Заучивание отрывков из произведений.
О. Высотская «Праздник Октября»
А. Плещеев «Осенью»
А. Барто «Наша Таня»
С. Михалков «Елка»
А. Блок «Зайчик»
Е. Трутнева «На крылечко снежок падает, не тает»
И. Суриков «Зима»
Е. Благинина «Флажок»
З. Александрова «В школу»
III класс (210 час.)
Букварный период (III этап)
Чтение
Повторение звуков и букв. Изучение новых: д, й, ь, е, я, ю, ё, ц, ч, щ, ф, э, ъ. Подбор слов с заданными звуками и определение места его нахождения в слове (в начале и в конце слова). Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (ла, ли, лук, люк).
Выделение в словах звуков в начале, в середине и в конце слова. Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, гор-ка, мо-ло-ко). Послоговое чтение предложений и коротких текстов из букваря.
Письмо
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв: Дд, й, ь, Ее, Яя, Юю, Ёё, Цц, Чч, Щщ, Фф, Ээ, ъ.
Списывание с классной доски, букваря, с печатных карточек слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений из 2-3 слов.
Составление из кассы слогов подписей из 2-3 слов под картинками.
Работа с деформированными слогами: дополнение одной пропущенной буквы в односложных, двусложных словах с опорой на наглядность.
Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения.
Написание слуховых диктантов с предварительным звукобуквенным анализом.
Заучивание отрывков из произведений.
А. Плещеев «Мать и дети»
В. Лифшиц «Марш октября»
А. Плещеев «Сельская песня»
С. Маршак «Майский праздник в Москве»
Г. Ладонщиков «Улица поёт»
Е. Благинина «Здравствуй, праздник»
В. Берестов «Песенка весенних минут»
IV класс (210 час.)
Письмо
Повторение пройденных звуков и букв. Буквы сходные по начертанию, отличающиеся добавочными элементами (и – ш, о – и), пространственным расположением элементов (б – д), а также трудные по начертанию (з – к).
Звуки и буквы.
Соотнесение звука и буквы, их различение. Звуки гласные и согласные. Согласные звонкие и глухие, сходные по артикуляции, их различение.
Слово.
Слог как часть слова. Перенос части слова при письме (с помощью учителя). Слова со стечением двух согласных, деление данных слов на слоги.
Практические упражнения, со словами отвечающие на вопросы: кто это? что это? что делает?
Большая буква в именах людей и кличках животных.
Предложение.
Построения простого предложения:
1) составление предложений по вопросу, картинки, на тему, предложенную учителем (запись с помощью учителя);
2) списывание предложений, вставка пропущенных слов, в соответствии с данными картинками;
3) написание большой буквы в начале предложения и точка в конце предложения;
4) упражнения в списывании рукописного и печатного текста.
Чтение.
Повторение материала III класса.
Переход к чтению целыми словами. Составление слогов из букв, слов из слогов с использованием букв разрезной азбуки, кассы слогов. Чтение слогов и слов со стечением согласных.
Чтение коротких, сюжетно-завершенных текстов с последующим пересказом по вопросам учителя и по серии последовательно подобранных сюжетных картинок. Соотнесение текста и иллюстрации.
Элементы выборочного чтения. Нахождение в тексте слов с заданным звуком, заданного значения.
Закрепление навыков правильного чтения с соблюдением пауз на точках. Упражнения в чтении рукописного материала.
Заучивание отрывков из произведений
С. Маршак «Сентябрь»
М. Ивенсен «Листопад»
С. Маршак «Ноябрь»
З. Александрова «Наша семья»
Г. Бромловская «Бабушкины руки»
Г. Ладонщиков «Мастерица»
И. Суриков «Стали дни короче…»
С. Маршак «Декабрь»
А. Плещеев «Уж тает снег»
О. Высотская «1 Мая»
С. Маршак «Июнь»
V класс (210 час.)
Письмо
Звуки и буквы
Повторение материала IV класса.
Слова с гласными е, ё, и, ю, я в начале слова и после гласных, деление данных слов на слоги. Различение букв и звуков и-й. Работа с буквами разрезной азбуки.
Слово
Слог как часть слова. Перенос части слова на письме (с помощью учителя). Закрепление знаний о словах, обозначающихся названия предметов, умение различать их по вопросам кто это? что это?
Закрепление знаний об именах собственных: имена и фамилия людей, клички животных.
Предложение
Построение предложений:
1) составление предложений на заданную тему;
2) умение закончить предложение по вопросу что это? Кто это?;
3) умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, по возможности, записать ответ с помощью учителя;
4) списывание предложений с классной доски, книги, печатных таблиц;
5) написание прописной буквы в начале предложения и точка в конце предложения;
6) написание зрительных и слуховых диктантов.
Чтение
Закрепление навыков сознательного и по возможности выразительного чтения с соблюдением пауз на запятых, точках, восклицательных и вопросительных знаках. Изложение содержания прочитанного по вопросам учителем и по сюжетным картинкам.
Подбор картинок к прочитанному слову или предложению. Полный и выборочный пересказ по вопросам учителя.
Чтение отрывков из рассказов русских и советских писателей.
Чтение печатных и письменных инструкций. Выполнение их. (Межпредметные связи с уроками труда).
Глобальное чтение (узнавание) распространенных знаков безопасности и информации (стоп, опасно, яд, переход, магазин, аптека и.т.п.).