Переходы смычка со струны на струну
Не рассматривая подробно технику переходов смычка со струны на струну, приведем некоторые рекомендации педагога-виолончелиста А.Броуна, полностью применимые к контрабасу. Самым рациональным и совершенным переходом он называет «комплексный» переход. Объективные недостатки способы держания смычка с высокой колодкой заметно проявляются именно в технике переходов со струны на струну. Слишком большие размаховые движения всей руки – от корпуса играющего, перечат движению, требуемому для перехода со струны на струну. Если в медленных темпах для перехода это явление завуалировано, то в быстрых темпах проявляется очень сильно.
Смена направления движений смычка
Исполнители на смычковых инструментах ограничены сравнительно небольшой длиной смычка. Если говорить о контрабасе, эта ограниченность увеличивается во много раз непропорциональным соотношением величины инструмента и смычка. Навык смены направлений смычка – важнейшее средство исполнения кантилены, исполнения музыкальной фразы – один из самых сложных для контрабасиста. Отсюда следует требование строгого внимания к его обработке уже с первоначальных движений смычка. Суть приёма смены смычка в том, чтобы как-то «обойти мертвую точку», хорошо представляя механику, технику смены смычка, особенности смены у конца смычка и смены у колодочки. У колодки они усугублены тем, что в момент смены протекают одновременно два противоположных движения: пальцы со смычком заканчивают движение «вверх», а кистевой сустав начинает обратное движение «вниз». Если в спокойных темпах незаметная смена смычка проще достижима, то в подвижных темпах проявляются более сложные элементы движений, связанные с «переменой хватки».
Постановка и игровые движения левой руки
Правая рука и смычок, извлекающий звук, в процессе игры прямо связаны с действиями левой руки. Обращаясь к постановочной работе с левой рукой, вспомним основной принцип: требование ориентации на естественные движения и природные данные ученика (строение рук, пальцев, привычные положения рук).
В локтевым суставе рука свободно согнута, предплечье и кисть в естественном положении, кисть и пальцы сохраняют естественно округлую форму. Основная деятельность левой руки сосредоточена в пальцевых движениях. Конфигурацию кисти левой руки на грифе можно сопоставить с одним из основных принципов в аппликатуре – аркой, куполом. Начальная постановка левой руки целесообразна в середине звукоряда нижнего регистра. В третьей позиции требуются значительно меньшие усилия для нажима пальцев на струну. Продолжить работу над постановкой левой руки целесообразно в смежных с третьей – четвертой и пятой позициях. При постановке левой руки особенности инструмента требуют специального внимания к таким «частностям», как нажимные усилия пальцев и изменения силы нажима. Есть два важных момента, которые нельзя оставлять без внимания при постановке левой руки. В первой позиции и полупозиции левая рука вынуждена находится в приподнятом состоянии. Пальцы охватывают здесь самые широкие на грифе расстояния полутонов и напрягаются в связках, и нажимные усилия максимальные. Другой момент – «противостояние» большого пальца на шейке и пальцев располагающихся на струне. Врожденный хватательный рефлекс, может привести к затормаживанию свободы передвижения и к болезненному состоянию левой руки. Когда левая рука движется от одной позиции к другой, большой палец должен освобождаться от нагрузки и легко скользить по шейке инструмента; при этом необходим постоянный контроль за общей, исходной, конфигурацией кисти.
Смена позиций
Огромная протяженность грифа контрабаса во время игры требует постоянного перемещения левой руки на значительные расстояния – мышечные усилия в плечевой части руки, возникающие при переходах от одной позиции в другую. Как только началось перемещение руки по грифу, пальцы прекращают свою нажимную функцию и касаясь струны, переносятся предплечьем в новую позицию. В момент полной остановки руки давление пальцев возобновляется в нужной мере. Способы переходов – специальная и ответственная область общего процесса освоения игровых движений левой руки. Приняты и узаконены два способа смены позиций. Основной способ: переход совершается на пальце, заканчивающем оставляемую позицию. Другой способ: когда переход происходит с подменой на тот палец, которым начинается новая позиция.
При переходах левой руки у учащихся наблюдается «смазывание» или «недоигрывание» нот, от которых этот переход и начинается. Положение кисти и пальцев на определенном участке грифа называют позицией. «Позиция» – это положение левой руки на грифе, которое определяется расположением первого пальца по отношению к порожку, позволяющее не сдвигая кисти, исполнять необходимую последовательность звуков. Расположение пальцев меняется и тогда, когда учащийся начинает изучать «четырехпальцевую» аппликатуру. Нередко у учащихся появляется плохая манера приподнимать над струной «нижележащие» пальцы при нажатии струны “вышележащими” пальцами. Толстые и трудные для нажима струны часто вызывают как бы «рефлекс помощи» нижележащими пальцами вышележащим пальцам.