Понятие воображения (дать определение). Перечислить и охарактеризовать формы воображения. Назвать основу музыкального воображения.

Воображение – способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Это процесс мышления в образах.

Все формы воображения можно подразделить на две большие группы:

1. непроизвольные формы воображения, независящие от целей и намерений человека, их протекание не контролируется работой сознания, они возникают при снижении степени его активности или расстройстве работы.

· Сновидения. Эти образы рождаются нашим подсознанием или связаны с остаточной активностью отдельных участков коры головного мозга.

· Бред - расстройство работы сознания. Образы воображения, возникающие в бредовых состояниях, как правило, имеют отрицательную эмоциональную окраску.

· Галлюцинации - обостренное нереалистическое восприятие действительности, искаженное сниженным контролем сознания и преобразованное воображением. (под воздействием токсичных или наркотических веществ)

Промежуточное положение между непроизвольными и произвольными формамивоображения занимают Грёзы.

С непроизвольными формами их роднит время появления. Они возникают в момент снижения активности сознания в расслабленном состоянии или полудреме.

Сходство с произвольными формами обусловлено наличием намерения и возможностью управлять процессом по желанию самого человека. Грезы всегда имеют положительную эмоциональную окраску. Мы грезим о приятном.

2. Произвольные формы воображения. Они подчинены творческому замыслу или задачам деятельности и возникают на основе работы сознания.

Произвольное воображение: фантазии, вымыслы или измышления, научное, художественное, техническое творчество взрослых, творчество детей, мечты и воссоздающее воображение.

Мечта — это образ желаемого будущего. В отличие от грез она всегда активна.

Деятельность музыкального воображения самым тесным образом связана с музыкально-слуховыми представлениями, т.е. умение слышать музыку без опоры на ее реальное звучание. Особенно большое значение в работе музыкального воображения играют зрительные образы. Музыкально-слуховые образы переходят из области эмоционального в область сознательного, интеллектуального отражения. Чем активнее происходит этот процесс, тем многограннее и стабильнее становится музыкально-слуховые представления.

Билет № 12

Охарактеризовать понятие музыкального произведения (перечислить свойства музыкального произведения и сформулировать его специфические особенности). Перечислить и охарактеризовать этапы исполнительской работы над музыкальным произведением.

Музыкальное произведение – произведение, зафиксированное с помощью нотных знаков и предназначенное для воспроизведения на музыкальных инструментах или пения.

Музыкальным произведениям свойственны внутренняя завершённость и мотивированность целого, индивидуализированность содержания и формы, за которыми стоит личность автора, детальная фиксация нотной (или другого типа) записи, предполагающая искусство исполнительской интерпретации.

Музыкальное произведение с теоретической позиции характеризуется прежде всего формой и содержанием.

Содержание – внутренние особенности организации материала, указывающие на его стилистическую принадлежность.

Музыкальный стиль – признаки, характеризующие искусство определённого времени, направления или индивидуальную манеру композитора.

Музыкальная форма- организация музыкального целого, способы развития музыкального материала, а также жанровые обозначения, которые авторы дают своим произведениям.

В триаде композитор (музыкальное произведение) – исполнитель (инструмент) – слушатель – именно исполнителем создаются все свойства музыкального произведения:

- импровизационность,

- виртуозность ( исполнительская способность данного музыканта)

-выразительность (сила проявления чувств, переживаний), придающие реальность и остроту зрительно-слуховому восприятию.

Компоненты музыкального произведения.

Неизменные – форма, мелодия принадлежат начальному стилю произведения оригинала; Изменяемые – фактура, инструментовка, гармония отражают черты воздействующего стиля автора транскрипции.

Наши рекомендации