Разве Библия говорит, что для привлечения людей к Богу все средства хороши?
Суть этого аргумента заключается в том, что в церкви можно исполнять любую музыку, если это помогает привлечь погибающих. Как музыкальный руководитель, я сам часто использовал его. Предполагается, что можно привлечь больше людей в церковь при помощи современной музыки, чем при помощи традиционной церковной музыки, так как люди из мира лучше смогут воспринять Евангелие, если оно будет сопровождаться привычной для них музыкой. Из этого следует, что ради спасения погибающих в церкви можно исполнять любую музыку. Давайте рассмотрим отрывок из Писания, который часто приводится в поддержку этого аргумента: «Для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22).
Слова, выделенные курсивом, часто используются для того, чтобы оправдать современную христианскую музыку как средство спасения погибающих. Ложное утверждение, подтвержденное библейским стихом, приобретает большое влияние в церкви. Многие христиане понятия не имеют, как следует изучать Библию, и их можно легко ввести в заблуждение, предоставив им стихи, вырванные из контекста и ложно истолкованные. Даже пастора, которые научены принципам толкования и знают, как изучать Библию, поддаются этому заблуждению. Это видно из того, что очень многие руководители церкви с энтузиазмом приняли современную музыку в свои церкви, что мало кто из них противостоит ей. Современная музыка не встретила на своем пути никаких препятствий, потому что ее пропагандисты ввели людей в заблуждение. Но пастора должны оберегать своих овец от лжи. а не широко открывать перед ней дверь.
Перед нами еще один пример того, как праведными побуждениями можно замаскировать нежелание отказываться от своих музыкальных пристрастий. На первый взгляд может показаться, что Павел пытается уподобиться тем, кого он надеется обратить, чтобы привести их ко спасению. Однако из контекста становится понятно, что в этом стихе идет речь не о музыке: в этом стихе говорится о том, насколько серьезно Павел относится к благовестим). Апостол защищает свое служения среди иудеев и среди язычников и описывает свое отношение к соблюдению ветхозаветного закона. Он выделяет три группы людей: те, которые находятся под законом, — иудеи; те, которые не под законом, — язычники; те христиане, которые точно не знают, должны они соблюдать закон или нет, — немощные верующие. Но даже здесь Павел убеждает читателя в том, что сам он считает себя не чуждым закона перед Богом, но подзаконным Христу (1 Кор. 9:21). Другими словами, он с уважением относится к сомнениям людей этих трех групп и, если это не противоречит его принципам, подстраивается под них ради их блага. Вырывать 22-й стих из контекста и пытаться обосновать им сомнительную (в лучшем случае) форму поклонения в церкви или сомнительные методы благовестил — это нельзя оправдать.
Апостол Павел написал достаточно много, чтобы мы могли сделать вывод, что он сам никогда не использовал бы и не одобрил бы использование таких сомнительных средств благовестил, как рок-музыка. Обосновывать словами Павла присутствие современной музыки в церкви — значит поступать нечестно по отношению к апостолу: получается, что он оправдывал использование любых плотских или мирских методов привлечения людей.
Это тот же Павел, который призывал нас к святой жизни и убеждал умертвить дела плоти (Рим. 8:13) и убегать от юношеских похотей (2 Тим. 2:22). Это тот же Павел, который учил нас в первую очередь думать о нуждах и слабостях своего ближнего (см. гл. 8).
Мы не имеем права принимать любой мирской метод, чтобы привлечь погибающих. Мы должны быть осторожны в выборе тех методов, которые приемлемы для Царствия Божьего.
Глава 13
Можно ли к музыке прославления выдвигать другие требования?
У нас с Джуди есть очень хорошие друзья, которые живут в штате Огайо и посещают церковь, где с давних времен на богослужении исполняют традиционную музыку. Недавно некоторые из членов этой церкви развернули кампанию по внедрению современной музыки в богослужение. (По иронии судьбы, именно в эту церковь перешли несколько семей из соседней церкви, спасаясь от преобразований в музыкальной сфере, которые спровоцировал я.) Наши друзья поделились со мной этой проблемой, и я дал им пару советов, которые приведены в этой книге, чтобы помочь дать достойный ответ новаторам. Эта семейная пара стала для меня источником вдохновения и поддержки.
Они обратили мое внимание на один довольно интересный момент, касающийся определения понятия поклонения. Музыкальные новаторы в их церкви выделяли особую музыку, которая подходит для прославления, но может не использоваться при поклонении. Они соглашались с традиционалистами в том, что к выбору музыки для поклонения нужно подходить очень осмотрительно, но при этом утверждали, что прославление — это отдельная область и что при прославлении можно использовать современную музыку без барабанов.
Псалом 150, который по праву можно назвать самым великим прославляющим гимном, часто используется как аргумент в защиту идеи о том, что музыка прославления — это особая категория церковной музыки. В частности, стихи 4 и 5 особенно часто используются, чтобы оправдать присутствие современной музыки и танцев на богослужении: «Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе. Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных!»
Я не согласен с таким истолкованием этих слов, потому что оно сделано без учета того культурного и исторического контекста, в котором были написаны псалмы, и с единственной целью — оправдать использование современной музыки. Мы не играем на еврейских музыкальных инструментах и не поем в еврейском стиле. На своих богослужениях мы не требуем такого же благоговения, такой же чистоты и такого же посвящения, каких требовал Давид в Первой книге паралипоменон, в шестнадцатой главе. Скорее всего, такие же требования предъявлялись и к исполнению этого псалма. Евреи играли на ударных инструментах, но я думаю, что глупо ставить в один ряд их кимвалы и тимпаны и барабаны «Rolling Stones», как это делают некоторые.
Но я пойду еще дальше новаторов, которые пытаются разделить церковную музыку на музыку поклонения и музыку прославления. Я считаю, что музыка в церкви может сопровождать только прославление Бога — мы не должны путать музыку с поклонением. Как я уже отмечал ранее, библейское поклонение — это полная противоположность нашему поведению на музыкальных служениях и отношению к ним. То, что мы делаем, воздавая славу Богу и Христу: поем песни, поднимаем руки, делимся свидетельствами о том. как Бог являет себя в нашей жизни, вслух читаем отрывки из Писания — все это является очень точным описанием слова «прославление». Правильнее сказать, что мы в такие моменты прославляем Бога, а не поклоняемся Ему. Поэтому рассмотреть, какая музыка должна звучать во время прославления Бога, является очень важным.
Давайте более подробно рассмотрим, что же обозначает слово «прославлять». Уэбстерский словарь «New World College» определяет глагол «прославлять» так: «признавать чье-то достоинство, выражать одобрение и восхищение; воспевать славу (например, Бога) в песне; превозносить, восхвалять». Английское слово прославлять» происходит от латинского «pretium», что значит ценность, цена. Когда мы кого-то хвалим, мы признаем его достоинства. Сравнив эти слова, мы придем к выводу, что «прославление» — это слышимое выражение похвалы и одобрения, в то время как «поклонение» — это отношение, подразумевающее почтение и благоговение. Прославление и поклонение как два сапога одной пары.
В псалмах для обозначения понятия «прославление» употребляется еврейское слово «халал» (от него произошло наше слово «аллилуйя»). В симфонии Стронга слово «халал» определяется как «быть чистым (первоначально в отношении звука, но обычно в отношении цвета), сиять». Этот же корень имеют еврейские слова, обозначающие «устраивать представление, хвалиться», «кричать до безумия», «восторженно говорить», «праздновать», «воспевать», «восхвалять», «бушевать». Некоторые новаторы на том основании, что одно из слов, имеющих корень «халал», означает «кричать до безумия», утверждают, что во время прославления может иметь место крайнее эмоциональное возбуждение, однако я не вижу, чтобы какой-либо отрывок из Библии, рассмотренный в контексте, подтверждал эту мысль.
Как и большинство еврейских слов, слово «халал» имеет много значений. Первое его словарное значение «быть чистым (по цвету или по звучанию), сиять» подходит больше всего. Когда мы прославляем Иегову, сияем ли мы для Него? Мы не должны прославлять Его, если мы потускнели из-за греха и испачкались в нем. А звуки и слова нашего прославления, чисты ли они в своем звучании? Мы не должны путать их с музыкой или словами, которые опьяняют и рассеивают внимание.
В Новом Завете несколько греческих слов переводятся как «прославлять».
•«Эпайнос» — восхвалять; одобрять; хвалить; быть достойным похвалы.
•«Айнос» — рассказ. Хвала, воздаваемая Богу за блага, ожидаемые или полученные.
•«Айнео» — воспевать хвалу (относится только к Богу).
•«Айнезис» — акт прославления, например, жертва благодарения.
•«Докса» — слава; достоинство, честь, хвала, поклонение. Обозначает заслуженное почтение.
•«Гимнео» — петь гимны; прославлять Бога в песне.
Каждое из этих греческих слов имеет определенный смысловой оттенок и со своей стороны характеризует такое понятие, как «прославление». Чаще всего в Новом Завете для обозначения этого понятия используется слово эпайнос». Прославление «эпайнос» имеет много общего с понятием «поклонение» — оба слова подразумевают почитание Бога.
Итак, как связаны между собой прославление и поклонение? Как я уже отмечал в главе 4, поклоняться Богу — значит, в сердце преклоняться перед Ним в почтении за то, кем Он является, а прославлять Его — значит выражать свое понимание того, кем Он является. Когда мы поклоняемся. мы пребываем в страхе перед Божьим величием. Когда мы прославляем Бога, мы говорим об этом величии. Можем ли мы прославлять Бога и в то же время не поклоняться Ему? Нет, не можем.
Можем ли мы поклоняться Богу, не прославляя Его? Поклоняться Богу мы можем и во время пения песни хвалы, и во время молитвы, и во время чтения Библии, и во время проповеди, и во время путешествия по горам — каждый раз, когда мы осознаем величие Божье и в сравнении с Ним ощущаем свою ничтожность, склоняемся перед Ним (буквально или фигурально в сердце и мыслях). Не всегда в такие моменты мы испытываем радость, не всегда у нас бывает приподнятое настроение. Но по-настоящему смирившись духовно, мы обретаем ободрение от Господа: Он дает нам обновленное сердце, чтобы прославить Его (псалом 50).
Возвращаясь к вопросу о различии между прославлением и поклонением, отмечу, что хотя прославление и поклонение не одно и то же, это не повод использовать современную христианскую музыку при прославлении. Бог не делает исключения для музыки прославления: ее чистота и благопристойность также должны соответствовать Его требованиям. Назвав музыку поклонения музыкой прославления, мы все равно можем оскорбить других, а на это у нас нет права. Всю церковную музыку нужно подбирать по одному и тому же принципу: она не должна быть похожей на мирскую музыку и ассоциироваться с поведением людей в мире, она не должна оскорблять верующих.
Давайте прервем на мгновение свои дебаты относительно музыки и посмотрим, что говорит Мэттью Генри о псалме 150.
Самая лучшая музыка для Божьего уха — это посвященное и благочестивое сердце, поп musica chordula, scd cor — не мелодичный напев, а мелодичное сердце.
Прославляйте Бога сильной верой, святой любовью и радостью; прославляйте своей твердой уверенностью во Христе; прославляйте Его верой в победу над силами тьмы; прославляйте Его с искренним желанием приблизиться к Нему и с чувством полного удовлетворения от общения с Ним; прославляйте Его радостной покорностью всем Его повелениям; прославляйте Его почитанием всех Его заповедей; прославляйте Его, радуясь Его великой любви и утешаясь Его великой благостью; прославляйте Его, расширяя Его Царство благодати; прославляйте Его живой надеждой и ожиданием царства Его славы (курсив мой)1.
Аллилуйя!
Глава 14