Не делайте свои пристрастия камнем преткновения для своего брата
«Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных».
(Первое послание к коринфянам 8:9)
«А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа».
(Первое послание к коринфянам 8:12)
Опять же, в этих стихах идет речь о разногласии между теми же людьми, которые не могли прийти к общему мнению, можно ли есть мясо животных, которых принесли в жертву языческим идолам. Я считаю, что в этих стихах заложен принцип, который нужно использовать не только при решении данного конкретного вопроса идоложертвенного мяса. Он должен определять наше поведение при любом вопросе, который вызывает в церкви разногласия.
В восьмой главе Послания к коринфянам Павел говорит, что брат волен употреблять в пищу идоложертвенное, если его за это не упрекает совесть. Свобода означает право что-то делать или чего-то не делать, право выбирать, как поступить. Но опять же, как мы видели ранее, свобода верующего имеет свои ограничения. В четырнадцатой главе Послания к римлянам сказано, что мы не должны осуждать предпочтения другого человека относительно употребления в пищу того или иного мяса, празднования того или иного праздника. Тринадцатый стих этой главы начинается словами: «Не станем же более судить друг друга...». Эти слова новаторы любят цитировать больше всего. Однако у этого стиха есть и вторая часть: «...лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну». Камень преткновения — это причина, по которой другой человек упал, совершил грех, впал в соблазн.
И снова Павел обращает наше внимание на то, что духовно более сильный брат должен считаться с духовно более слабым. Греческая фраза «для немощных» описывает людей, которых легко смутить, повергнуть в нерешительность в каком-то вопросе, в которых легко посеять сомнения. Духовно слабый брат особенно восприимчив к камням преткновения, разбросанным духовно сильным братом.
Что можно сказать о таком «духовно сильном» брате? Сильнее ли он во всех вопросах веры, больше ли у него духовного опыта по сравнению с его немощным братом? Я думаю, Павел имеет в виду, что этот человек сильнее только в данном конкретном вопросе. Нужно быть осмотрительными и не равнять силу в каком-то одном вопросе с опытностью во Христе в целом. Я считаю, что духовно опытный христианин — это такой христианин, который больше других уподобился Христу, а значит, он реже принимает участие в таких сомнительных действах, подобных этому. Очень часто мы думаем, что музыкальные новаторы — духовно более сильные и зрелые христиане, по сравнению с «немощными» традиционалистами. Я же считаю, что мы глубоко заблуждаемся!
В Первом послании к коринфянам 8:13 Павел подводит итог своим рассуждениям: «И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего». Павел обещает, что воздержится от тех действий, которые могут оскорбить его братьев. В Послании к римлянам 14:21 апостол говорит: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (курсив мой).
Применение принципа
Если музыка, которую мы выбираем, оскорбляет нашего немощного брата и становится для него камнем преткновения, мы не должны слушать эту музыку в его присутствии.
4. Будьте строителем, а не крушителем
«Итак, будем искать того, что служит к миру и ко взаимном у назиданию ».
(Послание к римлянам 14:19)
«Назидать» буквально обозначает «быть строителем, возводить здание, утверждать».
В четырнадцатой главе Послания к римлянам Павел рассуждает о том, как правильно относиться к спорам по поводу личных предпочтений в мирских вопросах. В церкви города Рима шли дебаты по поводу пищи и праздников. Павел не поддерживает ни одну из сторон и не дает ни одной из партий повода для гордости. Он напоминает, что все христиане ответственны перед Богом. В семнадцатом стихе он утверждает, что Царство Божье — не пища и питье, а «праведность и мир и радость во Святом Духе». Это означает, что мы должны изо всех сил стараться поступать так, чтобы сохранять мир, а не разжигать вражду. Нам следует строить здание веры друг друга, а не сносить его.
В двадцатом стихе сказано: «Ради пищи не разрушай дела Божия». Разрушать — значит сносить, крушить. Сносящие дом ничего не строят — они крушат здание.
Применение принципа
Нам следует быть строителями тела Христова, а не его разрушителями.
Заключение
Довод о том, что музыка — это дело личного вкуса каждого, — одно из самых важных оправданий использования современной музыки в церкви, поэтому этот довод нужно опровергнуть. Не бойтесь сказать человеку, который ратует за современную музыку, что эта музыка оскорбляет вас и вводит в соблазн. Мы на деле должны являть то, о чем проповедуем, и применять все приведенные выше принципы к любой спорной ситуации в церкви. Новаторы пользуются тем, что традиционалисты иногда поступают лицемерно, — это помогает им вербовать себе союзников.
В церквах христиане должны назидать друг друга, жертвовать своей личной свободой, больше заботиться о нуждах других, чем о своих пристрастиях, избегать всякого рода зла. Если все это станет реальностью нашей жизни, тогда мы не будем вести войну по поводу музыки, а будем делать все возможное, чтобы угодить друг другу и помочь в строительстве здания веры. Музыкальные служители станут больше заботиться о своей пастве, нежели о зрелищности собрания и манере исполнения песен. И тогда никому не придется покидать церковь из- за разногласий в музыке. Было ли в истории церкви такое время, когда все были согласны друг с другом в вопросе музыки, когда никто не чувствовал себя оскорбленным? Я думаю, что было. До начала семидесятых годов двадцатого века все мы признавали одну и ту же музыку, которая никоим образом не была связана с безнравственностью, не в пример современной.
Глава 9