный случай - параллельное), противоположное и косвенное. Комбинации этих типов в многоголосной фактуре. Количественный (звуковысотные изменения) и качественный (смена реальных/подразумеваемых аккордов) факторы голосоведения.

3. Контурное двухголосие

Мелодия + бас - контурноедвухголосие. Контурноедвухголосие - основа гармонии. Контурноедвухголосие как простой контрапункт. Элементы полифонизации, "тематизации" (путем мотивной работы) в контурномдвухголосии.

4. Стилистическая обусловленность норм голосоведения

Система ограничений на голосоведение, принятая в "школьной" гармонии классической традиции. Причины, конкретно-исторические мотивировки ограничений на паралеллизмы. Вокальная природа "школьной" гармонии - ограничитель интервалики отдельно взятого голоса.

Тема 4. Тональность. Функциональность (диатоника)

1. Понятие тональности. Мажор и минор

Тональность в широком смысле - иерархически централизованная система функционально дифференцированных высотных связей. Тональность в узком смысле - система функционально дифференцированных высотных связей, иерархически централизованных на основе консонирующего трезвучия и классических гармонических функций - T, D, S. Критерии отличия тональности от модальности - степень выраженности центра, мера стабильности звукоряда.

Мажоро-минорная природа классической тональности. Сходство и различие мажора и минора.

2. Понятие функции. Типология ладогармонических функций

Общие понятия функции как системного значения звуков в высотной системе. Специфическое для классической гармонии понятие тональных

функций T, D, S. Деление тональных функций на собственно тональные (основные и переменные), линеарные и колористические.

3. Система основных тональных функций

Функции T, S, D - основа классической функциональной системы и как совокупность "основных" опор, и как базисное последованиеTSDT. Функциональные спутники основных функций. Неоднозначность функциональной трактовки побочных ступеней, решающая роль последования аккордов в определенном контексте. Окружение ступеней их доминантами и субдоминантами - образование собственно побочных функций. Интегрирующая роль основной тональности.

Тема 5. Фактура. Фигурация

1. Общее понятие о фактуре

Фактура - строение музыкальной ткани, учитывающее характер и соотношение составляющих ее голосов. Координатные измерения фактуры: вертикаль, горизонталь, глубина.

2. Фактурные функции голосов

Основное деление возможных фактурных функций: ведущий голос, побочные голоса, бас. Функции побочных голосов: гармонический звук (голос), контрапункт, имитирующий (предымитирующий) голос, характеристический голос (пласт), подголосок, органный пункт (также как функциональный заместитель баса).

3. Виды фактуры

Определенная совокупность фактурных функций как характеристика видов фактуры. Применяемые в "школьной" гармонии виды фактуры: аккордовый склад, гомофония, гомофонно-полифонический склад, подголосочность. Аккордовоечетырехголосие как основная гармонико-фактурная форма в "школьной" гармонии.

4. Понятие фигурации. Неаккордовые звуки

Взаимодействие фактурных функций как основа организации ткани. Фактурный рисунок как обработка основы. Фигурации и дублировка - виды фактурного рисунка. Неаккордовые звуки - средство мелодически-линейной фигурации аккордов.

Метрический и линеарный аспекты - основные критерии для классификации неаккордовых звуков. Типы неаккордовых звуков: задержание, вспомогательный звук, проходящий звук, предъем; также педали и свободные тоны. Внутреннее деление неаккордовых звуков (простые-сложные,диатонический-хроматический, обычная линеарная форма - усложненная линерная форма и др.)

Тема 6. Альтерация

1. Хроматизм и альтерация

Внутриаккордово-функциональный аспект альтерации. Характеристика хроматизма и альтерации. Виды хроматизма: модуляционный, ладовый, мелодический, гармонический. Альтерация - частный вид хроматизма, связанный с обострением ладовых тяготений.

2. Альтерация и линеарность

Альтерация как генетически связанная с хроматическими проходящими и вспомогательными звуками.

3. Альтерированные ступени мажора и минора, аккорды с их участием

Общая система возможных альтерационных изменений в мажоре (повышение и понижение II ступени, повышение IV ступени и понижение VI ступеней) и миноре ( понижение II ступени, повышение и понижение IV ступени). Альтерированныеступени лада как элементы аккордов доминантовой и субдоминантовой функций разных структур ( V,V7,VII7,IV,II7,DD).

Тема 7. Энгармонизм

1. Определение энгармонизма

Энгармонизм - совпадение по высоте звуков, аккордов, тональностей, имеющих различную тональную, функциональную принадлежность и нотацию. Изменение интервального строения аккорда при энгармонической замене входящих в его состав звуков.

Энгармоническая модуляция - внезапная модуляция, приводящая к далекой тональности путем резкого, "обманного" модуляционного сдвига.

2. Энгармонизм малого мажорного септаккорда

Энгармонизм малого мажорного септаккорда. Принцип: 7 ак. = ув.6/5=дв.ув 4/3. Высотное положение тональности аккордов, энгармонически равных малому мажорному септаккорду: "ложные" доминантсептаккорды возникают в любой тональности на ступенях, отстоящих на полтона вверх от звуков их тонических трезвучий (т.е. на II пониженной в мажоре и миноре, IV в мажоре, IV пониженной в миноре, VI пониженной в мажоре, VI в миноре). Наиболее типичные тональные соотношения при энгармонических модуляциях данного типа: на м. 2 вниз, на б.3 вверх, на тритон от исходной тональности.

Тема 8. Модуляция

1. Определение модуляции. Связь модуляции с формообразованием

Модуляция - переход из одной тональности в другую. Принципиальная постановка вопроса о модуляции в связи с тематизмом и формообразованием (Ю. Холопов). Ведущий критерий модуляции - наличие нового центра с кругом подчиненных гармоний.

2. Виды модуляций

Различная типология модуляций в зависимости от выбора критерия классификации.

1. По положение в форме, отношению к тематическому процессу модуляции делятся на "большие" и "малые" (Ю. Холопов). Малая модуляция - разновидность однотонального изложения; происходит внутри темы; выявляется кадансом не на тонике. Большая модуляция - собственно модуляция, тональное движение при переходе от одной темы к другой. Связь типов участвующих в модуляции композиционных структур (тема, ход) с ее типологией.

2. По способу функциональной связи аккордов модуляции делятся на функциональные (через общий аккорд), энгармонические (функциональная связь аккордов энгармоническое переключение звуков аккорда) и мелодико-гармонические.

3. По линеарному характеру появления новой тональности различают модуляции мелодически связанные (аккорды, принадлежащие различным тональностям, мелодические соединены) и сопоставления.

Образовательные технологии

В процессе освоения данной учебной дисциплины используются следующие образовательные технологии:

- выполнение познавательных заданий;

- работа над творческими проектами;

-деловая и ролевая игры;

- освоение музыкальных аудио- и видеоматериалов;

- сольфеджирование ; слуховой анализ.

.

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение:

а) основная литература:

.

1.Теория музыки

1. Алексеев Б.. Мясоедов А. Элементарная теория музыки. - М.: Музыка, 1986.

2. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. - М.: Музыка, 1983.

3. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 1968.

4. Курс теории музыки. Учебное пособие. /Общ.ред. А.Л. Островского. - Л.: Музыка, 1984.

5. Павлюченко С.А. Теория музыка. - М.-Л.: Музгиз, 1940.

6. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. - М.: Музыка, 1974.

7. Хвостенко В. Сборник задач и упражнений по элементарной теории музыки. - М.: Музыка, 1973.

2.Сольфеджио

1. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Ч.1,2. - М.: Музгиз, 1963.

2. Качалина Н. Сольфеджио. Одноголосие. Вып. 1. - М., 1981.

3. Островский А., Соловьев С., Шокин В. Сольфеджио. Вып. 2. - М., 1983.

4. Качалина Н. Сольфеджио. Двухголосие и трехголосие. Вып. 2. - М., 1982.

3.Гармония

1. Алексеев Б. Задачи по гармонии. - М.: Музыка, 1976.

2. Берков В., Степанов А. Задачи по гармонии. - М.: Музыка, 1973.

3. Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Ученик гармонии. - М.: Музыка, 14.

4. Максимов С. Упражнения по гармонии на фортепиано. - М.: Музыка, 1977.

5. Мутли А. Сборник задач по гармонии. - М.: Музыка, 1979.

6. Тюлин Ю.., Привано Н. Теоретические основы гармонии: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Музыка, 1965.

7. Холопов Ю. Гармония. Теоретический курс. - М.: Музыка, 1988.

8. Холопов Ю. Очерки современной гармонии. - М.: Музыка, 1974.

б) дополнительная литература

Культуры и искусств»

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

___________________________

«____»_______________201__год

Факультет культурологии

Кафедра народного художественного творчества

Вопросы для итогового контроля успеваемости (зачета)

« Музыкальное воспитание»

для направления подготовки

65 Актерское искусство

Квалификация (степень) выпускника

специалист

Примерные вопросы к зачету

1.Музыкальный звук.

2.Нотное письмо.

3.Ритм и метр.

4.Интервалы.

5.Лад и тональность.

6.Система основных тональных функций.

7.Мелодия.

8.Типы и виды аккордов.

9.Виды фактуры.

10.Виды голосоведения

11.Фактурные функции голосов.

12.Хроматизм и альтерация.

13.Энгармонизм.

14.Место гармонии в системе средств музыкальной выразительности.

15.Модуляция.

Санкт-Петербург

Культуры и искусств»

Факультет культурологии

Кафедра народного художественного творчества

Учебно-методический комплекс по дисциплине

Музыкальное воспитание

ФГОС ВПО:  
Дата утверждения, № приказа 24 декабря 2010г. №2058
Направление (шифри название) 070301 Актерское искусство
Квалификация (степень) (бакалавр, магистр) специалист
ООП ВПО (учебный план):  
№ приказа, дата утверждения  
Профиль(специализация) Артист драматического театра и кино
Индекс дисциплины по учебному плану ООП С 3.1.4
Трудоемкость дисциплины
Семестр и количество недель в семестре Всего: 1 сем. 2 сем. 3 сем. 4 сем. 5 сем. 6 сем. 7 сем. 8 сем.
Зачетных единиц          
Академических часов          
Аудиторная работа:          
Самостоятельная работа:          
Формы итогового контроля:   зачет зачет Зачет          
                     

Санкт-Петербург

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «14» февраля 2012г.,

протокол №6.

Одобрено на заседании учебно-методического совета СПбГУКИ «24» февраля 2012г.,

протокол №_.

Учебно-методический комплекс подготовил: кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры народного художественного творчества И.П.Кокурина.

Рецензенты: кандидат искусствоведения, доцент В.Е.Щербакова, старший преподаватель кафедры народного художественного творчества Л.В.Стешакова.

Рабочая программа дисциплины « Музыкальное воспитание », ее учебно-методическое, материально-техническое обеспечение (содержание дисциплины по темам, практикум, список рекомендуемой литературы, вопросы к зачету и др.), а также программы практик составлены в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра (магистра) по циклу «Профессиональный цикл » (Базовая часть) Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению,

специализации Актерское искусство « Артист драматического театра и кино».

Аннотация содержания дисциплины: курс «Музыкальное воспитание» является составной частью в общей подготовке актера. Процесс работы над сценическим произведением ставит вопрос об элементах языка, посредством которого режиссер ,музыкальный руководитель проекта обмениваются с актерами информацией о музыкальном компоненте сценической деятельности. Профессиональному актеру необходимо умение сознательной самоинтеграции в комплексный мир сценического произведения, немаловажным компонентом которого является музыка в спектакле. В содержании курса центральными являются проблемы средств музыкальной выразительности, особенности мелодии, гармонии, метра и ритма; вопросы содержания и формы музыкальных произведений.

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет

Культуры и искусств»

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

___________________________

«____»_______________201__год

Факультет культурологии

Кафедра народного художественного творчества

Рабочая программа дисциплины

« Музыкальное воспитание »

( наименование дисциплины)

для направления подготовки

070301 Актерское искусство

(указывается код и наименование направления (ий) подготовки)

Квалификация (степень) выпускника

специалист

(указывается квалификация (степень) выпускника в соответствии с ФГОС)

Санкт-Петербург

1. Цели и задачи учебной дисциплины

Целями освоения учебной дисциплины « Музыкальное воспитание» являются:

воспитание сознательного отношения актера к музыкальному компоненту спектакля; координация практической деятельности студента в процессе творческой работы.

Задачами освоения учебной дисциплины являются: а) усвоение базовых знаний в области элементарной теории музыки, сольфеджио , гармонии; б)получение навыков по практическому применению этих знаний в процессе создания спектакля; в) развитие музыкального слуха и музыкальной памяти, как средств познания и хранения звуковой информации.

2. Место учебной дисциплины в структуре ООП

2.1.Учебная дисциплина относится к профессиональному учебному циклу , базовой части учебного цикла.

2.2. Приступая к изучению учебной дисциплины, студент должен:

Знать: основы музыкальной грамоты;

Уметь: ориентироваться в названии и местоположении нотных знаков на клавиатуре фортепиано и на печатном нотном стане; интонировать простые мелодии в небольшом диапазоне (до чистой квинты).

Владеть следующими компетенциями: навыками определения на слух элементарных звуковысотных соотношений; навыками интонирования знакомых мелодий и элементарными метро-ритмическими навыками.

2.3. Данная учебная дисциплина обеспечивает изучение студентами следующих дисциплин _

(Данная учебная дисциплина является предшествующей для следующих дисциплин) Сценическая речь;

Актерское мастерство;

Постановка голоса.

2.4. Дана учебная дисциплина логически и содержательно-методически связана с дисциплинами:

1. Сценическая речь в части: Сольфеджио (раздел: звуковысотная организация)

2. Актерское мастерство в части: Теория музыки(раздел: работа над вокальным произведением).

3.Актерское мастерство в части:Сольфеджио (раздел:метро-ритмическая организация.

3. Требованияк результатам освоения учебной дисциплины

Процесс изучения учебной дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: умения органично включать все возможности речи ,ее дикционной ,интонационно-мелодической и орфоэпической культуры способностью вести роль в едином темпо-ритмическом, интонационно-мелодическом и жанрово-стилистическом ансамбле с другими исполнителями(ПК-16); владения основами музыкальной грамоты ,пения, способностью находить оптимальные варианты ансамблей, строить аккорды в многоголосном пени; находить подголоски многоголосного пения (ПК-19).

В результате освоения учебной дисциплины студентдолжен:

Знать : общие основы музыкальной грамоты ,сольфеджио и гармонии;

Уметь применять условный музыкальный язык для организации персонального сценического пространства и времени в соответствии с указаниями режиссера (музыкального руководителя); разучить по нотам песенный материал к спектаклю под руководством музыканта специалиста; использовать навыки ансамблевого пения, строить аккорды в многоголосном пении, находить подголоски многоголосного пения; проявлять творческую инициативу во время работы над партией в музыкальном спектакле, вокальным номером.

Владеть: способностью создавать яркую речевую характеристику персонажа, вести роль в едином темпо-ритмическом, интонационно-мелодическом и жанрово-стилистическом ансамбле с другими исполнителями.

4. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.

Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 3 зачетных единицы 108академических часов.

Учебно-тематический план дисциплины

№ п/п Наименование раздела (темы) Всего ак. час./ зач. ед. № семестра В том числе,ак. час./ зач. ед. Формы контроля
Аудиторные занятия Самост. работа
Лекции Семинары Практ. зан. Малогруп.зан. Инд. зан.
1. Теория музыки 36 1       зачет
2. Сольфеджио 36 1       зачет
3. Основы гармонии 36 1       зачет
  Итого: 108 3                
  Итоговый контроль: Зачет                

)

5. Содержание учебной дисциплины

5.1.Наименование и содержание разделов учебной дисциплины Модуль 1. Теория музыки.

Тема 1. Введение. Музыка как вид искусства

Музыка как временной вид искусства. Содержание и фора в музыке. Общее понятие о музыкальной драматургии. Образы и образные сферы как составные части драматургии. Характеристики действующих лиц. Этапы развития драматурги в произведении. Типы драматургии.

Музыка - составная часть театрального спектакля. Характер взаимодействия музыки с другими компонентами спектакля. Временные и пространственные аспекты музыки в контексте спектакля.

Средства выразительности музыки.

Тема 2. Музыкальный звук

Звук как явление и ощущение. Колебание тела в среде - физическая основа звука. Музыкальные тоны и шумы.

Свойства музыкального звука: высота, громкость, длительность, тембр. Натуральный звукоряд и современная музыкальная система. Названия основных ступеней и октав музыкальной системы.

Музыкальный строй. Темперированный строй. Полутон и тон. Производные ступени и их названия. Энгармонизм звуков.

Тема 3. Нотное письмо

Нота. Длительности и их обозначения (начертания). Нотный стан. Знаки альтерации. Ключи. Знаки альтерации. Дополнительные знаки к нотам, увеличивающие длительность звуков. Паузы.

Запись двухголосия, ансамблевой музыки. Знаки сокращения нотного письма.

Практическая часть. Скоростное определение высот звуков по нотам. Ритмическое чтение по нотам. Двигательно-моторные упражнения на заданный ритм.

Тема 4. Ритм и метр

Ритм в широком и узком смыслах слова. Основное и произвольное деление длительностей. Ритмические рисунки. Основные принципы ритмического чтения.

Метр. Пульсация долей и их группировка по силе как основы метра. Размер. Такт. Классификация размеров. Группировка длительностей в тактах простых и сложных размеров. Смешанные размеры. Переменные размеры. Синкопа.

Группировка длительностей в вокальной музыке.

Темп. Медленные, умеренные и быстрые темпы. Обозначения отклонения от темпа. Условные и метрономические обозначения темпа.

Дирижирование как комплексная деятельность по организации совместного исполнения. Выражение метра в дирижерской сетке. Ауфтакт. Выразительный характер дирижерского жеста.

Практическая часть. Работа над упражнениями по тренировке ощущения внутренней метрической пульсации. Исполнение студентами вокальных произведения под дирижирование преподавателя. Дирижирование под музыку.

Тема 5. Интервалы

Интервал - одновременное или последовательное сочетание двух звуков. Мелодические и гармонические интервалы. Основание и вершина интервалов. Количественная и качественная стороны интервалов. Диатонические интервалы. Хроматические интервалы. Обращение интервалов. Составные интервалы. Консонирующие и диссонирующие интервалы.

Практическая часть. Определение интервалов на слух и пение их.

Наши рекомендации