Связь игр в детский сад с играми на другие темы
Игры в детский сад могут переплетаться с играми на другие темы:
– с играми в семью: мама поручает старшему брату отвести сестренку в детский сад, он выполняет поручение и приносит записку от воспитателя о том, что состоится родительское собрание; вся семья приходит на праздник в детский сад;
– с играми в транспорт: папа одного мальчика, капитан дальнего плавания, приходит в детский сад и рассказывает детям о морских приключениях; заведующая детского сада звонит в автоколонну и просит дать автобус, чтобы поехать в цирк;
– с играми в магазин: магазин поставляет в детский сад продукты;
– с играми в больницу: дети из детского сада попали в больницу, где работает мама одного из ребят, она сообщает детям о здоровье их сверстников, приносит им гостинцы от воспитанников детского сада;
– с играми в мастерскую и парикмахерскую: воспитатель приводит детей на экскурсию в мастерскую или парикмахерскую, показывает, как работают мастера;
– с играми в почту: дети детского сада пишут письмо своим родителям, а родители – своим детям; почтальон приносит в детский сад посылку из Африки.
Театрализованная игра
В средней группе все виды и формы проявления театрализованной игры усложняются, главным двигателем творчества в этом возрасте являются возрастающий интерес к художественной деятельности, активное овладение детьми игровыми умениями (следить за развитием взаимодействия персонажей спектакля, разыгрывать роли, при этом красиво двигаться, управлять интонацией, выражать эмоцию в мимике).
В 4–5 лет у детей появляется интерес к разнообразию ролевых воплощений, поэтому педагогу необходимо прослеживать количество проигрываемых каждым ребенком ролей. Качество исполнения роли пока не сильно беспокоит малыша – он только учится играть и чувствовать роль. Желание «наиграться» превалирует над другими стремлениями. Воспитатель, действуя как мудрый партнер, режиссер и советчик, анализирует возможности ребенка и со временем сможет выстроить перспективу развития его артистизма, навыков художественной игры.
Пока же нужно дать ребенку как можно больше образцов-эталонов и вариантов-интерпретаций (ролей, действий, сюжетов), чтобы, с одной стороны, научить драматизации, а с другой стороны – не ограничить свободу мысли и чувства. Следует пополнять художественные впечатления детей, давать пищу для восприятия. Педагог, показывая отдельные игры-драматизации, сценки или развернутые драматические представления, тем самым удовлетворяет потребность детей в художественном зрелище. Сюжеты, оказывающие сильные впечатления на ребенка, вызывают в нем большое желание подражать, то есть играть роли, причем так же вдохновенно и выразительно, как это делает воспитатель. Начиная со средней группы, у детей все ярче проявляется способность к художественной имитации; воспитателю нетрудно увлечь их интерпретацией роли, ярким сюжетом.
Сюжеты, которые предлагает взрослый детям, изменяются: они становятся более сложными для восприятия, могут быть продолжительнее, чем раньше. Педагог побуждает ребят к выделению нравственной идеи (добра и зла, взаимопомощи и др.) прочитанной сказки, воспитывая чутких слушателей.
В настоящем пособии предлагаются разработанные нами сценарии игровых ситуаций, представляющих собой совокупность художественно-творческих обстоятельств, в которые попадает ребенок. Игры-ситуации включают в себя различные виды театрализованной игры: разминки, этюды, игры с движением, импровизации, игры-инсценировки, сказки, спектакли. Ведущей остается идея представить театрализованную игру как эмоциональную ситуацию, которая требует «переживания в проживании», и которую специально создает и организует педагог. Здесь надо сказать о самом педагоге. Теперь к педагогу предъявляется требование быть артистичным, творческим, динамичным, для того чтобы воздействовать на чувственно-эмоциональную сферу ребенка, способствовать его погружению в мир драматизации.
Театрализованная деятельность детей в средней группе значительно усложняется в связи с их возросшими возможностями. Теперь взрослый предоставляет ребятам сюжеты на выбор: дети могут их показывать в настольном театре, проигрывать в драматическом детском театре; также можно предложить их в виде этюдов и всевозможных игр.
Приемы работы над ролью также существенно меняются: активно используются творческие задания («Покажи, как курочка просит у хозяюшки маслица»), вовлечение в диалог (например, в играх-инсценировках про парикмахерскую), в импровизацию («… И тут птицы испугались и полетели, гневно крича…»), включаясь в которые ребенок призовет на помощь воображение, даст свой взгляд на ситуацию, поразмыслит.
Некоторые игры носят характер сюжетно-ролевой игры. Начинаясь с обсуждения замысла, такая игра может обрастать выразительными диалогами, художественными ситуациями, что сближает ее с собственно драматизациями. В разделе «Сюжетно-ролевая игра» настоящего пособия мы упоминали о том, что театрализованные игры питают сюжетно-ролевую игру: именно из художественной, театрализованной игры ребенок черпает идеи и образцы построения сюжета, что впоследствии разовьет у него способности к сюжетосложению, которые так необходимы в старшей группе для развития игровых умений в творческой игре.
Воспитателю следует помнить о том, что дети 4–5 лет могут самостоятельно обустраивать место для своей игры: строить простейшие конструкции, изготавливать атрибутику, элементы костюмов. Педагог помогает им реализовать идеи обустройства игрового пространства, предоставляя для этого специально отведенное время (во время занятий, в свободное время). Это заставляет педагога задуматься об особенностях и возможностях предварительной работы. Как в сюжетно-ролевой, так и в театрализованной игре предварительная работа становится крайне необходимой, так как она позволяет оснастить будущий сюжет (спектакль) предметной средой.
Так же как и в разыгрывании сюжетов, в оборудовании предметно-пространственной среды воспитатель должен давать детям как можно больше возможностей проявить самостоятельность. Пусть на первых порах малыши что-то сделают не так, зато потом, освоившись, скорее поймут, чего они не учли, какую деталь не сделали, разыгрывая ту или иную сценку.
Большое значение мы уделяем роли педагогического театра как образца творческого поведения взрослых, что является необходимым в развитии творческих способностей детей. В пособии представлена деятельность такого театра в виде «театра одного актера» (воспитателя) в сценках, играх, инсценировках, а также в виде небольшого театрального коллектива (в спектакле «Ленивая Маша»), которому по плечу исполнение пьес различного жанра (в данном примере это сочетание кукольного и драматического театра взрослых). Большие выразительные возможности педагогического театра существенно упрощают работу педагога по накоплению у детей художественных впечатлений.
Используя представленный в данном пособии материал, воспитатель может включать его в свою работу вариативно, по-своему, например, брать только отдельные игры, сюжеты или соединять две-три игровые ситуации в целостный игровой блок. Это избавит педагога от шаблона, пробудит в нем творческий подход к детской игре.
Предлагаемые игры-ситуации можно проводить в любое время в режиме дня: как на занятиях, так и в свободной деятельности детей.
Сценарии игр-ситуаций
Сентябрь