Упражнения для развития представлений
О танцевальных жанра:
«Три танца». Музыка Г. Левкодимова.
О характере музыки:
«Весело, грустно». Музыка Г. Левкодимова.
«Подбери музыку». Музыка Д. Кабалевского.
Об образной основе музыки:
«Подбери картинку». Музыка В. Агафонникова.
Об изобразительных возможностях музыки:
«Море». Музыка Н. Римского-Корсакова.
«Лесенка - чудесенка». Музыка Е. Тиличеевой.
«Кого встретил Колобок». Музыка Г. Левкодимова.
«Узнай и сложи песенку». Музыка знакомых детям потешек.
«Веселый поезд». Музыка Е. Тиличеевой.
«Громкая и тихая музыка». Музыка Г. Левкодимова.
«Музыкальный магазин». Музыка знакомых детям песенок.
О форме произведения:
«Разноцветные кубики». Музыка Г. Левкодимова.
Упражнения, игры для развития музыкально - сенсорного восприятия (Упражнения представлены в учебном пособии Л. Комиссаровой, Э. Костиной «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» (М., 1986))
Звуковысотные отношения:
«Узнай песенку по двум звукам». « Бубенчики» Е. Тиличеевой.
«Маленькие лесенки». Музыка Э. Костиной.
«Цирковые собачки». Музыка Е. Тиличеевой.
Ритмические отношения:
«Ритмическое лото». Музыка Е. Тиличеевой.
Тембровые отношения:
«Музыкальные инструменты». Музыка Г. Левкодимова.
Динамические отношения:
«Кто самый внимательный». Музыка Г. Левкодимова.
Репертуар произведений, предназначенных для слушания
Мир ребенка, сверстников и взрослых людей:
«Менуэт». И. Бах.
«Соната № 7, ре-мажор». И. Гайдн.
«Мазурка». А. Гречанинов.
«Танец эльфов», «В пещере горного короля», «Шествие гномов» Э. Григ.
«Вальс» Н. Леви.
«Мимолетное видение», «Вальс», «Менуэт», С. Майкапар.
« Менуэт», «Симфония № 40, си-минор» (отрывок). В. Моцарт.
« Старый замок». М. Мусоргский.
«Менуэт». Г. Перселл.
«Ноктюрн», «Мазурка», «Русская песня», «Вальс», «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро». П. Чайковский.
«Прелюдия № 4, ми-минор». Ф. Шопен.
«Аvе Магiа», «Музыкальный момент» Ф. Шуберт.
« Первая утрата». Р. Шуман.
«Во поле береза стояла...». Русская народная мелодия в обр. Н. Римского-Корсакова.
«Во поле береза стояла.,.». Русская народная мелодия в обр. А. Гурилева.
«Голова ль моя, головушка». Русская народная мелодия в обр. Н. Римского-Корсакова.
Природа в музыке:
«Жаворонок». М. Глинка.
«Подснежник». А. Гречанинов.
«Утро». Э. Григ.
«Вечер», «Петя и волк». С. Прокофьев.
«Карнавал животных», «Длинноухие персонажи», «Кенгуру», «Аквариум», «Лебедь». К. Сен-Санс.
«Песня жаворонка», «Подснежник» (из цикла «Времена года»). П. Чайковский. «Вечером». Р. Шуман.
Рукотворный мир:
«Волынка». И. Бак.
«Тамбурин». Ш. Рамо.
«Звонили звоны». Г Свиридов.
«Танцы кукол» (Вальс. Лирический вальс. Вальс-шутка. Гавот. Полька. Романс. Танец). Д. Шостакович.
ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ:
1. Ребенок освоил азбуку седьмой ступени музыкальной культуры слушания произведений различного содержания и характера; у него сформирован опыт ценностных ориентаций к своей большой Родине — России:
• Знает многих композиторов и их отдельные произведении, называет их.
• Имеет развитое музыкально-эстетическое сознание.
• Знает различные жанры в музыке, сравнивает, обобщает отдельные их виды, находит в них общее и различное.
• Знает, помнит, называет большинство произведений, прослушанных в течение года; может обобщить их по какому-либо признаку или найти в них различия.
• Имеет развитое представление об образной природе трех- частной музыки.
• Знает, различает по внешнему виду и тембру большое количество музыкальных инструментов.
II. Освоена азбука седьмой ступени деятельности слушания музыки:
• Развиты способности целостного музыкального восприятия, ребенок чувствует выразительность в музыке.
• Развито дифференцированное музыкальное восприятие:
— ребенок воспринимает форму произведения;
— ребенок воспринимает изменения средств музыкальной выразительности в комплексе.
• Развиты музыкально-сенсорные способности более высокого уровня чувствительности, чем у детей шестого года жизни.
• Развито умение давать оценку прослушанным музыкальным произведениям; ребенок может проявлять свое отношение к музыке в различной художественно-творческой деятельности; моделирует форму, характер, содержание прослушанной музыки.
III. Ребенок освоил азбуку седьмой ступени развития музыкального творчества:
• Может составлять творческую композицию (на фланелеграфе, на заранее подготовленном панно) по эмоционально-образному содержанию прослушанной музыки.
• Может импровизировать под музыку.
ПЕВЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ