Научитесь играть на всех шумовых инструментах.
Возьмите за основу какое-нибудь несложное произведение.
«Во саду ли в огороде», например. Пропишите ритмическую партитуру для 5-6ти инструментов, и сразу же отрабатывайте эти ритмоформулы с людьми. Слушайте, получается ли ансамбль, при необходимости подключайте новые инструменты, «раскрашивайте» незатейливую мелодию. Таким образом вам нужно отрепетировать как можно больше произведений: переходите от простого к сложному («Маленькая ночная серенада», «Барыня»). Позже берите за основу аудио-фонограммы, ищите новые способы игры на инструментах.
3) Придумайте вступление и заключение.
Для целостности композиции, так же, как и в модуле В, вам понадобится интересный рассказ, которым можно начать и закончить выполнение задания. Можно рассказать о жанре произведения, факты из жизни композитора и пр. Или же найти (или сочинить) загадки про музыкальные инструменты, которые будете использовать. Вариантов много, но помните, что этот рассказ не должен занимать много времени и быть «заточенным» только на одно произведение. Придумайте небольшую универсальную историю, которая поможет вам выстроить сюжет и добиться творческой атмосферы.
Алгоритм выполнения задания:
1) Приветствие(2 минуты). Настройте волонтёров на слушание, спросите, как у них настроение и т.д.
2) Слушание аудио(3 минуты). Перед слушанием дайте волонтерам задание: определить настроение музыки, жанр, национальную принадлежность (какой страны музыка).
3) Раздача шумовых инструментов (2 минуты). Рекомендую на этом этапе начать «раздавать» ритмические формулы волонтёрам, которые получили свой инструмент. Для удобства расставьте или рассадите людей по группам инструментов.
4) Экспресс-приёмы обучения игре на ДШИ.(5 минут)Здесь важно быстро и чётко показать, как правильно играть на шумовых инструментах. Поправляйте, показывайте, как удобнее держать, какими ещё способами можно играть.
5) Соединение инструментов с фонограммой.Обращайте внимание, как меняется музыка, ускоряйте или замедляйте шумовой оркестр по необходимости. Дирижируйте, показывайте вступления вашим оркестрантам. Руководите оркестром, управляйте динамикой. Ваши жесты должны быть чёткими и понятными.
6)Концертный показ (3 минуты).Можно объявить о выступлении вашего оркестра, придумать ему название, пожать руку «первой скрипке». Разнообразьте выполнение задания интересными, забавными приемами, игровыми моментами.
7) Заключение (минута).Подведите итоги работы, соберите инструменты, попрощайтесь с волонтёрами.
Модуль Д
Задание:провести учебное занятие по музыке.
Тема: «Человек и многозвучный мир».
Цель: создать условия для формирования целостной картины мира, посредством музыкально-творческой деятельности.
Специфика:учебное пространство организовано в виде «игрового поля» (ковровое покрытие 4*5 метров). Столы и стулья отсутствуют. Комплект шумовых инструментов на учебном занятии не используется.
Обязательное включение всех указанных видов музыкальной деятельности: вокально-хоровая работа, слушание музыки, музыкально-ритмические движения.
Материал по теме предоставляются конкурсанту в электронном виде заранее (за 2 месяца):
• фонограммы, минусовки и нотные тексты трех песен,
• три аудио/видео фрагмента для организации слушания музыки
Материалы на одного участника:
Компьютер;проектор;
Комплект аппаратуры (колонки, усилитель, стойки, микрофон, наушники);
Аудиозапись песни-повторялки (фонограмма +, -);
Синтезатор;
Бумага, карандаш, ручка;
Флешка с презентацией (модуль А).
Мультимедиа презентация используется на любом этапе учебного занятия. Для выполнения данного задания каждому участнику дается 1 час 10 минут, из них:
Временные рамки:
5 минут - техническая подготовка площадки (подбор необходимого оборудования);
20 минут – индивидуальная подготовка к занятию;
45 минут - проведение занятия.
Критерии оценки:
Объективные
1) Наличие ровности в звучании при показе
2) Точное интонирование мелодии при показе голосом
3) Точное выполнение ритмического рисунка при показе
4) Правильно организовано дыхание в работе
5) Верно продемонстрированы вокально-исполнительские штрихи при показе
6) Наличие четкой дикции при работе
7) Верно сыграна гармоническая/мелодическая поддержка мелодии на инструменте
8) Выбранные методы соответствуют цели
9) Выбраны различные формы взаимодействия, соответствующие цели
10) Наличие певческой установки
11) Включение всей аудитории в деятельность
12) Мобильная коррекция педагогических действий в процессе деятельности
13) Отсутствие неоправданных пауз и остановок в процессе работы
14) Занятие имеет логично выстроенную художественно-педагогическую драматургию (вступление, развитие, кульминация)
15) Мультимедиа презентация использована в соответствии с поставленными учебно-творческими задачами
16) Наличие метода оценивания деятельности целевой аудитории в процессе работы
17) Владение выразительной образной речью
18) Владение грамотной речью
19) Наличие методики организации слушания музыки на занятии
20) Наличие приемов для подготовки голосового аппарата к вокально-хоровой работе
21) Наличие управления исполнителями при помощи дирижерских жестов
22) Наличие всех указанных видов деятельности (вокально-хоровая работа, слушание музыки, музыкально-ритмические движения)
23) Смена указанных видов деятельности обоснована поставленными художественно-педагогическими задачами
24) Верно выбирает приемы по устранению недостатков (проблем в звучании)
25) Аргументировано ставит задачу/указания исполнителям
26) Использование пластического интонирования в вокально-хоровой работе
27) Включенные элементы педагогических технологий обусловлены учебно-творческими задачами
28) Включение в процесс элементов современных педагогических технологий (игровые технологии, арт-технологии, технологии деятельностного метода)
Субъективные
1) Создание эмоциональной атмосферы на учебном занятии
2) Оригинальный, творческий подход в проведении учебного занятия
3) Креативное использование "учебного пространства"
4) Общее впечатление от организации педагогической деятельности на занятии.
Сложности:
Модуль Д считается самым трудным заданием всего конкурса. Участникам необходимо провести учебное занятие длительностью 45 минут на заданную тему. В процессе подготовки придется учитывать все виды музыкальной деятельности: слушание, музыкально-ритмические движения, разучивание песни, использование презентации, созданной в первый день конкурса в модуле А. На первый взгляд кажется невыполнимым.
Но именно это задание можно полностью подготовить до конкурса! Ведь все материалы организаторы присылают за два месяца до чемпионата. А это: три варианта песен на разучивание, три варианта отрывком для слушания. И самое важное, будет заранее освещена тема занятия. Так что главное – разумно воспользоваться подготовленными материалами и как следует проработать сценарий урока, учитывая все критерии оценки.
Опять же, ограниченное время урока - 45 минут. Сначала кажется, что этого более чем достаточно: можно успеть и выучить всю песню, и внимательно прослушать музыкальный фрагмент. А еще сыграть в какую-нибудь интересную игру, провести беседу, потанцевать. Но когда отрабатываешь каждый блок по отдельности, вдруг оказывается, что нужно опять грамотно рассчитать время, чтобы его хватило! Ну что ж, это ВСР, крепитесь.
Специфика задания состоит в том, что на конкурсной площадке полностью отсутствует какая-либо мебель в виде столов и стульев. Все учебное пространство организовано в виде игрового поля с ковровым покрытием. А это усложняет композицию урока: нужно продумать, когда волонтеры стоят, когда сидят, каким образом сделать это удобно и т.д.
Алгоритм подготовки:
1)Копилка интересных приемов.Еще до того, как станет известна тема занятия, начните собирать копилку креативных приемов. Что туда входит: необычные способы слушания музыки, комплексы распевания, которые не были задействованы в модуле В, музыкальные игры, музыкально-ритмические движения, танцы, загадки, способы взаимодействия с волонтерами и пр. Просто накапливайте понравившиеся «фишки», они пригодятся в дальнейшей работе над заданием.
Читайте различные книги, журналы для детей, составляйте тематические подборки из находок. Можете отправиться на поиски в Интернет – на сайтах для учителей и родителей тоже можно найти много интересного.
2) Придумайте, как можно раскрыть заданную тему.Когда вы узнаете тему урока, не спешите сразу писать конспект занятия. Продумайте несколько вариантов раскрытия темы. Например, тема занятия «Человек и многозвучный мир». Варианты:
· Звуки в природе
· Звуки музыки
· Мир звуков и эмоций
· Таинственные силы звуков и музыки
· Возможна ли беззвучная жизнь?
· Звуки нашего дня
· Звучащий мир древности и современности и т.д
3) Разработайте сценарий занятий.Теперь сделайте краткий конспект по каждому из получившихся вариантов. Отсейте лишние, которые кажутся банальными или не соответствуют критериям. Оставьте 3 наиболее удачные идеи и попробуйте развить их, написав уже развернутый сценарий урока. Соблюдайте композицию занятия, не забывайте про обязательный виды музыкально-творческой деятельности.
4) Разбейте работу на блоки.Поскольку вам нужно готовиться и к остальным модулям, облегчите процесс, разделив работу над уроком по блокам.
5) Отработайте каждый блок по отдельности.Тщательно проработайте каждый блок в соответствие с критериями оценки. Начните с вокально-хоровой работы – это наиболее трудоемкий вид деятельности, который включает наличие не только само разучивания песни, но и распевание, концертное исполнение, включение боди-перкуссии.
6) Отработайте переходы между блоками.Не забывайте про креативное учебное пространство – на площадке будет только ковер размером 4х5.Значит,нужно всерьез задуматься о том, в каком положении волонтеры будут находиться во время каждого блока.Все 45 минут сидеть или стоять не получится, поэтому заранее продумайте, каким образом ваши волонтеры будут делать переходы между частями урока. Главное, чтобы это было логично – не нужно постоянно вставать и садиться, отталкивайтесь от видов деятельности. Например, слушать музыку лучше сидя, а петь – стоя. Сидеть можно по-турецки, выпрямив ноги, на корточках, в кругу, по линии и т.д.
Как только придумаете способ перехода, сразу отрабатывайте со своими волонтерами. Желательно, чтобы их было 12 человек – как на конкурсе.
7) Дополните урок креативными идеями.Когда вы отработали обязательные блоки, добавляйте в занятие приемы из своей копилки. Это может быть интересная игра, музыкальная викторина, несложный танец.
8)Соберите все составляющие урока в единое целое и тренируйтесь на разных группах волонтеров.Только так вы сможете отточить все блоки, не теряя лишнее время на подготовку. Следите за реакцией людей, спрашивайте их мнение, собирайте отзывы о занятии, просите совета. Вам точно помогут!
Добивайтесь результата. Лучший показатель – когда волонтеры уходят с урока, окрыленные новыми знаниями. Однажды,после тренировки занятия я услышала от одной группы волонтеров, которых мы буквально вырвали с пар, «Зато не зря пришли». Поверьте, для меня это был лучший комплимент.