В Италии непрерывное развитие оперы длилось несколько веков.

Россини, Делини, Ронисети, пучини, маскани рубеж 19-20 веков

Опера серрия и опера буффа (серьезная и комическая)

В 40 годах в Италии появляется личность Джузеппе Верди, значительно обновлен оперу.

В операх Верди в качестве главных действующих лиц появляются обычные люди, и с физическими недостатками и куртизанки.

Певцы становятся актерами разыгрывают сценические ситуации , которые с ними разучивается сам Верди.

Его опера приближаете к реализму. От пафоса к песням и танцевальности.

Верди неоднократно демонстрирует желание воссоздать в опере человеческую драму.

Его оперы "Травиата""луиза миллер" риголетта" " трубадур" были встречены резко негативно.

В 70 годы Верди стремится создавать оперы по заказу в более традиционных формах, зрелищно.

Для России "силы судьбы"

Для египетского театра "Аида"

Сицилийская "вечерня"

После в традиционное русло, но его язык остается более понятным песенно-танцевальным

Опера во Франции - продолжает традиции Жана-Батиста Люлли. И отражает историю Франции.

Во Франции сложился жанр большой романтический оперы под названием гранд-опера. по названию театра на елисейских полях.

В традиционно-романтический опере много показного, зрелищного, театрального. Множество действующих лиц и переплетение линий.

Сюжеты французских опер исторические. Композиторы про странно обрисовывали сценические ситуации, однако не пытались приблизить к исторической реальности.

В опере было пять больших действий автором либретто для большинства был Скрибб. И обязательно был балет.

Дивертисмент танца (сюита) последовательность танцев не связанная сюжетом, но обладающая живописностью

Джакомо Мейербер автор гранд-опера. Обер писал в этом жанре.

Опера началась в 20х просуществовала до 40 х

Позднее композиторы разных национальностей создавали оперы в этом жанре на заказ, для торжественных церемоний.

Дальнейший путь развития французской оперы привел к созданию полуразвлекательной оперы

Бизе - кармен

В дальнейшем жанр превратился в мюзикл.

Другим направлением стала лирическая опера. Гуно, Масне, Делиб, Тома и другие.

Немецкая опера

Ведер и Вагнер

Первым автором немецкой романтической оперы является Гофман "ундина" 1816 год.

В немецкой оперы преобладало две разновидности спектакля - зингшпиль - вместо речитативов диалоги. И немецкая бытовая романтическая опера.

Первым композитором, который ввел речитатив вместо диалога стал Вебер "Эвриата" 1823

В операх Вебера устанавливаются типичные образные сферы характерные для немецкого романтизма

Лесная фантастика

Пасторальные наигрыши

Образы эдьфоф и других добрых волшебных существ. Используются струнные духовые воздушная прозрачная музыка

Другая сфера демоническая злая фантастика.

В дальнейшем эти сферы станут основой для создания оперы Вагнера.

Впервые они воплощены в оперы "волшебный стрелок "

Осуществил декларированную оперную

развитие оперы изложены в его статьях:

Взгляд в будущее

Письмо к друзьям

Паломничество к Бетховену и др.

Вагнер во многом обращался к античности , видел в оперы главенствующую роль драмы , а не музыки. Поэтому свои оперы назвал драмами. Вагнер считал , что идеальным источником является миф ибо в каждом мифе художник может найти актуальной для сегодня.

"Лоэнгрин" "Тангейзер" тетралогия "кольцо нибелунгов"

Последняя опера история "Тристан и Изольда"

Вагнер во всех своих операх обращается к теме любви, которая модифицируется от источников вдохновения до всепоглощающей страсти, тема самоотречения, жертвенности так характерная для романтизма полностью воплощена им.

Певец не важен, важен оркестр.

Поэтому его музыкальный язык сложный, голос тонет в оркестре.

Музыкальный язык настолько вязок, что наше сознание ни за что не цепляется. Вагнер разрушает номерной принцип выдвигает сквозное развитие , одно за одним, вместо номеров и актов у него явления и сцены , аналог структуры драмы в театре.

Вместо увертюр небольшие вступления. Музыкальное строение опер Вагнера состоит насквозь из множества лейтмотивов. Он отражает состояние героя, персонифицирует образ героя.

В целом опера получается огромной, слушаешь тонет , четвертой состав оркестра.

Для реализации Вагнеровских идей был создан специальный театр в Байронте по особой конструкции. Напоминал орхестру. ежегодно устраиваются вагнеровские фестивали

Между теоретическими высказывания ми Вагнера наблюдается много противоречий. Но его произведения значительно отличаются от написанного ранее.

Риголетта

Травиата

Рихард Вагнер представитель немецкой романтический оперы. Во много продолжал традиции Вебера. Вагнер осуществил оперную реформу, о чем писал в своих письмах и статьях. Идеи оперной реформы зафиксированы в статьях: "обращение к друзьям","паломничество к Бетховену" , "искусство в будущее".

Драма, а не музыка.

Суть реформы:

Роль драматурга

Сюжет - средневековый миф; в каждом мифе есть проблема актуальной современности.

Продвижение в качестве главных героев - сильных характером персонажей наделенных нечеловеческой силой(боги, существа фантастических произведений)

Преобладание симфонических партий над вокальными.

Симфонизация оперы.

Создание оркестровых эпизодов, настолько рельефно обрисовывавших сценическую ситуацию, что их исполняют впоследствии отдельно от оперы.

Использование ораторской пафосной речи, чередующейся с более закругленными мелодическими фрагментами. Монологи и диалоги взамен арий и дуэтов.

Лейтмотивная система как основа скрепляющая сквозное действие.

Вагнер значительно обновил гармонической язык и симфонический оркестр.

В своей предпоследней опере "Тристан и Изольда" практически довел оперу до оратории. (статуарна) минимализировал действие. Расширить тональности мажора и минора , расшатал тонику как устой, лишил аккорды функциональной связи, создал многоярусный вертикаль не по терцовому принципу.

После следовало создание новой альтернативной системы. Завел романтическую гармонию в тупик. продолжают искания Вагнера в области гармонии, либо переключаются вавангард(альтернативные способы).

Одним из вариантов создания альтернативы является творчество Шомберга (Вена)

Додекафонная или серийная система, при которой музыка строилась из 12 тонов.

Другой путь развития музыки представила французская группа шести(6) Пуленк, Мийе

Использовали в качестве музыки шумы города, привлекая музыку в урбанизм.

Мюзик-холл , цирк , гудки , выстрел и пр. (начало 20 века)

В оркестре Вагнер расширить состав до четверного, изобрел специальные медные инструменты - Вагнеровские трубы. Медные выступали у него носителем основного содержания, от этого пафос в его музыке.

Наши рекомендации