Музыкально - игровое творчество
Этюды:
По русской народной сказке «Колобок». Русская народная мелодия.
«Мама - медведица и ее сынок». Музыка Н. Мурычевой.
«Угадайте, кто это?». Музыка Н. Мурычевой.
«У окна-окошка». Музыка А. Филиппенко.
Танцевальное творчество
«Потанцуй-ка ты со мной!». Музыка Н. Мурычевой.
ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ:
I. Ребенок освоил азбуку четвертой ступени музыкально-ритмической культуры:
• Помнит, называет знакомые игры, танцы, хороводы.
• Может внимательно воспринимать танец, игру и т. п.
• Способен в общих чертах воспринимать контрастный характер музыки и движений, понимать игровое содержание танца, игры:
— развито дифференцированное восприятие основных средств музыкальной и внемузыкальной выразительности (движений);
— элементарно различает основные, сюжетно-образные и танцевальные движения;
— может оценить некоторые умения ориентировки в пространстве.
II. Ребенок овладел азбукой четвертой ступени музыкально-ритмической деятельности:
• Желает участвовать в знакомых пляске, игре, хороводе, проявляет избирательное отношение к ним.
• Может выразительно передавать в движении характер музыки.
• Способен изображать собственное отношение к музыкальному образу, игровому персонажу, адекватно реагируя на яркие средства музыкальной выразительности.
• Проявляет согласованность движений с музыкой.
• Владеет в элементарной форме следующими движениями:
— основными;
— образными;
— некоторыми танцевальными (русского народного, детского бального и современного танцев).
• Знает названия усвоенных основных и танцевальных движений.
• Старается выполнять ритмично движения под музыку.
• Умеет элементарно ориентироваться в пространстве.
• Может самостоятельно исполнять танцы, играть (под песенное сопровождение взрослого или под двухчастную, контрастно звучащую музыку).
• Может в элементарной форме рассказывать о наиболее любимых танцах, играх и отражать некоторые их особенность в рисунке.
III. Ребенок освоил азбуку четвертой ступени музыкально-игрового и танцевального творчества:
• Отмечаются творческие проявления в выразительности исполнения движений фиксированных плясок, игр, хороводов и т. д.
• Может творчески импровизировать некоторые наиболее яркие особенности игрового образа.
• Придумывает и исполняет простые движения в свободных плясках.
ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
Характеристика возрастных возможностей
На четвертом году ребенка все больше привлекает звучание детских музыкальных инструментов и игрушек, так как у него к этому времени довольно хорошо развит тембровый слух. Его привлекает звучание таких детских музыкальных инструментов, как дудочка, барабан, бубен, металлофон, а также различная тембровая окраска самодельных звучащих игрушек.
Ребенок довольно легко различает не только тембровую окраску звучания знакомых инструментов, но и динамику их звучания (тихое и громкое) и особенности темпа (быстрый и медленный); он пытается воспроизводить их, лучше передает быстрый темп.
В этом возрасте можно наблюдать развитие инструментальной импровизации — малыш с удовольствием пытается импровизировать на различных музыкальных инструментах и игрушках. Он с интересом обследует музыкальные инструменты: изучает пластинки, кнопки и т. д., проявляя большой интерес к их устройству и внешнему виду.
Однако возможности приобщения ребенка к игре на детских музыкальных инструментах, безусловно, остаются по-прежнему невелики — у него небольшой слуховой опыт и недостаточная координация движений руки.
ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ
I. Освоить азбуку четвертой ступени музыкальной культуры дошкольника; развивать восприятие музыкальных произведений, исполненных на детских музыкальных инструментах и игрушках — металлофоне, бубне, барабане, треугольнике, дудочке, колокольчике и др.:
• Формировать музыкальные впечатления.
• Развивать культуру восприятия музыки, побуждая дослушивать ее до конца.
• Развивать целостное музыкально-эстетическое восприятие:
— выразительности музыки (различать веселый и грустный характер музыки);
— художественного музыкального образа (содержания).
• Развивать дифференцированное музыкальное восприятие, побуждать выделять:
— средства выразительности:
музыкальные — темп (медленный, быстрый), высоту регистра (высокий, низкий), ритм (равномерный), динамические оттенки (тихое, громкое звучание), тембр музыкальных инструментов (металлофон, дудочка, треугольник, колокольчик, барабан, бубен),
также тембровую окраску звучания игрушек-самоделок, таких, как кубики, жестяные баночки, коробочки с наполнителями (горах, пшено, камешки и т. п.), пуговицы, нашитые на варежки т. п.;
внемузыкальные — обращать внимание на позу, движения исполнителя, на способы звукоизвлечения на металлофоне и других инструментах.
• Развивать музыкально-сенсорное восприятие выразительных отношений музыкальных звуков, отличающихся по высоте (в пределах октавы), длительности (небольшие ритмические рисунки, состоящие преимущественно из половинных или восьмых длительностей), динамике звучания (громкое — тихое), тембру (два-три контрастно звучащих детских музыкальных инструмента — колокольчик, дудочка, барабан).
• Развивать восприятие азбуки четвертой ступени игры на детских музыкальных инструментах (треугольник, бубен, барабан, колокольчик, металлофон), а также на шумовых игрушках-самоделках.
• Развивать эмоциональную отзывчивость на прослушанное произведение, исполненное на детских музыкальных инструментах.
• Побуждать выражать свои музыкальные впечатления и отношение к прослушанной музыке в элементарных суждениях, в исполнительской, творческой деятельности — движениях или рисунке.
II. Освоить азбуку четвертой ступени игры на детских музыкальных инструментах и игрушках:
• Побуждать выразительно, эмоционально передавать характер музыки (веселый, грустный) в игре на детских музыкальных инструментах и игрушках.
• Побуждать ритмически верно передавать особенности музыкального образа несложного произведения, соблюдая необходимые темп (медленный или быстрый), регистр (высокий или низкий метроритм (постоянный), динамические оттенки (тихое или громкое звучание), подбирая соответствующий по тембру музыкальны инструмент или игрушку.
• Освоить азбуку четвертой ступени способов игры на детских музыкальных инструментах, приобщать к основам правильных способов звукоизвлечения на треугольнике, бубне, барабане колокольчике (возможно, металлофоне).
• Приобщать к слаженной игре на детских музыкальных инструментах и игрушках в небольшом ансамбле, учить воспроизводить достаточно точно метрическую пульсацию.
• Побуждать выражать свои музыкальные впечатления в эстетических суждениях, а также в исполнительской творческой деятельности — в выразительных движениях или рисунке.
III. Освоить азбуку четвертой ступени импровизации на различных детских музыкальных инструментах-игрушках;побуждать к творческим импровизациям в соответствии с заданным содержанием, подбирая по тембру необходимые инструменты, исполняя соответствующие динамические оттенки и т. п.:
• Передать на барабане (бубне) особенности движения медведя, на колокольчике бег мышки, на треугольнике прыжки зайчика.
• Передать на любом инструменте (лучше металлофоне) звуки сильного дождя и слабого дождика.
• Импровизируя на металлофоне, передавать разное настроение мальчика, потерявшего дудочку, а затем нашедшего ее.
Репертуар
Песенки-ритмы
«Тихо-громко мы играем». Русская народная мелодия «Во саду ли…».
«Играем медленно и быстро». Русская народная мелодия «Ах, вы, сени...».
«Высоко и низко заиграли». Русская народная мелодия «Пойду ль я…».
«Весело и грустно». «Дудочка». Музыка В. Карасевой.
«Оркестр зверюшек». Музыка Н. Бордюг.
«Все себя мы забавляем». Музыка Н. Бордюг.
ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ:
1. Ребенок освоил азбуку четвертой ступени музыкальной культуры дошкольника, любит воспринимать музыку, исполненную на детских музыкальных инструментах:
• Помнит многие прослушанные в течение года произведения.
• Обладает элементарной культурой слушания.
• Различает характер музыки, выделяет яркий музыкальный образ произведения.
• Выделяет контрастные средства музыкальной выразительности.
• Эмоционально отзывается на музыку.
• Может выразить свои музыкальные впечатления в суждениях, выразительном движении или рисунке.
II. Ребенок освоил азбуку четвертой ступени игры на детских музыкальных инструментах, отмечается овладение первоначальными основами исполнительской деятельности на инструментах с нефиксированной высотой звучания:
• Имеет стойкий интерес к игре на детских музыкальных инструментах и игрушках.
• достаточно верно играет на треугольнике, бубне, барабане и т. п.
• Способен эмоционально передать в игре характер музыки (веселый, грустный).
• Может выразительно передать в игре собственное отношение к музыкальному образу, используя яркие средства выразительности.
• Старается передать постоянный метроритм.
• Может элементарно импровизировать на детских музыкальных инструментах
• Готов играть в ритмических ансамблях.
III. Ребенок освоил азбуку четвертой ступени элементарных импровизаций на детских музыкальных инструментах, проявляет желание импровизировать на них, ориентируясь на основные средства музыкальной выразительности:
— динамику (сильный и слабый дождик);
— регистры и ритм (птичка летает, медведь идет);
— темп (мышка бежит, медведь идет) и т. п.
ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ
I. Развивать способности.
• Музыкальные способности:
— общие:
способности восприятия музыки: побуждать заинтересованно воспринимать музыку; различать ее характер, доступный ребенку музыкальный образ, а также контрастные средства его музыкальной выразительности; развивать музыкально-сенсорное восприятие основных отношений музыкальных звуков, контрастных по высоте, длительности, тембру и динамике;
эмоциональную отзывчивость на музыку: побуждать к сопереживанию эмоционально-образного содержания музыки и к адекватной эмоциональной отзывчивости на него;
музыкальную память: побуждать запоминать разучиваемый и освоенный репертуар;
музыкальное воображение развивать в процессе восприятия музыки, связанной с конкретным опытом ребенка;
музыкальное мышление развивать в процессе овладения музыкально-сенсорными эталонами, необходимыми для различения музыкальных звуков по высоте, длительности, тембру и динамике;
— специальные:
координацию слуха и голоса развивать в процессе восприятия и воспроизведения звуковысотных отношений музыкальных звуков, а также в процессе пения, прежде всего по ручным знакам;
координацию движений: макродвижения развивать в процессе освоения несложных упражнений, игр и танцев; микродвижения (кистей рук) развивать в процессе игры на детских музыкальных инструментах и самодельных игрушках;
— музыкально-творческие способности развивать в процессе музыкально-творческих проявлений во всех видах детской музыкальной деятельности.
• Художественные способности: развивать восприятие художественного образа в различных видах художественной деятельности — в музыке, рисунке, стихотворении, спектакле, затем побуждать к его импровизации.
• Интеллектуальные способности: развивать в процессе умственной активности при овладении музыкальной деятельностью прежде всего музыкально-сенсорной; побуждать ребенка выбирать правильный ответ из двух предложенных в процессе элементарного моделирования песен, танцев и т. п., а также пения по ручным знакам.
• Физические способности: развивать координацию движений, осваивать их точность; побуждать регулировать свою двигательную активность в соответствии с музыкой.