Развитие речи, предметные уроки и экскурсии.

(I – VII классы)

Объяснительная записка

Речь глубоко умственно отсталых детей исключительно скудна и дефектна. Их собственные высказывания отличаются крайней бедностью. В разговоре они ограничиваются выражением самых простых своих нужд и ощущений употребляя короткие слова и фразы (особенно имбецилы с синдромом Дауна). Для их устной речи характерен резкий аграмматизм, то есть ошибки в грамматическом оформлении активной речи и в понимании значения грамматических конструкций. В их высказываниях часто отсутствуют склонения, спряжения и служебные части речи. Имея в запасе небольшое число слов, имбецилы часто повторяют их или вторят чужим словам, от этого их речь получается с однообразными, повторными оборотами.

Для того чтобы научить глубоко умственно отсталых детей правильно их употреблять, уметь отвечать на вопросы, выражать словами свои желания, передавать содержание несложных рассказов и картинок с простым сюжетом, необходимы специальные систематические занятия по развитию речи.

Имбецилы должны уметь назвать то, что они видят в классе, в игровой комнате, в спальне и т.д. Чтобы ускорить развитие речи плохо говорящих детей, необходимо заставлять их повторять слова учителя. Занятия по развитию речи хорошо проводить в форме игр, требующих вопросов и ответов («речевые игры»). Это оживляет занятия, пробуждает у детей интерес к ним.

Каждый урок по развитию речи должен быть посвящен одной какой-нибудь теме, взятой из окружающей действительности, при этом количество новых слов, сообщаемом на одном уроке, должно быть ограниченно, в противном случае воспитанники их не запомнят.

Нужно всячески стараться, чтобы дети умели оформить словесно свои желания и действия. С этой целью нужно ввести разучивание простейших фраз-просьб, фраз притязаний и их выполнение.

Занятия по развитию речи должны быть направлены на механическое заучивание детьми новых слов и оборотов речи, а на то, чтобы эти слова способствовали осмыслению практического опыта, приобретенного детьми на предметных уроках и экскурсиях.

В классах для обучения и воспитания детей-имбецилов даются первоначальные сведения о живой и неживой природе.

Задача состоит не только в том, чтобы дать определенные знания и навыки, но и в том, чтобы развивать умственно отсталых детей, научить их использовать полученные знания в практической деятельности. Ознакомление с жизнью растений и животных учащиеся получают на предметных уроках, экскурсиях, практических занятиях. Дети ведут наблюдения за жизнью растений и животных, изменениями в природе и труда людей (в зависимости от местных условий необходимо изучать наиболее типичных представителей растительного и животного мира, например: в районах севера – оленя, в Средней Азии – верблюд и т.д.).

На предметных уроках учащиеся знакомятся с объектами на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая предметы и явления, дети учатся анализировать, находить сходства и различия, делать простейшие выводы и обобщения.

Экскурсии представляют собой учебные занятия, во время которых учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке.

Наблюдения во время экскурсий завершаются сбором материала для оформления в виде коллекций, гербариев и рисунков в тетрадях. Этот природный материал может быть использован на уроках ручного труда, арифметики, рисования и на других уроках.

Практические работы помогают закреплению определенных умений и навыков. Для развития различных органов чувств полезно заниматься лепкой из глины или пластилина, изображать предметы в виде рисунков и аппликаций. Большую помощь в изучении материала окажут различные наглядные пособия, показ кино и диафильмов.

Экскурсии, наблюдения, практические работы развивают память, речь, внимание, наблюдательность, логическое мышление детей. Уроки, построенные на непосредственном знакомстве с живыми предметами и явлениями природы, возбуждают у умственно отсталых детей интерес, стимулируют к деятельности. Эти уроки способствуют развитию коррекции личности школьника и необходимы в жизни.

ПРОГРАММА

Класс (105 час.)

Развитие устной речи учащихся: умение повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции, полностью называть свое имя и фамилию; называть имя и отчество родителей; называть имя и отчество учителя; называть имя и фамилию учеников, внятно выражать свои просьбы и желания. Учить детей рассказывать короткие и доступные для их понимания стихотворения со слов учителя, называть и показывать части тела; называть предметы, находящиеся в классе; называть и применять слова: здравствуйте, до свидания, спасибо, извините; повторять за взрослыми фразы: «Можно войти» (выйти), «Можно идти», «Можно сесть» и т.п.

Умение отвечать на вопросы: кто это? Что это? Что делает? Осуществлять классификацию предметов (посуда, одежда) по наглядному образцу, знать обобщающие слова. Упражнения по построению простейших фраз по картинкам.

Краткие беседы о назначении предметов обихода. Умение строить фразы, характеризующие действия учителя и учащихся.

Для безречевых детей необходимо создавать ситуации, стимулирующие их речь. Поощрять любую речь, в том числе, лепетную. У этих детей не требовать называть свою фамилию, имя и отчество учителя, родителей и фамилии учеников. Они должны по произнесенной фамилии уметь показывать учеников по возможности называть их имена; показывать части тела и лица по просьбе, а также предметы, находящиеся в классе. В работе с безречевыми детьми учитель должен заставлять повторять за ним отдельные слова, разучивать слова и фразы, включающие просьбы. Рассказывание детям коротких простых рассказов и работа над пониманием их содержания путем разыгрывания на игрушках. Включается тема «Игрушки», дается обобщающее слово «игрушки».

Т е м а т и к а

Классная комната и ее значение (стены, потолок, пол, окна, дверь, классная доска, парты, стол). Правильная посадка за столом, за партой. Поддержание порядка в классе.

Учебные вещи и их назначение. Обращение с ними.

Школа. Ознакомление со школьным помещением: классы, коридор, библиотека, столовая, гардероб, школьные мастерские, кабинет врача. Школьный двор.

Одежда (пальто, платье, фартук, рубашка, пиджак, брюки, кофта). Школьная форма девочки, школьная форма мальчика. Уход за одеждой.

Обувь (ботинки, тапочки, туфли, сапоги, валенки, калоши). Уход за обувью.

Огород (морковь, лук). Название. Различение по цвету, форме, величине, вкусу.

Сад (яблоко, груша). Название. Различение по цвету, форме, величине, вкусу.

Домашние животные (кошка, собака). Внешний вид (голова, лапы, хвост). Питание.

Птицы (голубь). Внешний вид (голова, две ноги, два крыла, хвост).

Ежедневные наблюдения за погодой (идет дождь, снег).

Осень (солнце светит редко, дождь, пасмурно).

Зима (холодно, идет снег, лед, мороз).

Весна (потепление, сосульки, снег и лед тают).

Практическая работа в живом уголке. Пересадка в ящик лука и наблюдение за его ростом.

Экскурсии по школе и школьному двору, огород, в парк, сад для наблюдений сезонных изменений в природе, для ознакомления детей со школой, с окружением школы. Сбор природных материалов.

II класс (105 час.)

Повторение материала 1 класса.

Логопедические занятия. Продолжение работы по программе первого класса.

Ответы на вопросы и самые простые самостоятельные высказывания в связи с ручным трудом, наблюдениями и экскурсиями.

Составление по картинкам распространенных предложений, состоящих из 3-х слов («Мальчик читает книгу», «Кошка пьет молоко» и т.п.).

Умение осуществлять классификацию предметов (обувь, игрушки, дикие и домашние животные) по словесной инструкции, знать обобщающие слова.

Умение строить предложения с предлогами «на» и «в», выражающими пространственные отношения предметов (на парте, в парте, на шкафу, в шкафу).

Продолжение работы первого класса по соотнесению натуральных объектов с их графическим изображением, умение назвать изображенный предмет. Тренировка в словесном обозначении действий предметов.

Знание форм множественного числа (стол – столы, книга – книги и т.п.).

Заучивание стихотворений, речевок, считалок, потешек, коротких песенок.

Т е м а т и к а

Овощи (помидор, огурец). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Обобщающее понятие «овощ».

Фрукты (согласно местным условиям). Различение по форме, величине, вкусу.

Обобщающее понятие «фрукты».

Деревья. Распознавание не более двух видов деревьев, заметно отличающихся друг от друга (например, береза и ель).

Уметь рассказывать о наиболее ярких признаках этих деревьев (цвет коры, иглы у ели, листья у березы; осенью листья опадают, а иглы остаются).

Комнатные растения (герань цветущая). Название. Распознавание по внешнему виду.

Домашние животные (кошка, собака). Расширение и дополнение знаний, полученных в 1 классе. Внешний вид: тело покрыто шерстью, на лапах когти. Какую пользу кошки и собаки приносят человеку, как заботиться о них человек.

Дикие животные (лиса, заяц). Внешний вид, питание.

Домашние птицы (курица). Сравнение петуха и курицы (величина, оперение, гребень, шпоры, голос). Чем питаются, какую пользу приносят человеку.

Птицы (ворона, воробей). Наблюдение за живыми птицами во дворе или в парке. Внешний вид (туловище, на голове глаза, клюв). Птицы кладут яйца, высиживают птенцов. Сравнение. Различие.

Наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Осень: похолодание, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках.

Зима: холод, снег, снежинки.

Весна: потепление, сосульки, таяние снега, распускание почек.

Ведение календаря погоды.

Труд взрослых в связи с сезонными изменениями в природе.

Практическая работа в живом уголке. Посадка в ящик для наблюдений семян овса.

Экскурсии в сад, на огород, в поле, к цветнику, в лес, к реке.

Просмотр диафильмов: «Осенние работы на огороде», «Осень».

III класс (70 час.)

Повторение материала II класса.

Логопедические занятия. Исправление дефектов речи. Расширение словаря и работа над фразой.

Краткие беседы о назначении предметов обихода.

Умение заканчивать начатую учителем фразу, с ответом на вопросы: «Что? Чем? Куда? Где? Что делает?»

Например: Саша чистит (что?) зубы. Вова идет (куда?) домой.

Упражнения на построение предложений по вопросам учителя на пройденные темы.

Умение строить предложения с предлогами «у», «около», «за», «над», «под», выражающими пространственное отношение предметов.

Закрепление умения осуществлять простейшую классификацию предметов по словесной инструкции с опорой на наглядность.

Т е м а т и к а

Овощи (картофель, капуста). Употребление этих овощей в пищу.

Арбуз. Цвет, величина, форма, вкус.

Деревья (дуб, тополь). Распознавание.

Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Листья распускаются из почек.

Комнатные растения (бегония). Название. Распознавание.

Цветы (одуванчик, ромашка). Название. Распознавание.

Домашние животные (корова, лошадь). Где живут, чем питаются, какую пользу приносят человеку. Сравнение коровы и лошади по внешнему виду.

Дикие животные (еж, белка). Части тела, чем питаются, как передвигаются. Сравнение с домашними животными.

Птицы (воробей, ворона). Дополнение к пройденному во 2 классе: какую пользу приносят человеку.

Грач. Внешний вид. Какую пользу приносит человеку.

Насекомые (стрекоза, бабочка). Внешний вид этих насекомых, где живут, сходство и различие, название.

Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Лето: солнечные, жаркие дни, зеленые листья на деревьях, цветение трав, сбор ягод и грибов.

Осень: пасмурные дни, похолодание, холодные дожди, листопад.

Зима: морозы, метели.

Весна: таяние снега и льда, первые весенние цветы. Ведение календаря погоды.

Практическая работа. Сезонные работы в саду, на огороде. Работа в живом уголке: наблюдение за распусканием листьев, срезанной ветки тополя.

Экскурсии в парк, лес для наблюдения за осенними, зимними и весенними изменениями в природе.

Просмотр диафильмов: «Лето», «Зима пришла», «Весна».

IV класс (70 час.)

Повторение материала III класса.

Индивидуальные логопедические занятия по исправлению дефектов речи. Расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся.

Уточнение значения слов по схеме: натуральный объект – его изображение – вербальное описание.

Закрепление умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, соотносить предмет с его изображением и наоборот, называть предмет по его изображению и давать простейшую характеристику по признакам: цвет, размеры, функциональные признаки и т.д.

Работа над сравнением предметов, действий по существенным признакам.

Закрепление умения правильно употреблять в разговорной речи формы знакомых слов с использованием предлогов, прилагательных и простых наречий.

Составление простых нераспространенных предложений на основе демонстрируемых действий, по картинкам, по вопросам учителя, по опорным словам. Распространение предложений прилагательными – определениями.

Использование естественно сложившихся и специально создаваемых ситуаций для активизации речевой деятельности учащихся.

Проведение ежедневных разговорных десятиминуток, на которых учащиеся рассказывают о своих наблюдениях в связи с трудом, самообслуживанием, о просмотренных телепередачах, о том, как ехали в школу и т.д. Создание речевого «климата» внутри класса в связи с различными видами деятельности: экскурсии, коллективные игры, коллективный труд.

Просмотр диафильмов, кинофильмов и телепередач с последующим обсуждением.

Подготовка к праздникам. Элементы драматизации.

Т е м а т и к а

Овощи: свекла. Внешний вид корня свеклы. Вкус. Употребление в пищу.

Ягоды (смородина, крыжовник). Цвет, форма, вкус (описание по вопросам учителя).

Сад. Расширение и обобщение знаний полученных в предыдущих классах.

Деревья (клен). Название. Распознавание.

Растения (деревья, кусты, травы). Узнавание, различие.

Комнатные растения (алоэ). Название, распознавание.

Цветы (роза, георгин). Название, распознавание.

Домашние животные (свинья). Внешний вид, чем питается, какую пользу приносит человеку.

Дикие животные (волк, медведь). Части тела. Чем питается, как передвигаются. Сходство и различие по внешнему виду. Жизнь диких животных зимой и летом.

Птицы (скворец). Внешний вид. Где живет, какую пользу приносит человеку. Бережное отношение к птицам.

Насекомые (муравей, муха, божья коровка). Название, внешний вид, где живут.

Труд людей летом и осенью.

Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Название осенних, зимних, весенних месяцев.

Лето: солнечные, жаркие дни. Летние работы в деревне. Летние месяцы.

Осень: дует холодный ветер. Часто идут дожди.

Зима: снегопад, в морозную погоду снег скрипит под ногами, замерзли пруды, реки.

Весна: пригревает солнце, на реке ледоход, разлив рек, первые проталины.

Ведение календаря погоды по сезонам. Ежедневные наблюдения за погодой.

Экскурсии. Осенью сбор листьев и классификация их по форме и принадлежности к породам деревьев.

Зимой показать почки на ветвях деревьев. Провести наблюдения за распусканием почек в природе, на ветках, находящиеся в классе. Весенняя экскурсия в сад (растения сада).

Практическая работа: посев семян свеклы в ящик. Наблюдение за их ростом и развитием.

Просмотр диафильмов: «Приключение скворца «Шурика», «Весенние работы на огороде», «Сезонные изменения в жизни животных».

V класс (70 час.)

Повторение материала IV класса.

Логопедические занятия. Обогащение словаря учащихся.

Устный пересказ сюжетных картинок после коллективного разбора.

Драматизация простых рассказов и сказок.

Умение участвовать в беседе. Примерные вопросы и ответы. Когда? Утром, днем, вечером, весной, летом. В какое время? В 2 часа дня. Откуда? Куда? К кому? К чему? Кто? Что? О ком? О чем?

С кем? С чем?

Где? (на, под, перед, за, между).

Что сделают?

Употребление возвратной формы глаголов, обозначающих элементарные действия: «Я умываюсь», «Я причесываюсь» и т.д.

Т е м а т и к а

Овощи (редис). Название. Распознавание. Растения огорода (повторение и обобщение материала изученного в I – IV классах).

Ягоды (клубника, малина). Сравнение по окраске, форме, вкусу. Обобщающее слово «ягоды».

Деревья (ель, сосна). Распознавание. Сравнение по веточкам (хвоинкам). Сравнение по шишкам. Сравнение по семенам.

Грибы (белый, подосиновик, сыроежка, мухомор). Части гриба. Сравнение. Грибы съедобные и несъедобные.

Комнатные растения (герань душистая). Распознавание. Уход за комнатными растениями (обмывание листьев от пыли, поливка).

Цветы (незабудка, колокольчик). Различие по внешнему виду.

Домашние животные (кролик). Внешний вид. Чем питается, какую пользу приносит человеку.

Дикие животные. Подготовка диких животных к зиме.

Птицы (сорока, синица). Описание с помощью вопросов учителя. Подкормка птиц.

Насекомые (жуки), название, внешний вид, где живут.

Наблюдение за погодой в течение года, графическое обозначение состояния погоды.

Лето: жарко, на небе бывают облака, тучи, идет дождь, гроза – сверкает молния, гремит гром.

Осень: становится холоднее, листья на деревьях желтеют, опадают, на ветках остаются почки.

Птицы – грачи, скворцы – собираются в стаи, улетают в теплые края.

Зима: зимой солнце поздно восходит, дни короче, ночи длиннее, птицам голодно, забота людей о птицах.

Весна: солнце поднимается выше, греет все сильнее, на деревьях и кустарниках набухают почки, из них развиваются, распускаются листья и цветы, в садах цветут фруктовые деревья.

Экскурсия в парк или лес. Уметь назвать и показать 3-4 вида деревьев. Наблюдение за сезонными изменениями внешнего вида деревьев.

Практическая работа. Участие в уборке овощей на огороде. Посев в классе семян фасоли в ящик.

Просмотр диафильмов «Птицы зимой», «Как звери к зиме готовятся?».

VI класс (70 час.)

Повторение материала V класса.

Логопедические занятия. Расширение словаря учащихся. Индивидуальные занятия по коррекции недостатков произношения.

Выработка умений связи высказываться по затрагиваемым в беседе вопросам: дополнять высказывания своих собеседников, используя материал из личных наблюдений и из прочитанного. Последовательно рассказывать о выполнении поручений или законченном трудовом процессе, об интересном случае из своей жизни (с помощью вопросов учителя); Группировать предметы по определенным признакам: по цвету, величине, по форме, по материалу; словесно обозначать признаки предметов; самостоятельно описывать предметы и явления природы, используя вновь усвоенные слова и обороты речи.

Расширение знаний учащихся о словах, обозначающих предметы и действия предметов. Слова, обозначающие признаки предметов: цвет, вкус, величина, материал, и другие по вопросам: какая? Какое? Какой? Какие?

Устное составление изложений по плану учителя.

Систематические упражнения в разговоре по телефону, диалоги в магазине, на улице, в транспорте (межпредметные связи с уроками «Социально-бытовой ориентировки»).

Т е м а т и к а

Ягоды (рябина, клюква). Сравнение по окраске, форме и вкусу.

Деревья (липа). Распознавание. Умение назвать и показать корень, ствол, ветви, листья. Выделение липы из группы изученных деревьев по форме листа.

Кустарники (крыжовник, смородина, малина). Умение назвать, показать, различать. Отличие деревьев от кустарников.

Комнатные растения (герань душистая). Название, распознавание, различие. Уход за комнатными растениями и рыбами.

Домашние животные (овца). Внешний вид, какую пользу приносит человеку.

Птицы (снегирь, дятел). Внешний вид, сравнение, различие, польза.

Рыбы (щука). Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы.

Ежедневные наблюдения за погодой. Наблюдения за изменениями в природе по временам года. Ведение календаря погоды, графическое обозначение состояния погоды.

Весна. Весной на улицах и в садах сажают деревья и кустарники, в огородах и цветниках сеют семена, появляются насекомые, прилетают птицы.

Экскурсия в колхоз, совхоз (животноводческая ферма, птицеферма). Экскурсия в лес, сад.

Просмотр диафильмов: «Поздняя осень», «Растения в разные времена года», «На ферме».

Практическая работа. Уход за комнатными растениями и рыбами.

VII класс (70 час.)

Повторение пройденного за все годы (выборочно).

Составление небольших рассказов по сюжетной картине.

Составление рассказов на заданную тему (темы для рассказов брать из жизни детей: труд, экскурсии, детские праздники).

Рассказывание по вопросам учителя содержания просмотренного фильма.

Коллективное составление писем.

Игры в магазин, почту, справочное бюро.

Т е м а т и к а

Воздух. Воздух вокруг нас. Значение воздуха. Ветер – движение воздуха. Значение зеленых насаждений для поддержания чистого воздуха.

Термометр. Знакомство с устройством термометра. Виды термометров (медицинский, комнатный, наружный).

Лес. Растения леса. Хвойные и лиственные деревья. Кустарники, травы, грибы. Польза и охрана леса. Обитатели леса (звери, птицы, насекомые).

Огород. Друзья и вредители огородных растений (дождевые черви, жабы, птицы, слизни, гусеницы).

Птицы. Птицы перелетные и зимующие.

Ежедневные наблюдения за погодой (облачность, осадки, температура воздуха); за сезонными изменениями в природе (продолжительность дня в разное время года).

Ведение календаря погоды. Название времен года, месяцев.

Обобщение календарей природы и труда за сезон.

Экскурсии в зоопарк или на ферму, к цветнику, в сад.

Практическая работа по уходу за животными в уголке живой природы; по уходу и выращиванию комнатных растений; участие в работах на пришкольном участке.

Просмотр диафильмов: «Зимующие и перелетные птицы», «Труд колхозников в разное время года».

Наши рекомендации