Раздел 1. Психологические особенности музыкальной деятельности.
Тема 1. Проблема деятельности в российской психологической науке. Структура деятельности, механизмы. Виды деятельности. Переживание как целенаправленная деятельность. Сознание человека как неразрывное единство и взаимопроникновение знания и переживания. Гипотеза об уровневой природе установки. Духовно-практическая и духовно-теоретическая деятельность. Виды духовно-теоретической деятельности: научная, идеологическая, художественная.
Тема 2. Художественная деятельность.
Три вида художественной деятельности – создание, исполнение, восприятие художественного произведения. Взаимодействие субъектно-личного с объективным и вариативно-интерпретационным, содержащимся в художественном произведении и его трактовке.
Тема 3. Музыкальная деятельность.
Необычность, уникальность, высокая степень обобщенности музыкального языка. Многообразие форм музыкальной деятельности: слушательская, исполнительская, режиссерская, дирижерская, композиторская. Музыкальное переживание.
Тема 4. Музыкальные способности в структуре способности к различным видам музыкальной деятельности.
Способности, входящие в «ядро» музыкальности. Структура музыкальности и музыкальной одаренности. Способности и задатки. Классификация способностей, необходимых для музыкальной деятельности: по функциональным системам (сенсорные, перцептивные, мнемические, имажитивные, коммуникативные), по виду деятельности (творческие, научные, исполнительские). Звуковысотный и тембровый слух. Специфика и содержание музыкальных способностей по Б.М.Теплову (ладовое чувство, внутренний слух, музыкально-слуховые представления, музыкально-ритмическое чувство, музыкальность). Музыкальное воображение и творческое мышление. Психологические механизмы различных форм музыкальной деятельности.
Раздел 2. Музыкально-слуховая деятельность.
Тема 5. Восприятие музыки как процесс.
Понятие о восприятии музыки. Осуществление музыкально-слуховой деятельности на перцептивном (связанном с восприятием музыки) и апперцептивном (связанном с ее представлением) уровнях. Процессуальность, стадиальности музыкального восприятия. Роль установки в восприятии музыки.
Тема семинара: Восприятие музыки как процесс.
Вопросы к семинару:
1.Осуществление музыкально-слуховой деятельности на перцептивном (связанном с восприятием музыки) и апперцептивном (связанном с ее представлением) уровнях.
2. Процессуальность, стадиальности музыкального восприятия.
3.Роль установки в восприятии музыки.
4. Иллюзии и ошибки восприятия.
Тема 6. Восприятие музыки и музыкальное переживание.
Психологические механизмы музыкального переживания. Система художественно-эстетической мотивации. Личностные факторы восприятия. Функциональные, мотивационные, операционные механизмы музыкального переживания. Система художественно-эстетической мотивации.
Тема 7. Ощущение музыкального звука.
Ощущение и восприятие как процессы музыкального восприятия. Тембр, высота, громкость как качества звука. Слуховые ощущения.
Тема 8. Восприятие мелодии и гармонии.
Ладовое чувство, как основа восприятия мелодии. Ощущение музыкальной высоты, переживание звуковысотного движения. Психологическая природа мелодичного слуха. Образно-эмоциональная стимуляция слуховых впечатлений.
Тема семинара: Восприятие мелодии и гармонии.
Вопросы к семинару:
1.Ладовое чувство, как основа восприятия мелодии.
2.Ощущение музыкальной высоты, переживание звуковысотного движения.
3.Психологическая природа мелодичного слуха.
4.Образно-эмоциональная стимуляция слуховых впечатлений.
Тема 9. Восприятие времени в музыке.
Закономерности восприятия музыкального времени. Эмоциональная выразительность временного хода музыкального движения. Адекватность ритмического восприятия.
Тема 10. Психологические свойства восприятия музыки.
Избирательность и предметность. Целостность образа и музыкальный логос. Константность в восприятии музыки.
Тема 11. Адекватность восприятия музыки.
Сложность музыкального языка. Влияние особенностей интерпретации на адекватность восприятия музыки. Роль эмоциональной экспрессии.