Разве Библия говорит, что для привлечения людей к Богу все средства хороши?

Суть этого аргумента заключается в том, что в церк­ви можно исполнять любую музыку, если это помогает привлечь погибающих. Как музыкальный руководитель, я сам часто использовал его. Предполагается, что можно привлечь больше людей в церковь при помощи современ­ной музыки, чем при помощи традиционной церковной му­зыки, так как люди из мира лучше смогут воспринять Евангелие, если оно будет сопровождаться привычной для них музыкой. Из этого следует, что ради спасения поги­бающих в церкви можно исполнять любую музыку. Да­вайте рассмотрим отрывок из Писания, который часто при­водится в поддержку этого аргумента: «Для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22).

Слова, выделенные курсивом, часто используются для того, чтобы оправдать современную христианскую музыку как средство спасения погибающих. Ложное утверждение, подтвержденное библейским стихом, приобретает большое влияние в церкви. Многие христиане понятия не имеют, как следует изучать Библию, и их можно легко ввести в заблуждение, предоставив им стихи, вырванные из контек­ста и ложно истолкованные. Даже пастора, которые науче­ны принципам толкования и знают, как изучать Библию, поддаются этому заблуждению. Это видно из того, что очень многие руководители церкви с энтузиазмом приняли современную музыку в свои церкви, что мало кто из них противостоит ей. Современная музыка не встретила на своем пути никаких препятствий, потому что ее пропаган­дисты ввели людей в заблуждение. Но пастора должны оберегать своих овец от лжи. а не широко открывать перед ней дверь.

Перед нами еще один пример того, как праведными побуждениями можно замаскировать нежелание отказы­ваться от своих музыкальных пристрастий. На первый взгляд может показаться, что Павел пытается уподобиться тем, кого он надеется обратить, чтобы привести их ко спасению. Однако из контекста становится понятно, что в этом стихе идет речь не о музыке: в этом стихе гово­рится о том, насколько серьезно Павел относится к бла­говестим). Апостол защищает свое служения среди иудеев и среди язычников и описывает свое отношение к соблю­дению ветхозаветного закона. Он выделяет три группы людей: те, которые находятся под законом, — иудеи; те, ко­торые не под законом, — язычники; те христиане, которые точно не знают, должны они соблюдать закон или нет, — немощные верующие. Но даже здесь Павел убеждает чи­тателя в том, что сам он считает себя не чуждым закона перед Богом, но подзаконным Христу (1 Кор. 9:21). Дру­гими словами, он с уважением относится к сомнениям людей этих трех групп и, если это не противоречит его принципам, подстраивается под них ради их блага. Выры­вать 22-й стих из контекста и пытаться обосновать им со­мнительную (в лучшем случае) форму поклонения в цер­кви или сомнительные методы благовестил — это нельзя оправдать.

Апостол Павел написал достаточно много, чтобы мы могли сделать вывод, что он сам никогда не использовал бы и не одобрил бы использование таких сомнительных средств благовестил, как рок-музыка. Обосновывать сло­вами Павла присутствие современной музыки в церкви — значит поступать нечестно по отношению к апостолу: получается, что он оправдывал использование любых плот­ских или мирских методов привлечения людей.

Это тот же Павел, который призывал нас к святой жиз­ни и убеждал умертвить дела плоти (Рим. 8:13) и убегать от юношеских похотей (2 Тим. 2:22). Это тот же Павел, который учил нас в первую очередь думать о нуждах и слабостях своего ближнего (см. гл. 8).

Мы не имеем права принимать любой мирской метод, чтобы привлечь погибающих. Мы должны быть осторожны в выборе тех методов, которые приемлемы для Царствия Божьего.

Глава 13

Можно ли к музыке прославления выдвигать другие требования?

У нас с Джуди есть очень хорошие друзья, которые жи­вут в штате Огайо и посещают церковь, где с давних вре­мен на богослужении исполняют традиционную музыку. Недавно некоторые из членов этой церкви развернули кам­панию по внедрению современной музыки в богослужение. (По иронии судьбы, именно в эту церковь перешли не­сколько семей из соседней церкви, спасаясь от преобразо­ваний в музыкальной сфере, которые спровоцировал я.) Наши друзья поделились со мной этой проблемой, и я дал им пару советов, которые приведены в этой книге, чтобы по­мочь дать достойный ответ новаторам. Эта семейная пара стала для меня источником вдохновения и поддержки.

Они обратили мое внимание на один довольно интерес­ный момент, касающийся определения понятия поклонения. Музыкальные новаторы в их церкви выделяли особую музыку, которая подходит для прославления, но может не использоваться при поклонении. Они соглашались с тра­диционалистами в том, что к выбору музыки для покло­нения нужно подходить очень осмотрительно, но при этом утверждали, что прославление — это отдельная область и что при прославлении можно использовать современную музыку без барабанов.

Псалом 150, который по праву можно назвать самым великим прославляющим гимном, часто используется как аргумент в защиту идеи о том, что музыка прославле­ния — это особая категория церковной музыки. В час­тности, стихи 4 и 5 особенно часто используются, чтобы оправдать присутствие современной музыки и танцев на богослужении: «Хвалите Его с тимпаном и ликами, хва­лите Его на струнах и органе. Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных!»

Я не согласен с таким истолкованием этих слов, пото­му что оно сделано без учета того культурного и исто­рического контекста, в котором были написаны псалмы, и с единственной целью — оправдать использование совре­менной музыки. Мы не играем на еврейских музыкальных инструментах и не поем в еврейском стиле. На своих бо­гослужениях мы не требуем такого же благоговения, такой же чистоты и такого же посвящения, каких требовал Давид в Первой книге паралипоменон, в шестнадцатой главе. Ско­рее всего, такие же требования предъявлялись и к испол­нению этого псалма. Евреи играли на ударных инструмен­тах, но я думаю, что глупо ставить в один ряд их ким­валы и тимпаны и барабаны «Rolling Stones», как это де­лают некоторые.

Но я пойду еще дальше новаторов, которые пытаются разделить церковную музыку на музыку поклонения и музыку прославления. Я считаю, что музыка в церкви может сопровождать только прославление Бога — мы не должны путать музыку с поклонением. Как я уже отме­чал ранее, библейское поклонение — это полная противо­положность нашему поведению на музыкальных служениях и отношению к ним. То, что мы делаем, воздавая славу Богу и Христу: поем песни, поднимаем руки, делимся сви­детельствами о том. как Бог являет себя в нашей жизни, вслух читаем отрывки из Писания — все это является очень точным описанием слова «прославление». Правиль­нее сказать, что мы в такие моменты прославляем Бога, а не поклоняемся Ему. Поэтому рассмотреть, какая музыка должна звучать во время прославления Бога, является очень важным.

Давайте более подробно рассмотрим, что же обознача­ет слово «прославлять». Уэбстерский словарь «New World College» определяет глагол «прославлять» так: «признавать чье-то достоинство, выражать одобрение и восхищение; воспевать славу (например, Бога) в песне; превозносить, восхвалять». Английское слово прославлять» происходит от латинского «pretium», что значит ценность, цена. Когда мы кого-то хвалим, мы признаем его достоинства. Срав­нив эти слова, мы придем к выводу, что «прославление» — это слышимое выражение похвалы и одобрения, в то вре­мя как «поклонение» — это отношение, подразумевающее почтение и благоговение. Прославление и поклонение как два сапога одной пары.

В псалмах для обозначения понятия «прославление» употребляется еврейское слово «халал» (от него произошло наше слово «аллилуйя»). В симфонии Стронга слово «ха­лал» определяется как «быть чистым (первоначально в отношении звука, но обычно в отношении цвета), сиять». Этот же корень имеют еврейские слова, обозначающие «ус­траивать представление, хвалиться», «кричать до безумия», «восторженно говорить», «праздновать», «воспевать», «восхва­лять», «бушевать». Некоторые новаторы на том основании, что одно из слов, имеющих корень «халал», означает «кри­чать до безумия», утверждают, что во время прославления может иметь место крайнее эмоциональное возбуждение, однако я не вижу, чтобы какой-либо отрывок из Библии, рассмотренный в контексте, подтверждал эту мысль.

Как и большинство еврейских слов, слово «халал» имеет много значений. Первое его словарное значение «быть чистым (по цвету или по звучанию), сиять» подходит боль­ше всего. Когда мы прославляем Иегову, сияем ли мы для Него? Мы не должны прославлять Его, если мы потускне­ли из-за греха и испачкались в нем. А звуки и слова нашего прославления, чисты ли они в своем звучании? Мы не должны путать их с музыкой или словами, которые опьяняют и рассеивают внимание.

В Новом Завете несколько греческих слов переводят­ся как «прославлять».

•«Эпайнос» — восхвалять; одобрять; хвалить; быть достойным похвалы.

•«Айнос» — рассказ. Хвала, воздаваемая Богу за блага, ожидаемые или полученные.

•«Айнео» — воспевать хвалу (относится только к Богу).

•«Айнезис» — акт прославления, например, жерт­ва благодарения.

•«Докса» — слава; достоинство, честь, хвала, покло­нение. Обозначает заслуженное почтение.

•«Гимнео» — петь гимны; прославлять Бога в песне.

Каждое из этих греческих слов имеет определенный смысловой оттенок и со своей стороны характеризует та­кое понятие, как «прославление». Чаще всего в Новом За­вете для обозначения этого понятия используется слово эпайнос». Прославление «эпайнос» имеет много общего с понятием «поклонение» — оба слова подразумевают почи­тание Бога.

Итак, как связаны между собой прославление и покло­нение? Как я уже отмечал в главе 4, поклоняться Богу — значит, в сердце преклоняться перед Ним в почтении за то, кем Он является, а прославлять Его — значит выра­жать свое понимание того, кем Он является. Когда мы поклоняемся. мы пребываем в страхе перед Божьим величи­ем. Когда мы прославляем Бога, мы говорим об этом ве­личии. Можем ли мы прославлять Бога и в то же время не поклоняться Ему? Нет, не можем.

Можем ли мы поклоняться Богу, не прославляя Его? Поклоняться Богу мы можем и во время пения песни хва­лы, и во время молитвы, и во время чтения Библии, и во время проповеди, и во время путешествия по горам — каждый раз, когда мы осознаем величие Божье и в срав­нении с Ним ощущаем свою ничтожность, склоняемся пе­ред Ним (буквально или фигурально в сердце и мыслях). Не всегда в такие моменты мы испытываем радость, не всегда у нас бывает приподнятое настроение. Но по-на­стоящему смирившись духовно, мы обретаем ободрение от Господа: Он дает нам обновленное сердце, чтобы просла­вить Его (псалом 50).

Возвращаясь к вопросу о различии между прославле­нием и поклонением, отмечу, что хотя прославление и по­клонение не одно и то же, это не повод использовать со­временную христианскую музыку при прославлении. Бог не делает исключения для музыки прославления: ее чи­стота и благопристойность также должны соответствовать Его требованиям. Назвав музыку поклонения музыкой прославления, мы все равно можем оскорбить других, а на это у нас нет права. Всю церковную музыку нужно под­бирать по одному и тому же принципу: она не должна быть похожей на мирскую музыку и ассоциироваться с поведением людей в мире, она не должна оскорблять ве­рующих.

Давайте прервем на мгновение свои дебаты относитель­но музыки и посмотрим, что говорит Мэттью Генри о псалме 150.

Самая лучшая музыка для Божьего уха — это по­священное и благочестивое сердце, поп musica chordula, scd cor — не мелодичный напев, а мелодичное сердце.

Прославляйте Бога сильной верой, святой любовью и радостью; прославляйте своей твердой уверенностью во Христе; прославляйте Его верой в победу над силами тьмы; прославляйте Его с искренним желанием прибли­зиться к Нему и с чувством полного удовлетворения от общения с Ним; прославляйте Его радостной покорно­стью всем Его повелениям; прославляйте Его почита­нием всех Его заповедей; прославляйте Его, радуясь Его великой любви и утешаясь Его великой благостью; прославляйте Его, расширяя Его Царство благодати; прославляйте Его живой надеждой и ожиданием цар­ства Его славы (курсив мой)1.

Аллилуйя!

Глава 14

Наши рекомендации