В.Г. Соколов создатель и бессменный руководитель детского хора НИИ ХВ.

Владислав Геннадиевич Соколов (1908—1993) — советский российский хоровой дирижёр, педагог, композитор. Народный артист СССР (1966).

Родился 15 (28) декабря 1908 года в Рыбинске (ныне - в Ярославской области) в семье священника.

В детстве пел в церковном хоре. Поступил в музыкальный техникум в класс фортепиано Г. И. Романовского, однако из-за повреждения руки был вынужден отказаться от карьеры пианиста. В 1932 году окончил училище при Московской консерватории (по классам хорового дирижирования А. В. Александрова и композиции Д. Б. Кабалевского), в 1936 году — дирижёрско-хоровой факультет Московской консерватории (по классу Г. А. Дмитревского), в 1938 году — аспирантуру при ней[1][2].

В 1936 году организовал Детский хор при Центральном доме художественного воспитания детей. В 1946—1952 годах хормейстер Ансамбля песни и пляски Советской Армии. В 1956 году создал Государственный московский хор (был его художественным руководителем до 1988 года).[1] Во главе хоров неоднократно гастролировал за рубежом (Болгария, ГДР, КНДР, Польша, Румыния, Франция, Чехословакия, Швеция, Япония)[3].

С 1929 года педагог в музыкальных школах[2], в том числе с 1932 года в Музыкальном училище при Московской консерватории и Центральной музыкальной школе[3]. С 1936 года преподавал в Московской консерватории, с 1951 года профессор, в 1957—1960 и с 1980 года заведующий кафедрой хорового дирижирования[1]. Среди его учеников — Р. Виноградова, И. Гейнрихс, Г. Ковалев, Е. Гордейчук, В. Ильин, С. Казанский, К. Киркоров, Н. Кутузов, К. Литвин, Ф. Лукин, Ф. Маслов, В. Минин, К. Никольская, Г. Пантюков, А. Ушкарев[4].

С 1958 года заместитель председателя, в 1974—1980 годах председатель правления Всероссийского хорового общества[3]. Принимал участие во всех Всемирных фестивалях молодёжи и студентов (как дирижёр, консультант, руководитель делегации, член жюри).[4]. На IV Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Бухаресте (1953) Хор московских студентов под управлением Соколова удостоен 1-й премии.

Умер 25 июня 1993 года в МосквеПохоронен на Троекуровском кладбище.

ТворчествоАвтор произведений для хора а капелла: 9 пьес для детского хора «Где отдыхает день» (на слова М. Садовского), семь хоров для смешанного состава (на слова М. Садовского), обработки народных песен («Повянь, бурь-погодушка», «Ты рябина ли» и др.), духовных хоров, переложений.[4]

Автор популярной книги «Работа с хором» (М., 1959; 3-е изд. 1967), статей о хоровом искусстве; составитель сборников.[4]

Награды и звания

Народный артист РСФСР

Народный артист СССР (1966)

Именем В. Г. Соколова названа Ярославская областная премия[6], а также Творческое объединение детских и юношеских хоров «Соколята» (Рыбинск).

В. Г. Соколову посвящена книга «Владислав Соколов. Жизнь в хоровом искусстве» [ред.-сост. И. Ю. Мякишев, Д. Д. Семеновский]

Владислав Геннадьевич Соколов – один из виднейших мастеров русской хоровой культуры, народный артист СССР, лауреат Государственной премии РСФСР им. Глинки, лауреат премии Ленинского комсомола, профессор.

Исполнительская манера этого выдающегося хорового дирижера отличалась яркой эмоциональностью, выразительностью дирижёрского жеста. В исполнении коллективов под руководством Соколова высокая вокально-хоровая техника сочеталась с непосредственностью, свежестью интерпретаций.

Имя В.Г. Соколова неразрывно связано с Московской консерваторией, в стенах которой он учился и впоследствии учил более шестидесяти лет. Артист, вдохновенный дирижер, мастер хора, человек высочайшей культуры и энциклопедических знаний, общественный деятель и плодовитый композитор, добрый наставник и мудрый педагог – все это сплавилось в нем цельно, объемно и продуктивно. Он радостно учил всему, что знал и что умел. Он был прирожденным Учителем в большом и глубоком смысле русского Просветительства. И особенно важную роль в педагогике Владислав Геннадьевич отводил музыкальному образованию и воспитанию детей и молодежи. С ними он, по его же признанию, чувствовал себя особенно вдохновенным и счастливым. Еще учась в Московской консерватории, Владислав Геннадьевич связал себя с педагогической работой, и поэтому по окончании ее перед ним не стоял вопрос, что выбирать и чему посвятить себя – концертной деятельности с хором или педагогике.

В не меньшей степени деятельность В.Г. Соколова связана с Институтом художественного воспитания Академии педагогических наук. Детский хор Института – один из лучших детских хоровых коллективов, основанный Владиславом Геннадьевичем, – был, в то же время, великолепным примером для учителей музыки и руководителей школьных хоров. На многочисленных конференциях, семинарах и мастер-классах, в которых принимал участие хор Соколова, основную часть аудитории составляли учителя музыки.

История хора начинается в 1930-х годах. В его репертуаре всегда была русская и зарубежная классика, оперные хоры, произведения советских композиторов (в том числе написанные специально для этого хора), народные и детские песни разных стран, хоровые аранжировки инструментальных произведений, а также собственные сочинения и обработки В. Соколова. Ему принадлежат хоровые циклы «Где отдыхает день» (9 пьес для детского хора a cappella; сл. М. С. Садовского, 1976), 7 хоров для смешанного состава a cappella (слова Садовского, 1976), а также обработки народных песен: "Повянь, повянь, бурь-погодушка", "Амурские волны" и др.

За годы существования хора в нем пело больше тридцати тысяч детей от 5 до 17 лет. Некоторые воспитанники хора стали впоследствии профессиональными музыкантами, учителями музыки, артистами оперных театров и взрослых хоровых коллективов. Хор выступал с гастролями в разных городах России и зарубежом.

Педагогическая деятельность Соколова была чрезвычайно масштабной. Все годы он вел класс дирижирования, в разные годы читал курс хоровой литературы, его знания которой были универсальны, многие годы работал со студенческим хором и готовил дипломников. Для нескольких поколений студентов Московской консерватории занятия в консерваторском хоре, которым долгие годы руководил профессор Соколов, были счастливейшим и благодатным временем профессионального становления. И многие из его «официальных» и «неофициальных» учеников, несомненно, сойдутся в искренних словах благодарности судьбе за то, что именно Владислав Геннадьевич научил их сложной премудрости хорового таинства, вложил в их души огонь самоотдачи и научил делать нашу сложную профессиональную работу.

Среди учеников В.Г. Соколова такие музыканты, как С.К. Казанский, Н.В. Кутузов, Ф.М. Лукин, В.Н. Минин, Г.Н. Пантюков.

Вот что говорит о великом русском хормейстере известный дирижер, профессор Московской консерватории С.С. Калинин: «Учиться у Соколова было заманчиво, но трудно. Он много давал, но и многое требовал. Двери класса всегда были открыты. Работать он мог долго и увлеченно, самозабвенно и красиво. Он любил заниматься «на людях», преподавать публично, и многие студенты других классов приходили поучиться у мастера и посмотреть на его работу с учениками. Впечатляла в его занятиях удивительнейшая способность дирижерским показом и жестом окрылять и направлять ученика, блестящее красноречие, парадоксальные ассоциации, исторические и литературные экскурсы, образность, мягкость и доброта и даже недовольство чем-либо. Каждое занятие, в конечном счете, велось к практическому претворению цели обучения. Мастер мог много объяснять и говорил не об одной музыке, но всегда прямо или косвенно в связи с ней. Однако все превращалось в музыку, ибо Соколов-педагог был лишь другой стороной Соколова-артиста».

Свою теорию и методику Соколов систематизировал в ценнейшем педагогическом труде – «Работа с хором». Эта замечательная книга, выдержавшая уже четыре издания, – громадный вклад в отечественную науку и практику хороведения. Известно, с каким пристрастием относился Владислав Геннадьевич к этой фундаментальной теоретической работе, как ревностно вносил в каждое издание изменения, продиктованные жизненным смыслом.

Напутствуя молодых музыкантов, он призывал не замыкаться в узкопрофессиональной работе, идти к детям, в школу, создавать любительские хоры, заниматься просветительской работой в «глубинке», учить людей понимать и любить хоровое пение, чтобы оно, как некогда ранее в России, являлось живой потребностью общества.

Идут годы, и значение Соколова для всех нас и отечественной музыкальной культуры приобретает все больший смысл и требует осмысления. Его жизнь в искусстве подобна жизни великих личностей русской культуры, его наследие, художественная и педагогическая «система Соколова» – это природа музыки и жизнь в музыке: здесь ее живительные соки и неисчерпаемые силы.

Наши рекомендации