Репертуар как основа художественной деятельности оркестра. принципы выбора репертуара дирижером

Репертуар является важнейшим средством повышения творческого потенциала оркестра. При выборе того или иного произведения дирижер должен учитывать его художественную ценность, возможность освоения пьесы коллективом, а также заинтересованность участников в работе над ним. Известно, что интерес участников к произведению является существенным фактором его быстрого усвоения. Необходимо включать в репертуар произведения западной и русской классики. Конечно, они требуют больших временных и творческих затрат, но такие произведения способствуют формированию высокого художественного вкуса, воспитывают культуру звука. Поэтому необходимо заботиться о том, чтобы в репертуаре оркестра наряду с народной музыкой были классические произведения.

Правильно подобрать репертуар для оркестра русских народных инструментов – дело непростое. Каждый коллектив располагает присущими только ему техническими и художественными возможностями, в соответствии с которыми руководителю приходится выбирать пьесы. Коллектив должен иметь в своем репертуаре такие пьесы, которые можно было бы исполнять в различной аудитории, на различных мероприятиях. Руководитель каждого оркестра подбирает свой репертуар, который постоянно расширяется и обновляется за счет новых оригинальных произведений, переложений и обработок.

При отборе репертуара необходимо учитывать идейную и художественно – эстетическую направленность и ценность пьесы; возможность её художественного и технического исполнения в данном оркестре; интересна ли пьеса для участников и самого руководителя. Каждое исполняемое произведение должно способствовать совершенствованию технического мастерства и художественного вкуса у оркестрантов, закреплению и развитию навыков ансамблевой игры, развитию эстетических вкусов, пониманию музыки, обогащению духовного мира и нравственной культуры, развитию интереса у оркестрантов к народной инструментальной музыке, к занятиям в коллективе, расширению концертной практики.

Для учебной работы лучше всего подходят нетрудные пьесы, мелодичные народные песни и танцы в легкой обработке. Таким требованиям отвечают многие партитуры Н.Фомина («Колыбельная», «Пава»), Н.Будашкина («За дальнею околицей», Анданте из «Лирической сюиты», «Родные просторы», «Хороводная»), Ю.Шишакова («Во горнице, во новой», «Скерцино»), В.Подъельского («Во саду ли, в огороде», «Степь да степь кругом», «То не ветер ветку клонит», «Ходила младешенька»). Пьесы современных уральских композиторов, созданные специально для оркестра русских народных инструментов музыкальных школ. Это В.Егоров («Мечта», «Веселая музыка»), А.Бызов («Шарманка», «Танец», «Сивка», «Разбойники») и другие.

Эти пьесы способствуют совершенствованию технического мастерства оркестрантов, закрепляют навыки игры в ансамбле, развивают интерес к народной музыке, к занятиям в коллективе, обогащают духовный мир, внутреннюю культуру, эстетические вкусы, воспитывает всесторонне развитого музыканта. Они с интересом исполняются учащимися и не представляют больших технических и художественных трудностей.

Концертный репертуар, наряду с требованиями, которым он должен отвечать как учебный, обязан удовлетворять ещё целому ряду условий. Ведь он становится достоянием, как участников оркестра, так и слушателей. С его помощью решаются задачи не только учебно – творческие, но и художественно – исполнительские.

Значительную группу пьес в репертуаре народного оркестра составляют песни в виде обработок, переложений или же оригинальные сочинения, созданные на их основе. Классическими для народных оркестров стали: вариации на тему русской народной песни «Светит месяц», обработка русской народной песни «Как под яблонькой»; вальсы «Метеор», Фавн», «Бабочка», и «Искорки» В.Андреева. «Сказ о Байкале», «Думка», «Русская рапсодия» Н.Будашкина; обработки русских народных песен: «Эх, да уж вы, ночи», «Вспомни – вспомни», «У ворот, ворот», музыкальная картина «Берёзонька» Н.Фомина, фантазия на тему русской народной песни «Липа вековая» П.Куликова. Эти произведения понятны каждому. Народные песни являются историей народа, его душой, составляют его духовное богатство. Их встречают с особой теплотой и взыскательностью. Исполнение, трактовка этих пьес должна быть современной, отличаться своеобразием и оригинальностью. Только в этом случае они слушаются с подлинным интересом, производят глубокое впечатление.

Большую группу пьес в репертуаре народного оркестра образуют и инструментовки пьес композиторов – классиков П.Чайковского, Н. Римского – Корсакова, М.Мусоргского, А.Лядова, Г.Свиридова а также Д.Шостаковича, С.Прокофьева и многих других композиторов. «Классика – это проверенная временем, лучшая школа воспитания. В выборе таких произведений дирижеру нужно особенно внимательно изучать характер и качество инструментовки, так как пьеса может потерять свои художественные достоинства. Уровень инструментовки, её соответствие стилю и характеру первоисточника, сохранение особенностей его языка и голосоведения, ритмических особенностей в оркестровом изложении – первейшее условие при выборе этих произведений» (М.Канерштейн, Вопросы дирижирования).

Что касается игры оркестра с солистами – инструменталистами – баянистами, домристами, балалаечниками, то репертуар в этой области пополняется довольно медленно. Играются, в основном, проверенные временем концерты для домры с оркестром русских народных инструментов: Н.Будашкина, Ю.Зарицкого, В.Золотарева, Б.Кравченко; концерты для баяна с оркестром Н.Мяскова, Н.Чайкина; концерты для балалайки с оркестром русских народных инструментов: Ю.Блинова, Т.Шутенко и других композиторов. С певцами хорошо исполнять русские народные песни, старинные романсы.

Работа с оркестром должна быть темпераментной, интересной, дирижер должен суметь заинтересовать, увлечь оркестр, вызвать в нём желание работать и находить удовлетворение в познавании и изучении оркестрового произведения.

ТЕМА 5.

Наши рекомендации