Игра «»Снеговики и снежинки».
Программное содержание. Учить детей различать спокойную и бодрую танцевальные мелодии.
Музыкально-дидактический материал. Вальс, музыка Ф.Гершовой, «Чешская полька»; пианино, металлофон или аккордеон.
I вид. Дети, разделенные на две группы, сидят полукругом около пианино. Под музыку Польки «снеговики» хлопают в ладоши, под музыку Вальса «снежинки» должны плавно вращать кистями рук. Пьесы исполняются 6-8 раз в разной последовательности. Выявляются победители, и по их желанию исполняется песня зимней тематики.
II вид. «Снеговики» и «снежинки» сидят на стульях у противоположных стен помещения. Под музыку Польки двигаются шагом польки «снеговики», под музыку Вальса – кружатся снежинки. Пьесы исполняются 6-8 раз в разной последовательности. С окончанием звучания «снеговики» ловят «снежинок».
III вид. Те же задания дети выполняют в двух кругах, победившие исполняют свою любимую песню о зиме.
Игра «Три медведя».
Программное содержание. Учить детей различать высоту звуков.
Музыкально-дидактический материал. «Мишка», музыка М. Раухвергера; фортепиано.
Игровые пособия. Плоскостные изображения медведей – большого, среднего и маленького размера, по 3 на каждого ребенка; плоскостной дом.
I вид. Дети сидят за столами справа от музыкального руководителя. Он раздает им изображения медведей. Когда пьеса звучит в высоком регистре, выходят гулять медвежата (дети передвигают их перед собой по столу), когда в среднем – медведи побольше, а когда в низком – самые большие. Смена регистра варьируются. В конце игры отмечаются дети, точнее других, выполнявшие задания.
II вид. Дети делятся на три команды: Мишутки, Анастасии Петровны и Михаилы Ивановичи. Все помещаются в доме (стоят за его плоскостным изображением). Когда произведение звучит в низком регистре, из дома выходит и продвигаются по комнате Михаилы Ивановичи, когда в среднем – Анастасии Петровны, а в высоком – Мишутки. Регистры звучания сменяются в произвольном порядке. По окончании звучания пьесы Михаилы Ивановичи ловят остальных медведей, а те убегают в домик.
III вид. Идентичные задания выполняются в трех кругах. По окончании игры победители загадывают побежденным загадки о животных.
Заключение:
Музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.
Музыкально – дидактические игры способствуют решению задач музыкального воспитания дошкольников, являются одним из средств обучения на музыкальных занятиях и в быту. Они являются хорошей основой к созданию условий самостоятельной деятельности дошкольников. Существуют разнообразные виды музыкально – дидактических, разработанные ведущими научными работниками (Н.А.Ветлугина, Э.П.Костина, Л.Н.Комиссарова и др.). Каждая музыкально – дидактическая игра содержит в себе дидактическую задачу, направленную на развитие у дошкольников музыкально – сенсорных способностей, понимания особенностей музыкального языка.
Использование музыкально-дидактических игр на занятиях, в повседневной жизни, при проведении праздников и развлечений, в режимных моментах, дает возможность активно включать детей в творчество.
Музыкальные способности ребенка дошкольного возраста проявляются в совместной деятельности со взрослым и другими детьми. Повседневная работа с детьми, знание их интересов и способностей дают возможность воспитателю выполнять свою задачу качественно и ответственно.
Продуманно и интересно организованные музыкально-дидактические игры расширяют музыкальные представления детей, способствуют развитию музыкального слуха, совершенствованию чувства ритма, общему музыкальному развитию, воспитанию чувства коллективизма, дружбы, товарищества, развитию творческих способностей дошкольников.
Необходимо отметить, что важна систематичность, последовательность применения музыкально-дидактических игр в работе с детьми. Это возможно при условии правильного перспективного планирования музыкально-дидактических игр, а также при тесном взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя, так как освоенные на музыкальных занятиях дидактические игры переносятся в самостоятельную деятельность в группе, включаются в развлечения и досуги.
Список используемой литературы:
1. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка [ Текст]: пособие для студентов педагогических институтов – М.: Просвещение, 1968. – 414 с.
2. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста [Текст]: учебник для студентов вузов – М.: Владос. – 2000. – 304 с.
3. Комиссарова, Л.Н., Костина, Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников [Текст]: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.
4. Кононова, Н.Г. Музыкально – дидактические игры для дошкольников. Из опыта работы музыкального руководителя. – М.: Просвещение, 1982. 96 с.
5. Логинова, В.И., Саморукова, П.Г. Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических институтов/ В.И.Логинова, П.Г.Саморукова. – М.: Просвещение, 1983. – 320с.
6. Менджеринская, Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст]: пособие для воспитателя детского сада/ Под редакцией Т.А.Марковой. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с.
7. Методика музыкального воспитания в детском саду [Текст]: учебник для учащихся педагогических училищ по специальности 03.08 «Дошкольное воспитание»/ Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, Л.Н.Комиссарова и др.// Под редакцией Н.А.Ветлугиной. – 3-е издание, исправленное и дополненное – М.: Просвещение, 1989. – 270с.
8. Музыкально – дидактические игры в развитии детей [Текст] // Дошкольное воспитание. - 1984. - № 9. – 127с.
9. Музыкальные игры как средство формирования самостоятельной художественной деятельности [Текст] // Дошкольное воспитание. – 1981. - №6. – 127с.
10. Роль музыкально – дидактических игр в музыкальном развитии детей [Текст] // Дошкольное воспитание. – 1987. - №4. – 127с.