II. Развивать нравственную сферу ребенка, ориентированную на общечеловеческие ценности.
• Воспитывать любовь к своей семье, родному дому:
— мир ребенка:
знания: овладевать о родном доме, осознавать себя сыном (дочкой) усвоить: «Я — член семьи»;
умения: осваивать умение выражать свое состояние и потребность в общении с родными;
опыт ценностных ориентаций: побуждать говорить о себе с положительным чувством, выражать привязанность к родным и близким людям;
— мир людей:
знания: побуждать ощущать чувство родства с близкими людьми и выстраивать элементарные родственные связи: моя мама, мой папа, моя сестра и т. п.;
умения: побуждать участвовать вместе с семьей в добрых делах, проявлять отзывчивость на состояние близких родных (пропеть, проговорить ласковые слова; обнять, приласкать, пожалеть и т. п.);
опыт ценностных ориентаций: побуждать проявлять интерес к действиям, пению, речи родных людей; учить по выражению лица и жестам понимать проявление эмоций людей: смех, плач, гнев и т. п.; побуждать охотно выполнять просьбы мамы, папы, бабушки и т.д.
— мир природы:
знания: побуждать усваивать знания о домашних животных, насекомых, комнатных цветах, растениях, растущих рядом с домом;
умения: побуждать выполнять посильные действия в совместной деятельности со взрослыми в семье (детском саду) по уходу за растениями и животными;
опыт ценностных ориентаций: побуждать бережно относиться к природе переживать радость, восхищение, удивление при встрече с растениям животными, насекомыми возможно и сопереживать при неосторожном обращении с ними;
— рукотворный мир:
знания: побуждать усваивать элементарные знания о своем родном доме (квартире), развивать представлении о домашнем быте (игрушки, мебель, одежда и т. п.);
умения: уметь пользоваться окружающими предметами; опыт ценностных ориентаций: побуждать проявлять бережное отношение к игрушкам и предметам (не обижать кукол, беречь одежду и т. п.).
III. Развивать познавательные процессы.
• Восприятие:
— развивать эстетическое восприятие музыки, живописи, поэзии, театра;
— развивать слуховое восприятие в процессе вслушивания в звуки окружающего мира, различать их в процессе группировки по образцу шумящих игрушек (самодельных);
— развивать зрительное восприятие в процессе показа иллюстраций, в процессе моделирования содержания и характера музыки.
• Память:
— побуждать запоминать:
слова песни, способы выполнения движений (основных, танцевальных);
простые песни, танцы, хороводы, игры, упражнения и выполнять их самостоятельно;
элементарные музыкально-сенсорные эталоны.
• Воображение:
— развивать музыкальные впечатления, музыкально-слуховые певческие и музыкально-двигательные представления, формируя внемузыкальную основу для них (знакомить со зрительным изображением музыкального образа, с передачей его в поэзии, в театральной постановке, а также в жизненной ситуации).
• Мышление:
— развивать мыслительную деятельность в процессе обследования (восприятие, сравнение, выделение, обобщение) основных отношений музыкальных звуков, различных по высоте, длительности, динамике, тембру (сенсорных эталонов);
— побуждать к пониманию простых логических связей в процессе музыкально-дидактических игр (у большой машины звук низкий, у маленькой — высокий).
• Речь:
— побуждать к активности в общении со взрослыми и сверстниками;
— побуждать осваивать формы общения: «Давайте споем песню про мишку», высказываться с целью что-либо сообщить, объяснить, часто сопровождая свою речь игровыми действиями;
— развивать умение объяснить эмоционально-образное содержание музыкального произведения;
— побуждать к разговору о знакомой музыке в специально ориентированных педагогических ситуациях;
— учить различать на слух речевые интонации: вопросительную, ответную, интонацию зова, а также побуждать передавать тембром голоса различные эмоциональные состояния;
— осваивать умение в звукообразовании гласных, согласных.
• Внимание’:
— развивать устойчивость и произвольность внимания в процессе музыкальной деятельности, привлекательной для ребенка.
IV. Развивать личностные новообразования.
• Подражательность:
— побуждать подражать поведению и действиям педагогов, а также положительной стороне поведения других детей;
— побуждать копировать способы исполнения отдельных умений в пении, движений под музыку;
— побуждать к продуктивному копированию образца; после его показа оказывать небольшую помощь ребенку, объясняя отдельные движения, действия,
— содействовать подражательности в передаче через движения действий животных, птиц и т. п.
• Инициативность:
— побуждать ребенка к решению вопросов, которые постоянно ставит перед ним педагог: «К кому в гости пойдем?», «На чем поедем в деревню?», «Что мы будем там делать?».
• Самостоятельность:
— побуждать выполнять задание, знакомое ребенку по прошлому опыту (спеть знакомую песню, выполнить освоенное движение, действовать известным ему способом: становиться парами, в хоровод и т. п.);
— формировать желание выполнять задание взрослого;
— побуждать к участию в свободных плясках, в песенных и музыкально-игровых импровизациях.
• Креативность:
— побуждать в игровых ситуациях к различным импровизациям (песенным, музыкально-игровым, танцевальным, инструментальным);
— побуждать к элементарным творческим проявлениям своего впечатления о музыке в простейших эстетических суждениях, в несложных движениях под музыку, в рисунке.
Азбука пятой ступени
музыкального образования
СЛУШАНИЕ (ВОСПРИЯТИЕ) МУЗЫКИ