Мы, впивая сердцем пламя, Плен страстей нас в бездну манит
Входим в светлый твой чертог. Радость к солнцу нас зовет.
Сорван гнет с границ ненужных, Радость вспомнят все народы,
Там, где все живет трудом. Гнет седых веков забыв.
Все творцы идей послушны Из груди самой природы
Под твоим большим крылом. К счастью слышен наш призыв.
После разучивания мелодии Бетховена рекомендуется вместе с учащимися вспомнить и спеть мелодии других композиторов, созвучных образу «Оды к радости»: канон «Слава солнцу, слава миру!» Моцарта, хор «Славься!» из оперы «Иван Сусанин» и «Патриотическую песню» М. Глинки и др.
Завершающий этап урока может быть посвящен своеобразной диагностике музыкального развития учащихся с использованием «озвученных» заданий из Рабочей тетради, предложенных на разворотах «Музыкальные жанры»,«Музыкальная форма», «Чудесные превращения». Возможно также проведение итогового тестирования учащихся. (См. Приложение).
Урок № 8 (34)
Обобщение третьего года обучения.
При разработке сценария заключительного урока года учителю необходимо учитывать уровень развития музыкальной культуры учащихся, их музыкальные предпочтения. Важно, используя метод эмоциональной драматургии урока, таким образом подобрать музыкальный материал, чтобы в нем органично сочетались различные виды деятельности школьников – восприятие музыки и размышления о ней, музицирование (пение, игра на детских музыкальных инструментах, импровизации, пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения). Как уже говорилось ранее, заключительный урок года может быть проведен в форме «урока-концерта» с приглашением гостей.
Приложение
Тесты для учащихся 3 класса
Второе полугодие
- Звучит первая часть «Симфонии № 3» («Героической») Л. Бетховена.
Вопрос 1: Как называется это сочинение? Кто его сочинил?
Вопрос 2: Какой образ создает композитор в этой музыке? Нужное –
подчеркни.
Вопрос 3: Для чего в жизни человека нужна музыка героического
характера? Ответ в свободной форме.
- Звучит песня «Аве, Мария!» Ф. Шуберта.
Вопрос 1: Как называется это сочинение? Кто его сочинил?
Вопрос 2: К какому жанру можно отнести это сочинение? Нужное – подчеркни.
Вопрос 3: Какие стихи созвучны этому музыкальному произведению?
(подчеркни слова – первое, второе).
I. Чистая дева, скорбящего мать,
Душу проникла твоя благодать,
Неба царица, не в блеске лучей –
В тихом предстань сновидении ей!
А. Фет
II. Она идет, хвале внимая,
Благим покрытая смиреньем,
Как бы небесное виденье
Собою на земле являя…
Данте
Вопрос 4: Какие средства выразительности создают образ этой музыки?
Нужное – подчеркни.
Задание 5: Запиши слова, которые передают твое отношение к этой
музыке?
- Звучит «Мелодия» для скрипки и фортепиано П. Чайковского.
Вопрос 1: Какой композитор сочинил эту музыку? Нужное – подчеркни.
Вопрос 2: Какие инструменты исполняют это сочинение? Напиши их названия.
Вопрос 3: Где может звучать эта музыка: в церкви, в концертном зале, в опере, на народном празднике? Нужное – подчеркни.
- Как ты оцениваешь свои певческие умения и навыки? Нужное –
подчеркни. Учитель в квадрате (в правом углу теста) может отметить
уровень развития певческой культуры: отлично + ; хорошо + –;
удовлетворительно –. Желательно сопоставить самооценку учащегося и
оценку учителя.
- Назови полюбившиеся тебе произведения, с которым ты познакомился науроках музыки в 3 классе. Ответ в свободной форме.
Тест для учащихся 3 ___ класса
Второе полугодие 200__/200__ учебного года
Фамилия, имя__________________________Школа______Класс______
I. 1. Название ___________________Композитор___________________
2. ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ СКОРБНЫЙ
3. _________________________________________________________
_________________________________________________________
II. 1. Название __________________ Композитор___________________
2. ПЕСНЯ РОМАНС МОЛИТВА
3. Первое Второе
4. Песенность Мажор Голос певца Красота сопровождения
5. _________________________________________________________
III. 1. ГЛИНКА ЧАЙКОВСКИЙ ГРИГ
2. Музыкальные инструменты _______________________________
3. В церкви В концертном зале В опере На народном празднике
IV. Отлично Хорошо Удовлетворительно
V. Мои любимые сочинения:___________________________________
_________________________________________________________
__________________________________________________________
[1] Информацию об Александре Невском можно найти в поурочных разработках по предмету «Музыка» для 2 четверти II класса.
[2] Цит по кн.: Литература и культура Древней Руси. Словарь-справочник/ Под ред. В.В. Кускова. – М.,1994. С.189-190.
[3] Подробную информацию об истории создания и образных характеристиках оперы «Иван Сусанин» можно найти в кн.: Л.А. Рапацкая, Г.П. Сергеева. Т.С. Шмагина. Русская музыка в школе. – М.,2003. С.54–64.
[4] Фреска – картина, написанная водяными красками по свежей, сырой штукатурке. Широко известны фрески древнерусских храмов.
[5] Асафьев Б. О хоровом искусстве. – Л.,1980. С. 42.
[6] Гавот (франц. gavotte., буквально – танец гавотов, жителей области Овернь во Франции) – старинный французский народный танец. Музыкальный размер 4/4 или 2/2, темп умеренный. В XVII в. гавот стал придворным танцем, приобрел грациозный и жеманный характер.
[7] Тропарь – жанр византийской и древнерусской (с XI в.) гимнографии, небольшое произведение в честь святого или церковного праздника.
[8] См.: Хрестоматия музыкального материала для 1 класса. С.41.
[9] Либретто рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» написал Т. Райс. Текст хора «Осанна» дан в переводе
В. А. Птицына.
[10] Рождество Христово представлено на страницах Учебника-тетради для I класса и Учебника для II класса, а также в соответствующих этим классам Хрестоматиях и Фонохрестоматиях музыкального материала.
[11] Возможно проведение уроков, посвященных Вербному воскресению, непосредственно в дни праздника. В этом случае эти уроки заменяются уроками из следующего раздела Учебника – «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
[12] Интересную информацию о русских святых, княгине Ольге и князе Владимире можно узнать из книг:
А.О. Ишимова. История России для детей – М.,1993; Перед праздником: Рассказы для детей о православном Предании и народном календаре России, составленные и изложенные Е. Дьяковой. – М.,1996;; В.Д. Сиповский. Русская старина. – Нижний Новгород, 1993; Н.Д. Тальберг. Святая Русь. – С-Пб, 1992; и др.
[13] Святые изображены в византийских одеждах. Ольга – с крестом, церковью в руках, мечом на поясе – атрибутами княжеской власти и святости.
[14] Равноапостольный – так называет русская православная церковь тех, кто по деяниям своим равны апостолам, ученикам Христа, проповедникам его заповедей.
[15] Баллада – от лат. ballo – танцую. В XII-XIII вв. – один из жанров странствующих певцов-трубадуров; в народном искусстве ряда стран – повествовательная песня на фантастический, легендарно-исторический, бытовой сюжет; с середины XVIII в.– профессиональная песня для голоса с фортепиано (Ф. Шуберт, Р. Шуман в Европе, А. Верстовский, А. Варламов, М. Глинка, А. Бородин в России). Жанр инструментальной баллады получил развитие в творчестве Ф. Шопена.
[16] «Гусляр Садко» – см.: Хрестоматия музыкального материала. 1 класс. С. 32–33; «Орнамент» – см.: Фонохрестоматия музыального материала. 1 класс. Кассета 1Б.
[17] См.: Фонохрестоматия музыкального материала. 1 класс. Кассета 1А
[18] См. Фонохрестоматия музыкального материала. 2 класс, Кассета 2А.
[19] См.: Учебник «Музыка» материла. 2 класс. С.66–69.
[20] См.: Хрестоматия музыкального материала. 3 класс. С.63–64
[21] См. Хрестоматия музыкального материала. 2 класс. С. 81. Фонохрестоматия музыкального материала. 2 класс. Кассета 2 А.
[22] См.: Хрестоматия музыкального материала. 3 класс. С. 92–93.
[23] Можно напомнить аналогичный пример музыкального развития – песню «Болтунья» С. Прокофьева, с которой учащиеся встречались на уроках музыки в 1 и в 3 классах.
[24] Увертюра – в переводе с французского – открытие, начало.
[25] См.: Хрестоматия музыкального материала. 3 класс. С.94–95.
[26] Напомним читателям, что в разделе Учебника «Музыка» для 3 класса учащиеся знакомились с традициями празднования Масленицы на примере сцены «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка».
[27] Информация заимствована из кн.: В. Бычков. Музыкальные инструменты. Основы художественного ремесла. – М.,2000.
[28] См. Хрестоматия музыкального материала. 1 класс. С. 120–122.
[29] См. Хрестоматия музыкального материала. 1 класс. С. 114.
[30] Запись литературно-музыкальной композиции из мюзикла «Волк и семеро козлят на новый лад» А. Рыбникова см.: Фонохрестоматия 1 класс, кассета 3 сторона Б. Исполнители: Коза – Т. Дасковская, Волк – Г. Бардин, козлята – вокальный квартет «Улыбка» и инструментальный ансамбль.
[31] См.: Хрестоматия 1 класса. С.111–112.
[32] См.: Музыка в школе. Песни и хоры для учащихся начальных классов. Вып.I/ Сост. Г.П. Сергеева. – М.,2000.
[33] Можно спеть мелодию «Утра» с такими словами: «Солнышко всходит и небо светлеет, природа проснулась и утро пришло» или предложить учащимся сочинить свой текст к этой мелодии.
[34] Заметим, что для удобства интонационного анализа все три мелодии записаны в тональности фа-минор.
[35] Гейлингенштадт – небольшой городок недалеко от Вены.
[36] Цит. по кн.: Е.Л. Гуревич. Западноевропейская музыка в лицах и звуках. – М., 1994. С. 122.
[37] Известны несколько экранизаций – фильмы «Титаник», в которых на палубе тонущего корабля музыканты играют классическую музыку.
[38] См.: Хрестоматия музыкального материала к учебнику-тетради «Музыка». 1 класс. С.66.
[39] См.: Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 3 класс. С.79.
[40] Интересные сведения методического характера о 1-й части «Сонаты № 14» («Лунной») учитель может найти
в кн.: Шмагина Т. С. Музыка в московских школах. – М.,1993.– С. 61–62.
[41] См.: Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 3 класс. – М.,2002. С. 123.
[42] Как показывает практика, хор «Снег идет» из «Маленькой кантаты» Г. Свиридова становится одним из эффектных произведений концертных программ хоровых коллективов младших школьников.
[43] См.: Фонохрестоматия к учебнику-тетради «Музыка». 1 класс. Кассета 3. – М.,2001.