Особые разновидности периода.
1) Период из 3х предложений:
Образуется за счет повтора 2ого предложения простого (классического) периода, но с новой каденцией.
Здесь работают 1 и 4 пункты плана анализа периода.
a(к)+b(к1)+b1(к2)
2) Сложный (двойной) период:
Образуется за счет повтора простого периода целиком, но с новой каденцией.
Здесь работают все пункты плана анализа периода.
a(к)+b(к1)+a(к)+b1 (к2)
3) Трехчастный период:
Период, состоящий из 3х построений со сходными началами.
a+a1+a2
В таком периоде 1ое построение выполняет функция экспозиции (показ темы), 2ое построение носит развивающий характер, а 3е построение обладает чертами репризы.
Здесь работают 1, 3 и 4 пункты плана анализа периода.
4) Период-предложение:
Не делится на предложения, единого строения. Нет серединной каденции.
Здесь работают 1 и 4 пункты плана анализа периода.
к
Структурные элементы музыкальной речи.
Музыкальная форма складывается из частей и граница между частями может быть выражена по-разному:
1) При помощи повторения мелодико-ритмических построений
2) За счет пауз
3) При помощи ритмической остановки (длинный звук)
4) За счет каденции
5) Смена тональности, тембра, темпа, регистра, динамики
Моменты завершения одной части и начала другой наиболее ярко выражены в главном голосе.
В вокальной музыке это связано с литературным текстом и момент между частями обозначается цезурой – знак, обозначающий окончание одного музыкального построения и начало другого. Знак пришел из литературы. Цезура бывает 2х видов:
а) ٫(запятая) текстовая – обозначает, что нужно разъединить текст, без набора дыхания
б) ˅ - позволяет набирать дыхание
Масштабно-тематические структуры-
Это принципы строения тематического материала, выраженные в определенном масштабе.
1) Периодичность–это точное или видоизмененное повторение мотива, фразы или другого построения.
a+a+a+a [1+1+1+1]
a+a1+a2+a3 [1+1+1+1]
ab+a1b1 [2+2]
Парапериодичность, которая основана на парном повторении построений
a+a1+b+b1 [1+1+1+1]
2) Дробление – это когда за цельной, слитной фразой или построением следует отдельные, короткие построения (например, мотивы), которые в сумме своей по масштабам приблизительно равны первоначальному построению.
ab+a+a
ab+a1+a2
ab+b+b [2+1+1]
ab+e+c
3) Суммирование – это дробление наоборот, т.е. за короткими отдельными мотивами следует единое длительное построение, которое по масштабу равно сумме первых построений.
a+a+ab [1+1+2]
a+b+cd
4) Дробление с замыканием – образуется из последовательности вышеперечисленных структур.
ab+ab+a+a+ab
Принципы формообразования.
1) Повторность– буквальное повторение материала с той же каденцией.
2) Варьирование – измененное повторение
3) Разработка – развитие тематического материала, ранее изложенного в основном виде. Происходит активное изменение ладо-тонального плана, а также гармонической основы.
4) Сопоставление – сопоставление различных музыкальных мыслей.
5) Свободное развертывание – развитие музыкального материала, которое лишено ярко-выраженных мелодико-тематических повторений, но в которых сохраняется общее единство.
6) Репризность – точное или видоизмененное повторение музыкального построения, но обязательно после чего-то нового.
Простые формы-
Формы, состоящие из 2х или 3х частей, где 1ая часть по форме – период, а последующие – либо период, либо построение не сложнее периода.
Простая двухчастная форма.
Состоит из 2х частей, где 1ая часть – период, а 2ая часть – либо период, либо построение не сложнее периода.
Такая форма типична для вокальных и инструментальных пьес. Простая 2х ч. форма зависит от бытовых жанров, имеет небольшие размеры, четкие границы частей и опирается на квадратность.
Простая 2х ч. форма может быть представлена как самостоятельная, а может быть частью еще более крупной формы.
Функции: 1 часть – экспозиция темы
2 часть – и разработка, и реприза.
Разновидности простой 2х ч. формы:
1) Безрепризная – во 2 части не содержится отчетливого повторения тематизма 1ой части. Наиболее типична для вокальной музыки. Основным формообразующим фактором является литературный текст.
2) Репризная – 2ая часть, как правило, не образует единого периода, а распадается на 2 отдельных предложения. Где 1 предложение – контраст по сравнению с 1ой частью, а 2 предложение – повторение одного из предложений 1ой части (как правило, второго).
Фактура - склад изложения:
- гармоническая (аккордовая);
- гомофонно-гармоническая (аккомпанемент+голос);
- полифоническая(многоголосие);
- смешанная.
Куплетная форма-
Форма, состоящая из запева(куплета) и припева.
Запевповторяется несколько раз с новым текстом, бывает и с варьированным мелодическим материалом.
Припевповторяется без изменений (чаще всего).
В куплетной форме бывает вступление и заключение чаще, чем в других формах.
Куплеты и припевы чаще всего – периоды.
Когда куплеты серьезно изменяются, может изменяться и форма куплетов (куплетно-вариационная форма).
Бывает куплетная форма без припевов.
Простая трехчастная форма-
Состоит из 3х частей, где 1 часть – период, а 2 и 3 части – либо период, либо построение не сложнее периода.
Функции: 1 часть – экспозиция
2 часть – разработка
3 часть – реприза
Симметрична, логична. Используется как самостоятельная форма в бытовых пьесах, миниатюрах, а так же в качестве части более крупной формы.
Бывает 2х разновидностей:
1)Однотемные– середина (2 часть) не вносит тематического контраста.
Эта середина имеет 3 вида:
а) форма, где средняя часть (2 часть) представляет собой проведение тематизма 1ой части, но в новой тональности.
A+A1+A
б) форма, где средняя часть (2 часть) представляет собой развитие, преобразование, разработку тематизма 1ой части.
A+R+A
в) форма, где средняя часть (2 часть) представляет собой переход без явно выраженного тематизма(подразумевается активное тональное движение)
A+переход+A
2)Двухтемные – середина (2 часть) основана на новой самостоятельной теме и эта тема вносит контраст по отношению к 1 и 3 части. Предполагает к активному тональному движению.
A+B+A
Реприза простой 3х ч. формы:
Может быть точнойи измененной(варьированной).
Как правило, звучит в основной тональности. Но если только в репризе переход в новую тональность, тогда неизбежно появление еще одного раздела формы – КОДЫ, в которой будет закреплена новая тональность.
Это называется расширеннаяреприза и , как правило, в таких репризах с кодой находится главная кульминация всего произведения.Кульминация не на средней части, а на последней называется динамизированная.
Есть еще вид репризы, где проходит повторение раздела части, а не целой части – это усечение репризы.
Формы вариаций –
Представляет собой проведение основной музыкальной темы и последующее варьирование этой темы (преобразование).
Может излагаться в форме периода, либо предложения.
Строфические формы.
Они характерны для вокальной музыки, в которой есть литературный текст.
Строфы– это музыкальные построения, которые следуют за литературным текстом, повторяя его ритм, фразировку, акценты, интонацию.
Эти построения напоминают предложения, но, как правило, строфа не складывается в период.