Музыкальная теори эпохи средневековья.
Появляется аннотация.
гексофорд шесть нот
Гвидо Аретинский - запись нот. ( до него немы ) четыре строки нотного стана, ключи, название нот до "ля", для записи нот использует мнемонический прием- первый слог строки гимна золотоуста. Гвидонова рука.
Ут ре ми фа соль ля
12-13 века. Рост строительства городов, появление университетов, расцвет литературы, подъем науки. В области музыки светское музыкально поэтическое искусство. Появляются музыканты- поэты, они преследовались церковью. Исполнили песни светского содержания, подыгрывая себе. Шпиль манны, жонглеры, менестрели - менее обученные бродячие музыканты. Во франции трубадуры и труверы. В Германии минизингеры.
Короли, беглые монахи , графы , герцоги - вокалисты.
Они подвергались критике.
В церковь допускались популярные музыканты. Литургический жанр - драма.
В этой культуре появляется первая ритмическая система - ритмические модусы.
6 схем укладываются в трехдольность.
В 12-13 века появляется многоголосье. Эпоха Нотр-Дам.
Музыкальные трактаты появляется в 11 веке говорят о двуголосье.
Главный голос, который ведет мелодию -принципалис.
Второй голос- органалис.
Развитие многоголосья связано с монахами Леонин и Перотин. Соотношение голосов 1/25.
Первая нотация записи нот с длительностью.
Самая длинная нота максима - квадрат в квадрате с ножкой вниз справа.
Лонга - квадрат с ножкой (половинная)
Бревис - квадрат (четверть)
Семибревис - ромбик (восьмая)
К 17веку ноты стали зачернять.
Возникают новые жанры церковной музыки:
Мотетмногоголосное вокальное произведение на Латинской текст.На основе григорианского хорала. Центральный жанр церковной музыки.
Кондукт ( одноголосная песня на Латинском языке)
Гогет ( икота. Означает имитацию одной и той же мелодии разными голосами)
История музыки в полсдеднюю треть 13 века принято называть arsAntique
Старое искусство потому что в начале 14 века появился трактат Филипа де Витри арснова. Arsnova.
Де Витри и Гие де Машо выступали за двухдольность, новые правила голооведения в многоголосье, разные тексты для разных голосов, за развитие светской вокальной музыки.
Машо стал автором первой авторской месы.
Эпоха возрождения
Плодотворная для искусства. Динамичная и противоречивая.
Шекспир, Микелянджело, Джоттто.
Открытие новых земель, наук, интелектуального начала, гуманизм церковь слабеет. Развивается светская музыкальная культура. Личностное субъект вне начало.
В музыке сильнее отказалась готическая линия. Связано с нидерландской полифонической школой развивается интеллектуальное начало. Музыкальные образы не обладают яркой характеристичностью и рельефностью. Полестрина и Ласло. В их творчестве полифония достигает высшего мастерства. Следом возможен был выход в другой стиль Гомофония.
Окегем Обрехт, ж.депре, г.Дюфаи, Жанекен. ( полифоническое песнопение)
Нидерланд. Школа основана на взаимовлияниях различных национальных европейских школ.
Эти композиторы пишут в жанрах мессы и матета. Совершенствуют полифоническую технику. Создают законы полифонии строго стиля.
Жоникен французский композитор прославился созданием полифонической песни:
Война, жаворонок, пение птиц, крики Парижа. Тяготеет к конкретному звукоизобразительному началу музыки - подражает натуральные звуки. Но продолжает полифонию.
В16 в италии появляются первые образцы печатных нот. Возникает полноценной культура высокого возрождения. Музыканты обучаются профессионально, специальные академии.
светские музыкальные итальянские жанры:
- Фроттола (Фроттолы отличались живостью ритма, сочинялись в трех- или четырехголосной фактуре, часто исполнялись певцом с инструментальным аккомпанементом. Фроттолы предназначались для карнавалов, городских празднеств, театральных представлений и исполнялись на улице, в домашней обстановке, а также при дворах. Тексты фротоллы – главным образом любовно-лирические, нередко с иронико-сатирическим оттенком. Авторы поэтических текстово ранних фроттол были одновременно композиторами и певцами.)
- Вилланела (й
- Новый жанр мадригал. Светско содержания, многоголосный, акапелла. Отошел от церковной культуры. Новое эмоциональное начало. хроматизмы. Обостренные экспрессивные звучания. Красивые интонации.
Итальянец Ландини.
Карло Джезуальдо.
Мадригал лидирующий жанр вокальной светской музыки.
У Ждезуальдо появляются терпкие острые диссонансы, септаккорды, уменьшонные созвучия, воплощает новую образность: скорбь, взволнованность, душевные терзания, экстаз, комические эпизоды, возникают мадригальные комедии.
+ Монтеверди
Возрождение в Германии.
Протестанский хорал - немецкий вариант григорианского хорала. Латынь за меняется на немецкий. Музыкальная интонация заимствуется из бытующих популярных песен.
Лютер сделал Протестанский хорал одним из популярных в Германии. Квадратная маршеобразная структура универсальная по содержанию.
Испания.
В самый разгар инквизиции римское папство борется за свое преимущество. Треденгский собор 15 лет.
Музыка особое нарекание. Фигуративная музыка. Много нот мало сути.
Полистрино месса папы Марчело. Полистано спаситель)))
Католическая музыка в его исполнении достигает высот. Совершенство и плавность мелодии. Раскрепощение голосов.
Аландо Лассо тяготел к разной стилистической музыки. всех народов. Свой оригинальный стиль: отказывается от полифонии следит за гармонической вертикалью, тяготеет к мажоро-минорным закономерностям. Он первым создает жанр страстей Пасион. В основе этого жанра лежит музыкальное прочтение Евангилие. (4). напоминают матет. Габриэли дядя и его племянник. Органисты. Джованни и Андре. Писали все +духовые ансамбли.
Лассо хоровые псалмы на светский манер и отказывался от полифонии.
Шансон лидер
Чехия.
Реформа хорала связана с именем Яна Гуса гуситский гимн.
Англия.
Преобладают псалмы- хоралы на английском языке. Жанр маски - королевский притворный спектакль с переодеванием.
Инструментальная музыка.
Органная музыка. Громосский инструмент.
В хоре и в быту.
Во Франции обмерщается.
Появились партитуры вокальных голосов.
Органисты такты
Запись баса (бас континуум )
По вертикали -цифры ( но они удорожали печать, от них отказались)
Партитура появилась в середине XVI века в Италии. Изначально многоголосные сочинения записывались и (с XVI века) издавались только в виде набора отдельных голосов (поголосников
). Со временем партитура стала основной формой записи таких сочинений.Начиная с XIX века для исполнения издаются как партии отдельных исполнителей, так и партитура (оркестровая, хоровая, ансамблевая).
Примерно со второй половины 16 века инструментальная музыка начинает обретать свою самостоятельность. Развивается по линии сопровождения к танцу.
Позже появляются первые печатные сборники: " новая музыка для пения и игры на органе и других инструментов, сочиненная различными превосходнейшими музыкантами".
Два основных инструмента - лютня и орган.
Лютня в быту.
Орган постепенно уменьшался в размерах. Совершенствовался в технике игры.
Специальные произведения для исполнения в быту. Такаты, фантазии, консоны, ричеркар.
Много литературы для органа. джузеппе царлино.
Появляется партитура для органа.
Зарождение клавира.
Теория возрождения.
Царлино объяснил закономерности мажоро-минорные системы и практику ее использования в эпохе.
Чередование мажорной и минорной терции -весело и грустно. Изменение Лада.
Переход происходил постепенно и вызывал сложности у многих композиторов.
Полифоническая музыка длительное время продолжала создаваться по полифоническим законам.
Тоники.
Культура 17 века
Этот век именуется эпохой барокко.
Венцом эпохи является творчество Баха и Генделя. Стиль эпохи барокко это активность , действенность , контрастность, динамизм, взволнованность, экспрессивность.
Наиболее характерно продление эпохи барокко в Италии и Германии во Франции эпоха барокко практически несуществовала , вместо нее складывается классицизм с элементами рококо.
Еще складываются новые самостоятельные музыкальные жанры и формы -
- Опера
- Оратория
- Контакта
- Фуга
- Сюита
- Концерт (сольный, ансамблевый)
С точки зрения стиля происходит взаимодействие традиции полифонии и зарождающией гомофонии. В полифонии линия, а в гомофонии вертикаль.
Начинается с решительного эстетического перелома , провозглашение новой эмоциональности в музыки. В центре человек с его эмоциями и внутренним миром. В 17 веке становятся характерными национальные особенности разных стран.
Италия - развиваются крупные синтетические жанры - оперы , оратории , контаты.
Франция - эпоху классического абсолютизма преобладает интерес к малым формам. Инструментальные миниатюры и только Ж-Б. Люлли пишет оперы.
Германия - последствия тридцатилетней войны , экономический упадок, музыкальное развитие в жанрах органной и клависинной музыки, духовной песни. Шюц - основ опорожнил классических страстей (пассионов).
Англия - Пуританское религиозное движение. Преобладают песни и хоровая музыка.
Физика, астрономия, философия, математика. Лейбниц, Эйнштейн,
Музыка -как самостоятельное творческое направление.
Разрыв с представления ми эпохи средневековья - центр человек, а внутренний мир загадка. Эта эпоха переход от ранних представлениях музыки к эпохе просвещения -к эпохи классицизма.
Опера и оратория в Италии.
Ведущая роль в развитии музыкального искусства.
Во Флоренции в творческом содружестве "Флорентийская камерата" появляются первые оперы. По идеи создателей опера должна была воплощает новый стиль, резко отличающийся от того , что было раньше - монодие с сопровождением. Истоки оперы ее создатели видели в античной трагедии и. Идеях в эпоху возрождения (гуманизм).
На создание оперы вдохновило также литургическая драма и пышные музыкальные интермедии, которые ставились в антрактах драматический приводных спектаклях.
На первых порах опера фавула ин мьюзик или драмма пер мюзика. Главная роль не музыканта а поэта. Создателя текста ребрето. До реформы Глюка это было традицией.
Опера соединяла в себе театр драму и музыку.
Оперы писались на античные сюжеты. Однако, вопреки мифам заканчивались счастливой развязкой. Среди самых популярных были Орфей, Дафна.
20-30 годы 17 века опера развивалась в каждой из областей Рима по своему.