Игра-разминка «Утки – беленькие грудки».
Вышли утки на снежок,
На высокий бережок.
Серенькие утки,
Беленькие грудки.
По морозу босиком
Ходят утки косяком.
Ах, какие утки,
Беленькие грудки. (Дети-утки идут, похлопывая крыльями по бокам.)
Вот они на старый пруд
Вперевалочку бегут.
Шибче, шибче, утки,
Беленькие грудки. (Вперевалочку бегут.)
На утиную беду
Пруд любимый весь во льду.
– Что нам делать, утки,
Беленькие грудки? (Останавливаются и пожимают плечами, поворачиваясь из стороны в сторону.)
Закричали утки: «Кря!
Мы теряем время зря!
Ну-ка спляшем, утки,
Беленькие грудки».
Закружился хоровод,
Проломился тонкий лед.
В пруд нырнули утки,
Беленькие грудки. (Идут в хороводе.)
Снова ожил старый пруд,
Там кораблики плывут.
Это наши утки,
Беленькие грудки. («Плывут» по воде, сложив крылышки.)
Воспитатель в роли хозяйки уток просит уточек идти домой. Проводится этюд на выразительную интонацию. Утята при помощи одной интонации голоса («кря-кря») должны выразить свои эмоции.
Этюд на интонационную выразительность «Хозяйка и утки».
Хозяйка (ласково). А теперь, утята, пора в сарай, спать!
Утята (ворчливо). Кря-кря-кря!
Хозяйка (берет прут). Не ворчите! Вот я вам задам!
Утята (гневно). Кря-кря-кря!
Хозяйка (строго). Марш в сарай! (Загоняет утят в сарай – на стульчики; потом подходит к сараю и прислушивается.) Как тут мои утята?
Утята (жалобно). Кря-кря-кря!
Хозяйка (ласково). Пожалею моих утят. Утята, выходите! (Открывает воображаемую дверь сарая и выпускает утят.) Ну, что вы хотите, утята?
Утята (просяще). Кря-кря-кря!
Хозяйка. Вы просите прощения?
Утята (кивают головами). Кря-кря-кря!
Хозяйка. Прощаю вас за непослушание. Попейте свежей водицы.
После этюда воспитатель спрашивает у детей, какие были утята, как они себя вели, когда и каким голосом отвечали хозяйке. Дети проигрывают голосом интонацию утят в различных ситуациях, потом подражают их движениям.
Игра-ситуация «Сыграем в театр?»
Программное содержание.Приобщать детей к миру театра; дать представление о театральных профессиях, о жизни театра; вовлекать в ситуацию творчества и игры; побуждать к выбору роли; учить входить в воображаемую роль; учить играть в настольном театре.
Материалы.Декорации и игрушки к сказке «Какая погода лучше?»; материалы для афиш и билетов.
Связь с другими занятиями и видами деятельности.Сюжетно-ролевая игра, музыка.
Ход игры
Воспитатель рассказывает детям, как она недавно ходила в театр.
Рассказ воспитателя «Как я была в театре»
Совсем недавно я побывала в театре. Мне так понравилось в нем, что очень хочется об этом рассказать. Еще на подходе к театру видно афишу, которая приглашает всех желающих посмотреть спектакль. В ней указано название спектакля, какие актеры сегодня играют.
В театре живет праздник. Там много света, играет музыка, красивые залы, нарядно одетые люди. Все стоят и ждут, когда прозвенит звонок, чтобы попасть в зрительный зал. Зрители занимают места, которые указаны в их билетах. Занавес на сцене закрыт, поэтому никто не знает, что там на ней будет. Гаснет свет, играет музыка, открывается занавес, выходят актеры, и спектакль начинается.
Когда я посмотрела спектакль, то поняла, как много людей старается для того, чтобы спектакль получился интересным. В театре работают люди самых разных профессий: сценаристы, режиссеры, актеры, декораторы, художники, гримеры, костюмеры, музыканты. А еще в тетаре есть кассиры, билетеры, гардеробщики, буфетчики. Как вы думаете, чем занимаются эти люди?
После рассказа воспитатель вовлекает детей в беседу о том, как люди самых разных театральных профессий помогают зрителю в театре, участвуют в подготовке спектакля.
Далее педагог предлагает детям поиграть в театр. В соответствии со своими желаниями ребята получают роли работников театра. Определяется место, где будет театр, и каждый представляет свою роль. Остальные дети (и воспитатель) – зрители.
Расклейщик афиш
У меня в руке афиши,
Я расклею их повсюду.
Приходите, наш спектакль -
Загляденье, просто чудо!
Кассир
Продаю с утра билеты,
И билетов больше нет.
Есть билеты лишь на среду,
На «Жар-птицу» – на субботу.
Вечером, после работы,
Есть билет на «Колобок».
Покупайте, приходите,
Скоротайте вечерок!
Гардеробщик
Всех сегодня обслужу,
Всем сегодня угожу:
Вашу шубку – на крючок,
Получайте номерок.
Вы не думайте, голубчик,
Не помнется ваш тулупчик!
Билетер
Я билеты проверяю,
Без билета не пускаю.
Ваше место – в бельэтаже,
Вам бинокль не нужен даже,
А у вас – в партере место,
Поскорей садитесь в кресло.
Буфетчик
Бутерброды и конфеты,
Мандарины и галеты
Вам могу я предложить,
Ведь в антракте так приятно
Выпить кофе ароматный.
Чем еще вас угостить?
Дети подготавливают импровизированную афишу (большую открытку, плакат и т. п.), билеты (фантики). Затем разыгрывают сценки-импровизации: как люди идут в театр, рассматривают афиши, выбирают, на какой спектакль пойти, покупают билеты и идут в фойе, раздеваются, кушают в буфете, входят в зрительный зал.
Далее желающие дети показывают настольный кукольный спектакль по знакомой сказке «Какая погода лучше?» (см. одноименную игру-ситуацию, стр. 61). После спектакля проводится его обсуждение по следующим примерным вопросам: что увидел и услышал волчонок ночью? Почему тихий лунный вечер может кому-то нравится, а кому-то не нравится? Дождь – это хорошо или плохо? Что сказала волчонку мама, когда он лег спать?
Примечание.Спектакль по знакомой сказке может быть исполнен и без участия взрослого, в этом случае дети выбирают ведущего из сверстников. Диалоги придумываются ребятами по ходу инсценировки.
Игра-ситуация «Скоро премьера!»
Программное содержание.Приобщать детей к искусству театра, побуждать входить в творческие группы (актеров, режиссеров, декораторов, гримеров, музыкантов); вовлекать в игру по знакомой сказке «Репка», учить вовремя отзываться на реплику и входить в роль, взаимодействовать с партнерами по сцене.
Материалы.Декорации и костюмы к сказке «Репка».
Связь с другими занятиями и видами деятельности.Художественная литература, музыка, развитие речи.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям продолжить разговор о театре и подготовить спектакль по всем правилам: с костюмами, музыкой и декорациями. Распределяет детей (по их желанию) в художественно-производственные группы: актеров, режиссеров, художников, декораторов, гримеров, музыкантов, костюмеров. Каждая группа берет себе задание. Так, актеры будут выучивать роли; режиссеры будут учить актеров, как им надо играть пьесу; музыканты – подыгрывать на музыкальных инструментах; костюмеры – искать и (или) изготавливать костюмы; художники и декораторы – оформлять сцену; гримеры – делать актерам грим. Для исполнения на сцене воспитатель и дети выбирают хорошо известную сказку, например, «Репку». Сначала дети вспоминают сказку, пересказывая ее совместно с воспитателем. Потом обговаривают, какие в ней будут герои. Затем решают, во что герои будут одеты, как обустроить сцену, какие декорации можно нарисовать. Так складывается материал для работы.
Герои:репка, дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка.
Декорации:нарисованный на листе бумаги огород, готовые бутафорские домик и колодец.
Костюмы:фартук и платок для бабки, шапка и кафтан для деда, платочек для внучки, шапочка для Жучки, шапочка для кошки, шапочка для мышки.
Музыка:музыканты выбирают понравившуюся русскую народную мелодию (аудиозаписи), под которую будут подыгрывать на детских музыкальных инструментах во время спектакля (обычно в его начале и конце).
Дети под руководством взрослого проводят подготовку рабочего материала и сцены. Отбираются музыкальные записи, костюмеры одевают артистов, гримеры делают «усики» детям, исполняющим роли животных. На сцене устанавливаются декорации, садится на свое место оркестр, актеры уходят за кулисы, и спектакль начинается.