Самых частых ошибок электронного музыканта
Даже если Вы штудируете все труды по теории музыки и следуете всем правилам, которые рекомендуют известные электронные музыканты, то это ещё не означает, что сможете написать отличный трек. С другой стороны, если Вы допускаете наиболее распространённые ошибки, наступаете на эти «грабли», то это дополнительно уменьшит шанс создать хороший продукт. Давайте попробуем разобраться в наиболее распространенных ошибках.
Использование неправильного алгоритма растяжения во времени (timestretching)
Яркий пример: использование алгоритма растяжения во времени «Beats» в Ableton. Много кто использует его не по назначению, даже не подозревая, что наступает на известные «грабли». Режим «Beats» отлично работает с ритмическими лупами, но для музыкальных фрагментов он совершенно непригоден, он «разрывает» сэмпл на маленькие кусочки, в результате конечный вариант звучит отвратительно.
Выход здесь невероятно прост: выберите более подходящий режим растяжения, а именно - вместо режима «Beats» режим «Complex Pro». Проблема решена.
Этот пример касается Ableton. Что касается других рабочих станций, то Вам придётся собственноручно разбираться в тех режимах растяжения во времени, которые есть в их распоряжении, чтобы использовать их для того материала, для которого они предназначены.
Уровень мастер-дорожки
Аудиофилы, задумайтесь: зачем подстраивать динамику, вызвучивать тонкие нюансы в наши дни, когда люди слушают треки по дороге на работу, находясь в шумном метро. И главный критерий здесь: «чтоб звучало в ушах». Это не пропаганда подстраивания звучания под бюджетные системы — скорее пища для размышлений. Неплохим решением в данном случае будет максимизация мастер-уровня. Однако, обращайте внимание на то, чтобы не было перегрузок.
Ещё неплохой практикой будет прослушивать материал не только на качественных мониторах в акустически правильном помещении, но и на обычных гаджетах с обычными наушниками.
Использование аудиоматериала плохого качества
Давайте честно признаемся друг другу, что мы хоть раз использовали сэмплы, вырезанные с кассеты, записанные с радио или другого не особо качественного источника. Конечно, творческая «нотка» всегда должна присутствовать. Тем более, многие хип-хоп продюсеры (да и не только они) успешно используют такую технику. Никто не отговаривает Вас от подобных манипуляций, но помните одно: здесь существует тонкая грань. Именно «тот классный сэмпл» может стать «ложкой дёгтя», которая испортит весь трек.
Кроме того, не забывайте, что в наше время существует масса ресурсов с бесплатными сэмплами в отличном (24-bit WAV) качестве.
Дисгармония сэмплов
Если Вы не обладаете идеальным слухом, то этот вопрос касается и Вас также. Не всегда наши уши дают нам точную гарантию того, что в каком-то месте не проскочит фальшивая нотка.
Выход здесь — это больше практики. Метод проб и ошибок действует весьма очевидно, повышая уровень мастерства. Также можно порекомендовать некоторые плагины, которые могут помочь в анализе, например, Vengeance-Sound Scope или Photosounder Spiral CM.
Ещё одна причина, по которой может возникать дисгармония и фальшь — это перкуссионные звуки. Ведь они тоже могут иметь некоторую тональную окраску, которая «сплетаясь» с мелодией может конфликтовать с её музыкальной составляющей.
Слишком много звуков
Возможно, что эта ошибка скорее имеет художественный, нежели технический характер. Тем не менее, в большинстве случаев если у Вас в треке масса звуков, то он будет звучать хаотично, грязно и непрофессионально.
С другой стороны, если Вы рассчитываете исключительно на аудиторию «смартфонщиков» с наушниками-вкладышами, то ситуация немного меняется. Они вряд-ли будут слышать те мелочи и недочеты, которые будут едва различимы в общей массе звуков. Так что можете смело «намешивать» побольше — если главная цель «чтоб качало».
Тихий вокал
Можно смело сказать, что вокал в общем миксе занимает важную позицию. Он должен как бы возвышаться над другими дорожками, чтоб его можно было хорошо слышать и разбирать слова.
Тут на помощь может прийти компрессор с боковой цепью (sidechain). В этот канал боковой цепи нужно направить дорожки бас-бочки и малого барабана. Динамика общего трека останется, а вокал станет громче. Но главное не перестараться, иначе вокал может стать неразборчивым.
Не забывайте, что многие люди слушают не только музыку, но и слова в песне. Для эксперимента можете поставить смикшированный трек человеку, который ни разу не слышал этот вокал и спросить его, насколько для него разборчивы слова.