Уроки 53—54. Развитие речи. Портретный очерк

В начале урока необходимо выборочно проанализировать материалы, подготовленные учащимися.

Беседа с учащимися.

— Кто является героем вашего очерка?

— Композиционный центр очерка — психологический портрет. Какими деталями вы раскрываете внутренний мир героя?

Героем портретного очерка может быть человек любого возраста, знакомый, родственник — тот, кого авторы хорошо знают. Объектом внимания может стать и незнакомый человек, случайная встреча с которым произвела сильное впечатление.

При подготовке к сочинению следует обратить внимание на роль деталей: они не должны заменять главного. Иногда учащиеся, увлекаясь повествованием о жизни героя, семье, в которой он вырос, профессии, забывают о задаче портретного очерка — представить читателям человека, достойного внимания, выразить своё отношение к его характеру и поступкам.

Композиция портретного очерка свободная, однако взаимосвязь частей должна подчиняться основной мысли произведения.

Жанры публицистического стиля (заметка, репортаж, информация, интервью и др.) преследуют в первую очередь информативные цели, поэтому отличаются лаконичностью изложения, экономией языковых средств.

Очерк совмещает в себе черты публицистического и художественного стилей. По определению Мариэтты Шагинян, «если рассказ передаёт «мораль» в самом образе, в ходе его судьбы, то очерк оголяет вывод, бросает его читателю непосредственно...». Эта черта очерка публицистична, но использование образных средств языка, тонкая отделка фразы, рассчитанная на эмоциональное восприятие, — от художественной литературы. В создании очерка свободно используются все ресурсы языка, включая его изобразительно-выразительные средства (тропы и различные стилистические фигуры).

В портретный очерк автор может включить интервью с героем или отзывы людей, хорошо знающих его. В таком случае уместно использование разговорного стиля.

Анализ ученической работы.

Этого человека я знаю столько, сколько помню себя, и горжусь им. Он достойный человек.

Мой дед — ветеран войны, он прошёл «огонь и воду», был командиром сапёрной роты, много раз его жизни угрожала опасность. Но рассказывать о войне он не любит. Наверно, ему трудно вспоминать это страшное время. Каким он был тогда — я догадываюсь, об этом могут рассказать пожелтевшие фотографии, которых, к сожалению, сохранилось немного. Он, конечно, сильно изменился. За долгие годы морщины успели избороздить его лицо. Волосы поседели. Ушли былые силы и здоровье. Но я знаю, что дед всё ещё волевой и сильный человек.

Сейчас он живёт в небольшой квартирке, куда я наведываюсь на летних каникулах. Живёт скромно, как и все старики, получает пенсию и страстно увлекается рыбалкой. Именно это увлечение деда сблизило нас больше всего.

Мы можем часами сидеть с удочками у моря и вести непринуждённый разговор. Нам нравятся просто побыть вдвоём. Не могу сказать, что у нас много общего, но уверен: в такие минуты мы чувствуем одно и то же. Мы ощущаем какую-то теплоту, согревающую два сердца, теплоту доброй улыбки.

Я провёл много часов с дедом, когда он учил меня всем тонкостям рыбной ловли. Эти деньки остались в моей памяти как самые светлые и радостные в жизни.

Наши отношения не всегда складывались гладко. Скорее всего, на это повлияла огромная разница в возрасте. Но, несмотря на это, я с дедом всегда общался свободнее, чем с родителями. Обычно на рыбалке мы говорим по душам, ничего не скрывая друг от друга. Разговоры прерываются искренним смехом и радостными возгласами, которые выражают восторг от размеров пойманной рыбы. В такие дни всё кажется приятным и красивым: приятно слушать плеск волны, разбивающейся о гранит, крик чаек в воздухе, и море кажется особенно ласковым, манящим синевой.

Домой мы возвращаемся в приподнятом настроении, и, как говорят рыбаки, вам важен не улов, а сам процесс рыбалки. Вечером мы пьём чай, и всё опять окутано теплом и уютом.

Жалко, что лето наступят не скоро. Я с нетерпением жду новой встречи с дедом и нового похода на рыбалку.

(Александр В.)

Анализируя работу, учащиеся отмечают, что автор выразил основную мысль в начале сочинения (Он достойный человек), однако содержание слабо раскрывает её. Композиция, эмоциональная насыщенность решают другую задачу — выражают отношение автора к герою. В сочинении есть элементы психологического портрета, их можно было бы расширить упоминанием о ярком поступке, фактах профессиональной деятельности. Подробной проработки требует часть, в которой ученик отзывается о духовной силе героя. Была бы уместной речевая характеристика. Рассмотренное сочинение нельзя считать портретным очерком — это заметка с элементами психологического портрета.

— Отредактируйте подготовленные материалы с учётом сделанных замечаний.

— Подумайте, какой заголовок точнее выразит основную мысль вашего портретного очерка.

Письменная работа.

Наши рекомендации