Художественное творчество как объект психологического исследования.
Два типа поведения – адаптивное и креативное. Отношение в творчеству и творческому человеку в различные эпохи. Бессознательность, спонтанность творческого акта, невозможность его контроля со стороны воли и разума. Изменение состояния сознания в творческом процессе.
Проблема творческих способностей, три основных подхода к ее решению. Развитие творческих способностей.
Личностные черты творческих людей в различных сферах деятельности.
Психология композиторского творчества.
Особенности композиторского творчества, объективация личности композитора в его наследии. Эмпатия в творческом процессе выдающихся композиторов. Отделение образа от себя в процессе композиторского творчества как начало самостоятельной исторической жизни музыкального произведения. Взаимодействие личности композитора и окружающего мира, понятие хронотопа (по М.Старчеус). Стадиальность творческого процесса композитора (по Л.Бочкареву).
Музыкально-исполнительское творчество.
Психологические особенности творческой личности музыканта-исполнителя. Исторические подходы к деятельности музыканта-исполнителя в различные эпохи.
Взаимодействие музыканта-исполнителя с музыкальным текстом исполнителя как непрерывный творческий процесс. Зоны (уровни) взаимодействия исполнителя с авторским текстом, степень творческой свободы исполнителя (по Е.Либерману). Роль мотивации в формировании творческой личности музыканта-исполнителя. Развитие психомоторной сферы музыканта-исполнителя.
Проблемы психической саморегуляции в профессиональной деятельности музыканта-исполнителя.
Сценическая уверенность как особая высшая способность музыканта. Психологические задачи музыканта-исполнителя в процессе подготовки к концерту (Цыпин). Формирование целей, потребности и мотивов выступления. Стадии подготовки к концерту. Выбор репертуара. Формирование положительной мотивации. Возрастные особенности учеников и психологическая подготовка к публичному выступлению. Аутотренинг как метод преодоления эстрадного волнения.
Психологическая природа музыкальной одаренности.
Структура музыкальных способностей.
Способность как индивидуально-психологическое свойство личности. Виды способностей, связь способностей и деятельности человека. Династии выдающихся музыкантов как пример сочетания генетических и средовых факторов формирования способностей. Развитие музыкальных способностей: задатки, интерес, обучение, деятельность. Проблема диагностики музыкальных способностей у детей. Структура музыкальных способностей. Музыкальность – ядро музыкальной одаренности. Сенсорные (музыкальный слух, музыкально-ритмическое чувство) и интеллектуальные (музыкальная память) музыкальные способности.
Проблемы диагностики и развития музыкальных способностей.
Развитие музыкальных способностей, два подхода к проблеме (Теплов и Айзенк). Проявление и развитие музыкальных способностей в музыкальной деятельности. Специальные музыкальные способности, их классификация, вопросы раннего диагностирования. Тестирование как один из методов выявления предрасположенности к различным видам музыкальной деятельности. Методика диагностики уровня музыкальной одаренности по Д.Кирнарской, Тарасовой. Методика раннего выявления музыкальных способностей В.Кагановича. Комплексное исследование личности и музыкальной одаренности, система тестов. Проблема развития музыкального слуха (Теплов). Абсолютный и относительный виды слуха в динамике развития. Влияние специализации на развитие слуха музыканта.
Проблема ощущений в музыкальной психологии. Музыкальный слух.
Ощущение как отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Важнейшие ощущения в деятельности музыканта. Взаимодействия ощущений. Сенсибилизация и синестезия. «Цветной слух» у музыканта.
Слуховые ощущения. Слух музыканта. Метроритмические ощущения.
Роль зрительных анализаторов в движениях исполнителя, взаимодействие других анализаторов.