Особые разновидности периода.

1) Период из 3х предложений:
Образуется за счет повтора 2ого предложения простого (классического) периода, но с новой каденцией.
Здесь работают 1 и 4 пункты плана анализа периода.
a(к)+b(к1)+b1(к2)

2) Сложный (двойной) период:
Образуется за счет повтора простого периода целиком, но с новой каденцией.
Здесь работают все пункты плана анализа периода.
a(к)+b(к1)+a(к)+b1 (к2)

3) Трехчастный период:

Период, состоящий из 3х построений со сходными началами.

a+a1+a2

В таком периоде 1ое построение выполняет функция экспозиции (показ темы), 2ое построение носит развивающий характер, а 3е построение обладает чертами репризы.
Здесь работают 1, 3 и 4 пункты плана анализа периода.

4) Период-предложение:
Не делится на предложения, единого строения. Нет серединной каденции.
Здесь работают 1 и 4 пункты плана анализа периода.

 
  Особые разновидности периода. - student2.ru

к

Структурные элементы музыкальной речи.

Музыкальная форма складывается из частей и граница между частями может быть выражена по-разному:

1) При помощи повторения мелодико-ритмических построений

2) За счет пауз

3) При помощи ритмической остановки (длинный звук)

4) За счет каденции

5) Смена тональности, тембра, темпа, регистра, динамики

Моменты завершения одной части и начала другой наиболее ярко выражены в главном голосе.
В вокальной музыке это связано с литературным текстом и момент между частями обозначается цезурой – знак, обозначающий окончание одного музыкального построения и начало другого. Знак пришел из литературы. Цезура бывает 2х видов:
а) ٫(запятая) текстовая – обозначает, что нужно разъединить текст, без набора дыхания
б) ˅ - позволяет набирать дыхание

Масштабно-тематические структуры-

Это принципы строения тематического материала, выраженные в определенном масштабе.

1) Периодичность–это точное или видоизмененное повторение мотива, фразы или другого построения.
a+a+a+a [1+1+1+1]
a+a1+a2+a3 [1+1+1+1]
ab+a1b1 [2+2]
Парапериодичность,
которая основана на парном повторении построений
a+a1+b+b1 [1+1+1+1]

2) Дробление – это когда за цельной, слитной фразой или построением следует отдельные, короткие построения (например, мотивы), которые в сумме своей по масштабам приблизительно равны первоначальному построению.
ab+a+a
ab+a1+a2
ab+b+b [2+1+1]
ab+e+c

3) Суммирование – это дробление наоборот, т.е. за короткими отдельными мотивами следует единое длительное построение, которое по масштабу равно сумме первых построений.
a+a+ab [1+1+2]
a+b+cd

4) Дробление с замыканием – образуется из последовательности вышеперечисленных структур.
ab+ab+a+a+ab

Принципы формообразования.

1) Повторность– буквальное повторение материала с той же каденцией.

2) Варьирование – измененное повторение

3) Разработка – развитие тематического материала, ранее изложенного в основном виде. Происходит активное изменение ладо-тонального плана, а также гармонической основы.

4) Сопоставление – сопоставление различных музыкальных мыслей.

5) Свободное развертывание – развитие музыкального материала, которое лишено ярко-выраженных мелодико-тематических повторений, но в которых сохраняется общее единство.

6) Репризность – точное или видоизмененное повторение музыкального построения, но обязательно после чего-то нового.

Простые формы-

Формы, состоящие из 2х или 3х частей, где 1ая часть по форме – период, а последующие – либо период, либо построение не сложнее периода.

Простая двухчастная форма.

Состоит из 2х частей, где 1ая часть – период, а 2ая часть – либо период, либо построение не сложнее периода.
Такая форма типична для вокальных и инструментальных пьес. Простая 2х ч. форма зависит от бытовых жанров, имеет небольшие размеры, четкие границы частей и опирается на квадратность.
Простая 2х ч. форма может быть представлена как самостоятельная, а может быть частью еще более крупной формы.

Функции: 1 часть – экспозиция темы
2 часть – и разработка, и реприза.

Разновидности простой 2х ч. формы:

1) Безрепризная – во 2 части не содержится отчетливого повторения тематизма 1ой части. Наиболее типична для вокальной музыки. Основным формообразующим фактором является литературный текст.

2) Репризная – 2ая часть, как правило, не образует единого периода, а распадается на 2 отдельных предложения. Где 1 предложение – контраст по сравнению с 1ой частью, а 2 предложение – повторение одного из предложений 1ой части (как правило, второго).

Фактура - склад изложения:
- гармоническая (аккордовая);
- гомофонно-гармоническая (аккомпанемент+голос);
- полифоническая(многоголосие);
- смешанная.

Куплетная форма-

Форма, состоящая из запева(куплета) и припева.
Запевповторяется несколько раз с новым текстом, бывает и с варьированным мелодическим материалом.
Припевповторяется без изменений (чаще всего).

В куплетной форме бывает вступление и заключение чаще, чем в других формах.
Куплеты и припевы чаще всего – периоды.
Когда куплеты серьезно изменяются, может изменяться и форма куплетов (куплетно-вариационная форма).
Бывает куплетная форма без припевов.

Простая трехчастная форма-

Состоит из 3х частей, где 1 часть – период, а 2 и 3 части – либо период, либо построение не сложнее периода.

Функции: 1 часть – экспозиция
2 часть – разработка
3 часть – реприза

Симметрична, логична. Используется как самостоятельная форма в бытовых пьесах, миниатюрах, а так же в качестве части более крупной формы.

Бывает 2х разновидностей:
1)Однотемные– середина (2 часть) не вносит тематического контраста.
Эта середина имеет 3 вида:
а) форма, где средняя часть (2 часть) представляет собой проведение тематизма 1ой части, но в новой тональности.
A+A1+A
б) форма, где средняя часть (2 часть) представляет собой развитие, преобразование, разработку тематизма 1ой части.
A+R+A
в) форма, где средняя часть (2 часть) представляет собой переход без явно выраженного тематизма(подразумевается активное тональное движение)
A+переход+A

2)Двухтемные – середина (2 часть) основана на новой самостоятельной теме и эта тема вносит контраст по отношению к 1 и 3 части. Предполагает к активному тональному движению.
A+B+A

Реприза простой 3х ч. формы:

Может быть точнойи измененной(варьированной).
Как правило, звучит в основной тональности. Но если только в репризе переход в новую тональность, тогда неизбежно появление еще одного раздела формы – КОДЫ, в которой будет закреплена новая тональность.
Это называется расширеннаяреприза и , как правило, в таких репризах с кодой находится главная кульминация всего произведения.Кульминация не на средней части, а на последней называется динамизированная.
Есть еще вид репризы, где проходит повторение раздела части, а не целой части – это усечение репризы.

Формы вариаций –

Представляет собой проведение основной музыкальной темы и последующее варьирование этой темы (преобразование).
Может излагаться в форме периода, либо предложения.


Строфические формы.

Они характерны для вокальной музыки, в которой есть литературный текст.
Строфы– это музыкальные построения, которые следуют за литературным текстом, повторяя его ритм, фразировку, акценты, интонацию.
Эти построения напоминают предложения, но, как правило, строфа не складывается в период.

Наши рекомендации