Музыкальная теори эпохи средневековья.

Появляется аннотация.

гексофорд шесть нот

Гвидо Аретинский - запись нот. ( до него немы ) четыре строки нотного стана, ключи, название нот до "ля", для записи нот использует мнемонический прием- первый слог строки гимна золотоуста. Гвидонова рука.

Ут ре ми фа соль ля

12-13 века. Рост строительства городов, появление университетов, расцвет литературы, подъем науки. В области музыки светское музыкально поэтическое искусство. Появляются музыканты- поэты, они преследовались церковью. Исполнили песни светского содержания, подыгрывая себе. Шпиль манны, жонглеры, менестрели - менее обученные бродячие музыканты. Во франции трубадуры и труверы. В Германии минизингеры.

Короли, беглые монахи , графы , герцоги - вокалисты.

Они подвергались критике.

В церковь допускались популярные музыканты. Литургический жанр - драма.

В этой культуре появляется первая ритмическая система - ритмические модусы.

6 схем укладываются в трехдольность.

В 12-13 века появляется многоголосье. Эпоха Нотр-Дам.

Музыкальные трактаты появляется в 11 веке говорят о двуголосье.

Главный голос, который ведет мелодию -принципалис.

Второй голос- органалис.

Развитие многоголосья связано с монахами Леонин и Перотин. Соотношение голосов 1/25.

Первая нотация записи нот с длительностью.

Самая длинная нота максима - квадрат в квадрате с ножкой вниз справа.

Лонга - квадрат с ножкой (половинная)

Бревис - квадрат (четверть)

Семибревис - ромбик (восьмая)

К 17веку ноты стали зачернять.

Возникают новые жанры церковной музыки:

Мотетмногоголосное вокальное произведение на Латинской текст.На основе григорианского хорала. Центральный жанр церковной музыки.

Кондукт ( одноголосная песня на Латинском языке)

Гогет ( икота. Означает имитацию одной и той же мелодии разными голосами)

История музыки в полсдеднюю треть 13 века принято называть arsAntique

Старое искусство потому что в начале 14 века появился трактат Филипа де Витри арснова. Arsnova.

Де Витри и Гие де Машо выступали за двухдольность, новые правила голооведения в многоголосье, разные тексты для разных голосов, за развитие светской вокальной музыки.

Машо стал автором первой авторской месы.

Эпоха возрождения

Плодотворная для искусства. Динамичная и противоречивая.

Шекспир, Микелянджело, Джоттто.

Открытие новых земель, наук, интелектуального начала, гуманизм церковь слабеет. Развивается светская музыкальная культура. Личностное субъект вне начало.

В музыке сильнее отказалась готическая линия. Связано с нидерландской полифонической школой развивается интеллектуальное начало. Музыкальные образы не обладают яркой характеристичностью и рельефностью. Полестрина и Ласло. В их творчестве полифония достигает высшего мастерства. Следом возможен был выход в другой стиль Гомофония.

Окегем Обрехт, ж.депре, г.Дюфаи, Жанекен. ( полифоническое песнопение)

Нидерланд. Школа основана на взаимовлияниях различных национальных европейских школ.

Эти композиторы пишут в жанрах мессы и матета. Совершенствуют полифоническую технику. Создают законы полифонии строго стиля.

Жоникен французский композитор прославился созданием полифонической песни:

Война, жаворонок, пение птиц, крики Парижа. Тяготеет к конкретному звукоизобразительному началу музыки - подражает натуральные звуки. Но продолжает полифонию.

В16 в италии появляются первые образцы печатных нот. Возникает полноценной культура высокого возрождения. Музыканты обучаются профессионально, специальные академии.

светские музыкальные итальянские жанры:

  • Фроттола (Фроттолы отличались живостью ритма, сочинялись в трех- или четырехголосной фактуре, часто исполнялись певцом с инструментальным аккомпанементом. Фроттолы предназначались для карнавалов, городских празднеств, театральных представлений и исполнялись на улице, в домашней обстановке, а также при дворах. Тексты фротоллы – главным образом любовно-лирические, нередко с иронико-сатирическим оттенком. Авторы поэтических текстово ранних фроттол были одновременно композиторами и певцами.)
  • Вилланела (й
  • Новый жанр мадригал. Светско содержания, многоголосный, акапелла. Отошел от церковной культуры. Новое эмоциональное начало. хроматизмы. Обостренные экспрессивные звучания. Красивые интонации.

Итальянец Ландини.

Карло Джезуальдо.

Мадригал лидирующий жанр вокальной светской музыки.

У Ждезуальдо появляются терпкие острые диссонансы, септаккорды, уменьшонные созвучия, воплощает новую образность: скорбь, взволнованность, душевные терзания, экстаз, комические эпизоды, возникают мадригальные комедии.

+ Монтеверди

Возрождение в Германии.

Протестанский хорал - немецкий вариант григорианского хорала. Латынь за меняется на немецкий. Музыкальная интонация заимствуется из бытующих популярных песен.

Лютер сделал Протестанский хорал одним из популярных в Германии. Квадратная маршеобразная структура универсальная по содержанию.

Испания.

В самый разгар инквизиции римское папство борется за свое преимущество. Треденгский собор 15 лет.

Музыка особое нарекание. Фигуративная музыка. Много нот мало сути.

Полистрино месса папы Марчело. Полистано спаситель)))

Католическая музыка в его исполнении достигает высот. Совершенство и плавность мелодии. Раскрепощение голосов.

Аландо Лассо тяготел к разной стилистической музыки. всех народов. Свой оригинальный стиль: отказывается от полифонии следит за гармонической вертикалью, тяготеет к мажоро-минорным закономерностям. Он первым создает жанр страстей Пасион. В основе этого жанра лежит музыкальное прочтение Евангилие. (4). напоминают матет. Габриэли дядя и его племянник. Органисты. Джованни и Андре. Писали все +духовые ансамбли.

Лассо хоровые псалмы на светский манер и отказывался от полифонии.

Шансон лидер

Чехия.

Реформа хорала связана с именем Яна Гуса гуситский гимн.

Англия.

Преобладают псалмы- хоралы на английском языке. Жанр маски - королевский притворный спектакль с переодеванием.

Инструментальная музыка.

Органная музыка. Громосский инструмент.

В хоре и в быту.

Во Франции обмерщается.

Появились партитуры вокальных голосов.

Органисты такты

Запись баса (бас континуум )

По вертикали -цифры ( но они удорожали печать, от них отказались)

Партитура появилась в середине XVI века в Италии. Изначально многоголосные сочинения записывались и (с XVI века) издавались только в виде набора отдельных голосов (поголосников

). Со временем партитура стала основной формой записи таких сочинений.

Начиная с XIX века для исполнения издаются как партии отдельных исполнителей, так и партитура (оркестровая, хоровая, ансамблевая).

Примерно со второй половины 16 века инструментальная музыка начинает обретать свою самостоятельность. Развивается по линии сопровождения к танцу.

Позже появляются первые печатные сборники: " новая музыка для пения и игры на органе и других инструментов, сочиненная различными превосходнейшими музыкантами".

Два основных инструмента - лютня и орган.

Лютня в быту.

Орган постепенно уменьшался в размерах. Совершенствовался в технике игры.

Специальные произведения для исполнения в быту. Такаты, фантазии, консоны, ричеркар.

Много литературы для органа. джузеппе царлино.

Появляется партитура для органа.

Зарождение клавира.

Теория возрождения.

Царлино объяснил закономерности мажоро-минорные системы и практику ее использования в эпохе.

Чередование мажорной и минорной терции -весело и грустно. Изменение Лада.

Переход происходил постепенно и вызывал сложности у многих композиторов.

Полифоническая музыка длительное время продолжала создаваться по полифоническим законам.

Тоники.

Культура 17 века

Этот век именуется эпохой барокко.

Венцом эпохи является творчество Баха и Генделя. Стиль эпохи барокко это активность , действенность , контрастность, динамизм, взволнованность, экспрессивность.

Наиболее характерно продление эпохи барокко в Италии и Германии во Франции эпоха барокко практически несуществовала , вместо нее складывается классицизм с элементами рококо.

Еще складываются новые самостоятельные музыкальные жанры и формы -

  • Опера
  • Оратория
  • Контакта
  • Фуга
  • Сюита
  • Концерт (сольный, ансамблевый)

С точки зрения стиля происходит взаимодействие традиции полифонии и зарождающией гомофонии. В полифонии линия, а в гомофонии вертикаль.

Начинается с решительного эстетического перелома , провозглашение новой эмоциональности в музыки. В центре человек с его эмоциями и внутренним миром. В 17 веке становятся характерными национальные особенности разных стран.

Италия - развиваются крупные синтетические жанры - оперы , оратории , контаты.

Франция - эпоху классического абсолютизма преобладает интерес к малым формам. Инструментальные миниатюры и только Ж-Б. Люлли пишет оперы.

Германия - последствия тридцатилетней войны , экономический упадок, музыкальное развитие в жанрах органной и клависинной музыки, духовной песни. Шюц - основ опорожнил классических страстей (пассионов).

Англия - Пуританское религиозное движение. Преобладают песни и хоровая музыка.

Физика, астрономия, философия, математика. Лейбниц, Эйнштейн,

Музыка -как самостоятельное творческое направление.

Разрыв с представления ми эпохи средневековья - центр человек, а внутренний мир загадка. Эта эпоха переход от ранних представлениях музыки к эпохе просвещения -к эпохи классицизма.

Опера и оратория в Италии.

Ведущая роль в развитии музыкального искусства.

Во Флоренции в творческом содружестве "Флорентийская камерата" появляются первые оперы. По идеи создателей опера должна была воплощает новый стиль, резко отличающийся от того , что было раньше - монодие с сопровождением. Истоки оперы ее создатели видели в античной трагедии и. Идеях в эпоху возрождения (гуманизм).

На создание оперы вдохновило также литургическая драма и пышные музыкальные интермедии, которые ставились в антрактах драматический приводных спектаклях.

На первых порах опера фавула ин мьюзик или драмма пер мюзика. Главная роль не музыканта а поэта. Создателя текста ребрето. До реформы Глюка это было традицией.

Опера соединяла в себе театр драму и музыку.

Оперы писались на античные сюжеты. Однако, вопреки мифам заканчивались счастливой развязкой. Среди самых популярных были Орфей, Дафна.

20-30 годы 17 века опера развивалась в каждой из областей Рима по своему.

Наши рекомендации