Не делайте свои пристрастия камнем преткновения для своего брата

«Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не по­служила соблазном для немощных».

(Первое послание к коринфянам 8:9)

«А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа».

(Первое послание к коринфянам 8:12)

Опять же, в этих стихах идет речь о разногласии между теми же людьми, которые не могли прийти к общему мне­нию, можно ли есть мясо животных, которых принесли в жертву языческим идолам. Я считаю, что в этих стихах заложен принцип, который нужно использовать не только при решении данного конкретного вопроса идоложертвенного мяса. Он должен определять наше поведение при любом вопросе, который вызывает в церкви разногласия.

В восьмой главе Послания к коринфянам Павел гово­рит, что брат волен употреблять в пищу идоложертвенное, если его за это не упрекает совесть. Свобода означает право что-то делать или чего-то не делать, право выби­рать, как поступить. Но опять же, как мы видели ранее, свобода верующего имеет свои ограничения. В четырнад­цатой главе Послания к римлянам сказано, что мы не дол­жны осуждать предпочтения другого человека относитель­но употребления в пищу того или иного мяса, праздно­вания того или иного праздника. Тринадцатый стих этой главы начинается словами: «Не станем же более судить друг друга...». Эти слова новаторы любят цитировать боль­ше всего. Однако у этого стиха есть и вторая часть: «...лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну». Камень преткновения — это причина, по которой другой человек упал, совершил грех, впал в соблазн.

И снова Павел обращает наше внимание на то, что ду­ховно более сильный брат должен считаться с духовно более слабым. Греческая фраза «для немощных» описывает людей, которых легко смутить, повергнуть в нерешитель­ность в каком-то вопросе, в которых легко посеять сомне­ния. Духовно слабый брат особенно восприимчив к кам­ням преткновения, разбросанным духовно сильным братом.

Что можно сказать о таком «духовно сильном» брате? Сильнее ли он во всех вопросах веры, больше ли у него духовного опыта по сравнению с его немощным братом? Я думаю, Павел имеет в виду, что этот человек сильнее только в данном конкретном вопросе. Нужно быть осмот­рительными и не равнять силу в каком-то одном вопро­се с опытностью во Христе в целом. Я считаю, что духов­но опытный христианин — это такой христианин, который больше других уподобился Христу, а значит, он реже при­нимает участие в таких сомнительных действах, подобных этому. Очень часто мы думаем, что музыкальные новато­ры — духовно более сильные и зрелые христиане, по сравнению с «немощными» традиционалистами. Я же счи­таю, что мы глубоко заблуждаемся!

В Первом послании к коринфянам 8:13 Павел подводит итог своим рассуждениям: «И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего». Павел обещает, что воздержится от тех дей­ствий, которые могут оскорбить его братьев. В Послании к римлянам 14:21 апостол говорит: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (курсив мой).

Применение принципа

Если музыка, которую мы выбираем, оскорбляет наше­го немощного брата и становится для него камнем пре­ткновения, мы не должны слушать эту музыку в его при­сутствии.

4. Будьте строителем, а не крушителем

«Итак, будем искать того, что служит к миру и ко взаимном у назиданию ».

(Послание к римлянам 14:19)

«Назидать» буквально обозначает «быть строителем, воз­водить здание, утверждать».

В четырнадцатой главе Послания к римлянам Павел рассуждает о том, как правильно относиться к спорам по поводу личных предпочтений в мирских вопросах. В цер­кви города Рима шли дебаты по поводу пищи и праздни­ков. Павел не поддерживает ни одну из сторон и не дает ни одной из партий повода для гордости. Он напомина­ет, что все христиане ответственны перед Богом. В сем­надцатом стихе он утверждает, что Царство Божье — не пища и питье, а «праведность и мир и радость во Свя­том Духе». Это означает, что мы должны изо всех сил стараться поступать так, чтобы сохранять мир, а не раз­жигать вражду. Нам следует строить здание веры друг друга, а не сносить его.

В двадцатом стихе сказано: «Ради пищи не разрушай дела Божия». Разрушать — значит сносить, крушить. Сносящие дом ничего не строят — они крушат здание.

Применение принципа

Нам следует быть строителями тела Христова, а не его разрушителями.

Заключение

Довод о том, что музыка — это дело личного вкуса каждого, — одно из самых важных оправданий использования современной музыки в церкви, поэтому этот довод нужно опровергнуть. Не бойтесь сказать человеку, кото­рый ратует за современную музыку, что эта музыка ос­корбляет вас и вводит в соблазн. Мы на деле должны являть то, о чем проповедуем, и применять все приведен­ные выше принципы к любой спорной ситуации в церкви. Новаторы пользуются тем, что традиционалисты иногда поступают лицемерно, — это помогает им вербовать себе союзников.

В церквах христиане должны назидать друг друга, жертвовать своей личной свободой, больше заботиться о нуждах других, чем о своих пристрастиях, избегать вся­кого рода зла. Если все это станет реальностью нашей жизни, тогда мы не будем вести войну по поводу музы­ки, а будем делать все возможное, чтобы угодить друг другу и помочь в строительстве здания веры. Музыкаль­ные служители станут больше заботиться о своей пастве, нежели о зрелищности собрания и манере исполнения песен. И тогда никому не придется покидать церковь из- за разногласий в музыке. Было ли в истории церкви такое время, когда все были согласны друг с другом в вопросе музыки, когда никто не чувствовал себя оскорб­ленным? Я думаю, что было. До начала семидесятых годов двадцатого века все мы признавали одну и ту же музыку, которая никоим образом не была связана с без­нравственностью, не в пример современной.

Глава 9

Наши рекомендации