Критерии оценки знаний, применяемые к устным ответам
· глубина, полнота знаний;
· аргументированность;
· логика изложения материала;
· умение анализировать, обобщать, размышлять, делать выводы, определять перспективы, находить верные решения психолого-педагогических проблем.
В конце 2 го семестра проводится зачет по музыкальной психологии включающий:
· письменную контрольную работу на знание………………
· ответы на вопросы по темам курса.
Теоретические вопросы к зачету по курсу
«Музыкальная психология»:
Ответить на теоретический вопрос по курсу.
· Психологические особенности музыкальной деятельности.
· Художественная деятельность.
· Музыкальная деятельность.
· Музыкальные способности в структуре пригодности к различным видам музыкальной деятельности.
· Музыкально-слуховая деятельность.
· Восприятие музыки как процесс.
· Восприятие музыки и музыкальное переживание.
· Ощущение музыкального звука.
· Восприятие мелодии и гармонии.
· Восприятие времени в музыке.
· Психологические свойства восприятия музыки.
· Адекватность восприятия музыки.
· Психологические механизмы музыкального переживания.
· Композиторское творчество.
· Социальная обусловленность композиторского творчества.
· Стадиальность творческого процесса композитора.
· Мышление и воображение в композиторском творчестве.
· Переживания и творческие состояния в деятельности композитора.
· Творческое вдохновение.
· Сознательное и неосознанное в творческой деятельности композитора.
· Музыкально-исполнительская деятельность.
· Относительная самостоятельность творческой деятельности исполнителя.
· Психологические особенности работы музыканта-исполнителя.
· Социально-психологические особенности музыкального соревнования.
· Психологические основы музыкального обучения.
· Личные детерминанты учения.
· Гностическая деятельность ученика и организация заучивания.
· Психологическая характеристика методов обучения.
В конце 3-го семестра проводится экзамен, включающий ответы на вопросы по билетам и защиту курсовой работы.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ.
Предмет и задачи музыкальной педагогики
Музыкальная педагогика как наука и искусство
Методы научно-педагогических исследований в музыкальном образовании
Сущность и содержание музыкального развития личности
Цели и задачи общего и профессионального музыкального образования
Формирование музыкального вкуса личности учащегося: теория, методика
Развитие музыкальных способностей личности в процессе обучения
Духовное развитие личности средствами музыки
Роль музыки в нравственном становлении личности
Музыка как средство эстетического воспитания
Методы музыкального обучения и искусство их применения в музыкальной деятельности
Содержание музыкального обучения, принципы подбора музыкального репертуара
Методы музыкального обучения и особенности их применения в учебной деятельности
Специфика индивидуального обучения музыке: личностно-ориентированные технологии
Основы педагогического мастерства учителя музыки
Артистизм педагога-музыканта
Общетеоретические основы общения педагога и обучающихся музыке
Синтез западноевропейских и русских традиций в музыкальном образовании XIX – XX вв.
Традиционное и инновационное в организации современного музыкального образования в России.
Современные проблемы становления музыкального образования
Предмет и задачи музыкальной психологии.
Особенности становления музыкальной психологии в России: выдающиеся представители.
Особенности становления музыкальной психологии за рубежом: России: выдающиеся представители.
Становление и развитие музыкальных способностей.
Музыкально-слуховая деятельность .
Восприятие музыки как процесс.
Восприятие времени в музыке.
Восприятие музыки и музыкальное переживание.
Психологические свойства восприятия музыки.
Мышление и воображение в композиторском творчестве.
Переживания и творческие состояния в деятельности композитора.
Социальная обусловленность композиторского творчества.
Творческое вдохновение.
Психологические особенности работы музыканта-исполнителя.
Относительная самостоятельность творческой деятельности исполнителя.
Социально-психологические особенности музыкального соревнования.
Психологические основы музыкального обучения.
Гностическая деятельность ученика и организация заучивания.
Психологическая характеристика методов обучения.
Психологические особенности музыкальной деятельности.
Темы курсовых работ:
Философы античности о мусическом воспитании личности.
Пифагор о музыкальном развитии личности
Особенности и содержание учебно-воспитательного процесса в мусических школах античности
Философы античности о мусическом воспитании
Становление и развитие музыкальной школы в средние века в Западной Европе
Становление европейского классического музыкального обучения.
Становление классической школы в Западной Европе: содержание обучения
Выдающиеся представители классической школы в Западной Европе. (по выбору).
Становление школы романтизма в Западной Европе
Выдающиеся представители школ Романтизма. (по выбору)
Особенности развития школы импрессионизма в Западной Европе
Обычаи, обряды, традиции в музыкальном воспитании Древней Руси.
Древнерусские музыкальные памятники и их социальное значение.
Песня как средство музыкального воспитания Древней Руси
Становление и развитие церковно-певческой школы в Древней Руси
Музыкальное воспитание личности в эпоху Петра I
Первые профессиональные музыкальные системы обучения.
Становление и развитие органной школы в России
Развитие скрипичной(вокальной, инструментальной) школы в России
Первые консерватории в России: история развития, выдающиеся педагоги и особенности воспитания
Музыкальные способности в структуре музыкальной деятельности.
Ощущение музыкального звука.
Особенности Восприятие мелодии и гармонии.
Адекватность восприятия музыки.
Психологические механизмы музыкального переживания.
Композиторское творчество.
Стадиальность творческого процесса композитора.
Музыкально-исполнительская деятельность: выдающиеся представители.
ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ
Структура работы
Введение (1,5 – 2 с.).
Теоретическая часть (около 40%).
Практическая часть (около 40%).
Заключение (2–3 с.).
Список литературы (около 10 наименований).
Приложения.
Оформление работы
Объем работы (22–25 страниц) зависит от широты темы, эрудиции студента и его желания качественно выполнить задание. Особое внимание следует обратить на изложение материала, стиль которого должен быть строгим, доказательным, без лишней эмоциональности, содержать в себе анализ проблемы, видение и ее решение другими учёными, свой взгляд на эту проблему, обоснованные суждения и выводы. Важно избегать традиционной описательности. Особое внимание следует обратить на цитаты, которые не должны быть слишком большими (пол-листа). Необходимо указывать в тексте, откуда данная цитата, кто её автор, из какой она книги, номера страниц. Работа предоставляется в рукописном или печатном виде в трех экземплярах.